Празднуем 8-е марта

Леонид Зелёный
*фото №1. Май 1956 год, г. Ейск, ул.Ленина, на заднем плане Дом Офицеров.
Леонид Лукьянович Зеленый, (я в фуражке, т.к. пол головы было обстрижено),
Виталий Федорович Дубко,
Пётр Фёдорович Феленков (мастер спорта СССР по пятиборью).

*фото №2. Леонид Лукьянович Зеленый с теми самыми "шиповками" в руках.

Посвящается отважным студентам
50–х годов Ейского педучилища               
физического воспитания 
им. И. Поддубного.

               
     Неожиданно  получилось, что наш тихий городок Ейск, стал, вдруг, самым криминальным городом Кубани !
     После амнистии 1954 года, сюда съехались воры, «отморозки», бандюги  различных рангов -- чуть ли не со всего Союза!  Возможно, решать свои «организационные вопросы» или отсидеться в курортном местечке,- но народу  жить в своем же, родном городе, стало просто опасно!  Ежедневно, разносившиеся по городу известия, о грабежах, разбое и даже убийствах, как сводки с фронта, стали обычным явлением.
     Власти, как могли, боролись, но, судя по тому, что были вынуждены обратиться к населению по радио, через газеты,  листовки и объявления, «не выходить после девяти часов вечера на улицу» - безуспешно.
     Наше « Педагогическое училище физического воспитания им.И. Поддубного», жило обычной  студенческой жизнью. Учились, тренировались, старались улучшить свои результаты по различным видам спорта, ездили в колхозы помогая убирать картофель, кукурузу, арбузы , а однажды даже хлопок. Защищали честь города  в различных городских, краевых и Всесоюзных соревнованиях. Ни один праздник не обходился без нашего участия в парадах, эстафетах по городу, различных показательных выступлениях. А наши борцы и акробаты были лучшими на Кубани!  Живя в своем интересном студенческом мире, мы,  как говорится, были далеки  «от реалий окружающего мира», считая городские события далекими и нереальными.
     До одного момента!
     Прямо через дорогу, «ворота в ворота», от нашего общежития находилась швейная фабрика, со стопроцентным женским коллективом. И хотя у нас и своих девушек хватало, мы то и дело, заглядывались на аккуратных многочисленных соседок.  А мы,  подтянутые, веселые, атлетически сложенные, будущие учителя физкультуры - просто не могли кому–либо не нравиться !
     Швеи проявили инициативу, и что бы провести мероприятие в честь 8 го Марта, упросили свое начальство и впервые после войны (шел уже 1956 год!) под клятвенные заверения активисток, что вечер пройдет «без сучка и задоринки  на высоком идейно - политическом уровне» - получили разрешение. Начальство поставило условие – приглашать только студентов из общежития!
     Несмотря на то, что 8-е Марта было рабочим днем(!)
на фабрике царило праздничное настроение – девушки готовились к вечерним мероприятиям!
     Мы тоже приоделись и многие в праздничных рубашках уже  бродили во дворе общежития, с нетерпением ожидая приглашения. Настроение  у всех веселое и приподнятое, которое и должно быть в нашем возрасте!  Особенно  волновались старшие ребята, и  с шутками и наставлениями решили отправить меня с Виталием Дубко на фабрику, узнать -«сколько нам еще ждать»?!
     И ждать оказалось  совсем недолго…
    
     На проходной нас приветливо встретили две дежурные девушки, и мы минут пять весело пообщались, не предполагая, что  слова известной песни, «…бывает, что  минута все решает очень круто» - найдут свое убедительное подтверждение.
     Неожиданно на улице послышались шум и крики, дверь чуть ли не с треском  распахнулась, и в проходную, не обращая внимания  на турникет и предупредительные возгласы перепуганных девушек, ввалилась  толпа  «отморозков» с наглыми рожами, перекошенными алкоголем. Мы с Виталием, пытаясь  сдержать толпу, бросились на помощь девушкам.
     Но не тут, то было!  Один из самых активных, видно было, что их «авторитет»,  заорал:
   - Вы что, комсомолисты!?- и,  взмахнув рукой, в которой, как оказалось, находилось лезвие бритвы, резко провел по лицу Виталия.  Лезвие ему рассекло  лоб, щеку, даже веко, чудом не повредив глаз. Несмотря, что кровь залила Виталику лицо,  крикнул:
   - Лёша! Быстро за ребятами!
     Пока я, отбиваясь, вырывался из толпы, кто-то из бандюков кастетом ударил мне в лицо. Я рванулся к большим воротам, хорошо, что калитка была на щеколде, и выскочил на улицу. Боль почувствовал где-то на середине дороги, но когда увидел  в крови мою единственную белую рубашку, то в голове пронеслось: - «Влетит» от мамы…
     Многие ребята, ожидающие приглашения  за воротами общежития,  - сразу все поняли. Вооружившись по ходу, что попалось под руку, ребята рванулись к проходной. Короткая схватка. Бандюки  попытались сопротивляться, но получив по рожам, предпочли «дать деру». Наши преследовали их даже по главной улице (проспект Ленина), разогнав всех по прилегающим улицам и подворотням.
     Когда основной группой мы выбежали на проспект, то встретили, спешащих к нам навстречу, взволнованных ребят из первого отряда. Кто-то из них крикнул:
    -Всем в общежитие! Посмотрите, что творится!
     И действительно!  Все дальнейшие события, несмотря на прошедшие десятилетия, вспоминаются мне в деталях!
     Со всех сторон, из темных  улиц и закоулков раздавались крики, пересвист, какие-то сигналы, на которые, словно зомби из под земли, появлялись все новые и новые силуэты.  Вскоре, на площади, перед Домом Офицеров собралась возбужденная, угрожающая толпа. А когда из нее одна за другой вылетели две ракеты, сигнализирующие о каком-то важном событии, кто- то из наших прокомментировал:
    -Ни фига себе! Они что, на нас войной пойдут?!
    -Отступаем! – последовала  команда.

     Мы в спешке собрались у ворот общежития, в растерянности решая, что же делать!?   Закрыть ворота и спрятаться в здании!?  Этого никто не допускал даже в мыслях!
     Надо знать студентов Ейского педучилища физического воспитания середины пятидесятых годов!
     Все, как сейчас говорят, были «дети войны», чудом оставшиеся в живых во время оккупации  фашистами  Кубани. А некоторые, как например я, даже побывали в концлагерях, получив после освобождения удостоверение «Малолетний узник фашистских концлагерей». Все перенесли лишения военных и послевоенных лет, с  трудом выжив в голодовку 1947 года, пройдя все стадии естественного отбора.
     А выбор спортивного училища для всех не был случайным. В своих школах, станицах или городах, это были, как сейчас говорят, «спортивные  звездочки», лучшие в различных видах спорта.
     Окружавшие нас развалины городов и станиц постоянно напоминали об ожесточенных сражениях с фашистами.   
Фильмы, которые мы смотрели по несколько раз, «Чапаев», «Ал. Невский», «Ал.Матросов» и много других, особенно о подвигах наших партизан, способствовали патриотическому воспитанию. Слова  песни из фильма «Первая перчатка»  ( о боксерах) :
     «…при всякой неудаче, давать умейте сдачи, иначе   вам удачи не видать!» - были нашим девизом.
     Поэтому, все события вечера воспринимались ребятами как вражеское вероломное нападение, и каждый был готов сражаться не хуже наших предков!
     Единодушно решили - надо  всем стать посреди улицы и встретить банду «лицом к лицу»!  А там - как выйдет!
     Однако, принятое решение, несмотря на его смелость, мне не совсем понравилось.
     То, что «отморозков» , наверняка, будет чуть ли не вдвое больше, и что они вооружены, никто не задумывался.  Но к спортивному азарту, вероятно, добавилось состояние, испытанное Мцыри у Лермонтова, в минуты смертельной опасности:
       …я ждал, схватив рогатый сук ,
        Минуту битвы; сердце вдруг
        Зажглося жаждою борьбы
        И крови…
      
    -Ребята! Стоп!-  уверенно обратился я к возбужденной толпе. Все притихли.  Мое разбитое лицо, окровавленная рубашка, рассеченная губа и глубокая рана на щеке от кастета, подтверждали боевой опыт и внушали
 невольное уважение.
    -Сейчас срочно вооружаться! Промчитесь по комнатам и соберите все шиповки! В моей тумбочке возьмите стартовый пистолет. Помните, они идут к нам с ножами и кастетами! Не жалеть никого! Они идут нас калечить! Делимся на две группы – половина остается за воротами общежития и ждет. Вторая выходит на середину улицы и ждет банду. Когда вас увидят, начинайте убегать мимо ворот в темный переулок. В конце остановитесь, развернитесь и дайте бой! Стреляйте из стартового!  После чего мы им врежем сзади!
      Предложение всем понравилось!   Мы сразу же превратились в организованный отряд, действующий по четкому плану. У многих я уже увидел в руках шиповки. палки и даже гимнастические булавы!
      Сразу же поделились на две группы - одна  осталась за воротами, вторая вышла на середину улицы. Виталия просили остаться в общежитии, но он, прикрывая рукой рассеченное лицо, стал первым  во второй группе, вооружившись увесистой палкой.
     -Наберите побольше камней, подпустите бандюков  поближе,  и дружно сделайте   «залп», -  советовали опытные  ребята передового отряда.
      Пока шли приготовления, к нам, очень  кстати, присоединились баскетболисты и легкоатлеты – они упросили тренеров  раньше закончить тренировки, что бы успеть на праздничный вечер… «Успели!»
      Когда я с передовой группой вышел на улицу, что бы оценить обстановку, то, честно говоря, почувствовал, как сжалось сердце.
      По всей ширине улицы, по направлению к нам, не обращая внимания на клумбы и разделительные цветники,
двигалась орущая, вопящая темная масса людей. В свете огней магазинов было видно, что все размахивали палками, какими-то предметами, и, вырванным из ограждений штакетом.
      Что чувствовали стоящие посреди улицы ребята, можно только гадать. Все же нам было только 16-17 лет!
     -Когда они вас увидят, начинайте убегать! - дал я последнее наставление, а сам помчался к основной группе, затаившейся во дворе общежития.
      Ребята проявили выдержку! Когда между орущей толпой и передовым отрядом осталось примерно  метров 
десять, ребята, согласно плану, развернулись и начали убегать в темный переулок … , минуя ворота общежития.
      Горланящая  толпа с воплями :   - Бей  студентов!!,  -, ринулась за ребятами. А в улицу, обгоняя друг друга, вбегали все новые и новые «отморозки».
             - Сколько же их …! – вырвалось у кого-то из наших.
             - Ничего, сейчас они получат ! – последовала уверенная реплика.
      А в конце переулка уже началось сражение.   Послышались крики, ругань, вопли, треск палок – это наши ребята, развернувшись, запустили в толпу град камней, и бросились навстречу бандюкам.
      Вскоре раздались два торопливых выстрела из стартового пистолета – значит, нужна помощь!   Распахнули ворота и наш «засадный отряд» с дружным криком : -Ура!! , рванулся к толпе дерущихся.
      Бандиты опешили, когда из темноты на них сзади набросилась, невесть откуда взявшаяся, толпа разъяренных студентов! Отличная физическая подготовка, ( все без исключения имели спортивные разряды по борьбе, боксу, гимнастике, тяжелой и легкой атлетике), азарт боя, душевный подъем, уверенность, что «дело наше правое» - сделало всех самоотверженными и бесстрашными!
      На несколько секунд я задержался, проверяя, не остался ли кто, и последним выскочил из ворот.  И надо же так случиться, что неожиданно, лицом к лицу, столкнулся с двумя великовозрастными «отморозками», отставшими от своей оравы. Один из них срезу же предложил:
                - Давай «замочим» студентика!
Но другой, оценив мой внешний вид, засомневался
                - Что его трогать, он и сам  «окочурится»!
      Я сразу же переложил шиповку в правую руку, приготовившись к любым неожиданностям.  Удар шиповкой по физиономии мог «вырубить» любого на долгое время.  Но  бандюки, минуя меня, помчались на помощь своей «братве».  Я побежал следом, присоединившись к группе, самоотверженно сражавшихся ребят. Еще на бегу отметил, с удивлением и радостью, что по всей улице сидели, не в силах подняться, корчились от боли и стонали с десяток отморозков. А некоторые просто лежали не двигаясь! Наши ребята  действительно бились «не на жизнь, а насмерть»! 
      В самый разгар сражения, вдруг, из темноты переулка, раздался резанувший уши крик:
                - Виталика зарезали!!
      Это же услышали и бандюки. Сообразив, что драка приобрела криминальный оборот, многие, пользуясь темнотой, стали разбегаться кто куда.
      Стали подходить наши из передового отряда, первыми встретившие бандитов лицом к лицу. Все были в синяках, ссадинах и ножевых ранениях, к счастью, не смертельных.
Все волновались -  что с Виталием?!
      Подошли вскоре еще ребята, которые на руках принесли окровавленного  Виталика. Как оказалось позже, он получил семнадцать (!)  ножевых  ранений! Спасла его от самого худшего, отлично развитая мускулатура, защитившая жизненно важные органы.
      Вид израненного  Виталия, возбуждение от только что закончившейся схватки, полученные ранения и травмы – еще больше всех обозлили. Стали, чем попало, избивать сидящих и даже лежащих, бандюков . Правда, в основном досталось тем, у кого находили кастеты или финки.
      Вскоре раздались милицейские свистки и ребята, зная, что с милицией, прав ты или виноват, лучше не связываться, постарались разбежаться и скрыться в общежитии.       Послышалась и сирена «Скорой помощи», которую вызвали перепуганные девушки. Остались на « поле боя» несколько еле живых «бандюков», трое или четверо наших ребят, с различными  ранениями, я и Виталик.  Подъехавшая «скорая» забрала Виталика, меня и двух «отморозков», один из которых , пока ехали в больницу, так и не пришел в сознание.  Остальных, сидящих и лежащих «бондюков», милиционеры затолкали в подъехавшие «воронки» и увезли, скорее всего, в  тюремные лазареты.
      Виталика сразу же забрали в реанимацию, а затем  перевели в стационар хирургического отделения, где он находился почти месяц. К счастью, эти травмы не помешали ему через год выполнить нормативы Мастера спорта СССР по акробатике !
      Мне обстригли спереди пол головы, подтянули и скрепили скобками свисавшую на лоб кожу, зашили рассеченную нижнюю губу.  Но рану от удара кастетом в лицо, еще на проходной, никак не удавалось зашить или скрепить скобами. Поэтому чем-то залепили и забинтовали.
Шрам на лице так и остался на всю жизнь, вызывая вопросы друзей и знакомых.
      На расследование в милицию вызывали ребят из четвертого курса, в основном, борцов, боксеров, штангистов, посчитав, что к «вырубленным»  бандюкам  они имеют прямое отношение. Дело осложнялось еще и тем, что «отморозок», который рассек Виталику лицо на проходной, находился в реанимации и не факт, что останется живым.
     В милиции, побеседовав со многими ребятами, быстро установили картину событий и эпизоды всего сражения.
     Под большим секретом старшие ребята рассказали, что сам начальник милиции  пожал всем руки и поблагодарил за разгром банды, с которой они постоянно вели войну. Однако, сделал серьезное замечание, что надо было все же сообщить в милицию и… «не связываться с вооруженными бандитами, для которых ничего не стоит убить человека.»
     Пользуясь моментом, милиция стала отлавливать бандюков по всему городу, разгромив все их «хаты» и «малины». Власти сняли вечернее предупреждение  - « не выходить из дома после девяти вечера !»  - разрешили открыть городские танцплощадки, летние кинотеатры. До самого окончания училища , в 1958 году, в городе не было ни одного серьезного происшествия!
      
     Многие участники  «праздника» в честь 8-го Марта, стали Мастерами спорта СССР, победителями различных соревнований, даже Международных, прекрасными тренерами и учителями. А Виталик, Виталий Федорович Дубко , Заслуженный Мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР – возглавлял сборную страны по батуту на Олимпийских Играх!  Международная федерация батута
признала Виталия Федоровича Дубко лучшим тренером 20–го века!
     И надо благодарить судьбу, что события далекой юности сложились для всех так, как сложились.
     С гордостью вспоминаю я  отважных студентов пятидесятых годов  Ейского педагогического училища им.И. Поддубного! 

Некоторые уже ушли из жизни – светлая им память… А кто жив - здоровья и оптимизма !

                Заслуженный учитель Кубани,
                Заслуженный работник ФК и Спорта  Кубани   
                Зеленый Леонид Лукьянович.
                8 марта 2022 года !