Панамская литература 20 век

Валерий Орлов-Корф
Панамская литература (20 век) – Латинская Америка.

Историки утверждают, что индейские племена, которые населяли Панамский перешеек, не оставили следов своей культуры, но в этом можно сомневаться – индейский фольклор всегда, как малые ручейки будет питать культуру Панамы.
Испанское владычество Панамой было продолжительным – с 1501г. до 1821г. Говорить о литературе этого периода довольно затруднительно – можно только утверждать о панамо-испанских или панамо-колумбийских писателях (Панама была присоединена к Колумбии). С первой половины 19 в. можно считать становление панамской литературы. В 1845 году было создано Общество любителей просвещения, из которого вышли поэты – Х. Колунхе, Т.М. Фейе и Х.М. Алеман. Историки утверждают, что многие из поэтов этого времени находились под влиянием зарубежных писателей-романтиков, но писали на испанском языке. К концу 19 века в панамской литературе романтизм потеснил модернизм (Д. Эррера (1870-1914) – сборник рассказов «Дальние времена»; Г. Андреве (1879 – 1940) – сборники стихов «В тени арки» (1925), «На воде» (1925)). Несколько позже (начало 20 века)  модернисты передали «первенство» следующему направлению, которое имело название – «первое поколение республики» (Р. Миро (1883-1940) и ряд поэтов, выступавших на страницах журнала «Это и то»). Эти художники воспевали родину, выступали против агрессивной политики США (Г.О. Эрнандес (1893-1918) – сборники «Мелодии былого» и «Аметистовый бокал»). Критики того времени замечали, что все они находились под влиянием французских символистов и «парнасцев».
В 30-40-ые годы 20 века литературная жизнь страны была очень пестрой. Одни авторы в своих произведениях много места уделяли внутреннему миру своих героев – Р. Синан (1904-), сборники стихов «Волна» (1929), «Пасхальная неделя в тумане» (1949). Другие -  (Р. Х. Лауренс (1910-)) продолжали идти путем подражания «авангардистскому» искусству. В это время появились и писатели-реалисты, для которых были главные темы – борьба за свободу страны и решение социальных вопросов (Д. Корси (1899-1957)) – сборники стихов «Ветер в горах» (1929), «Гринго приходят, а кумбия исчезает…» (1953); Д. Эррера Севильяно (1902-1950) – сборник «Песнь раба» (1947). Реалистическое изображение быта панамских крестьян было отображено в произведениях писателей первой половины 20 века: И. де Х. Вальдеса сборник «Панамские рассказы о городе и деревне» (1928), роман «Крестьянская кровь» (1943); Х. Э. Уэрта (1899-) – сборник «Креольские рассказы» (1947); Х. М. Нуньеса (1894-) – сборник «Рассказы» (1955); Х. М. Санчес (1918-) – сборник «Ливневые дожди» (1948); М. А. Родригес (1919-) – сборники «Поле изнутри» и «Луна в Верагуасе» (1948); Х.Б. Соса (1910-1956) – роман «Дороги обрываются на вершине» (1957), исторические романы «Только в тебе смысл моей жизни» (1943) и «Уснувшая индианка» (1948). Критики называют Х.Б. Соса одним из первых романистов в панамской литературе.
Вторая половина 20 века в панамской литературе была посвящена социальным вопросам и борьбе за справедливость. Реализм с натуралистическими чертами был основным направлением того времени. Писатели изображали борьбу крестьян за свои права: Х. Кахар Эскала (1915-) в романе «Главарь» одним из первых поднял эту тему; М. Риера (1920-) в романе «Курс на Койбу» (1949) разоблачал продажные «верхи»; С.А. Канданедо (1906-) в романе «Подполье» (1957) поднята тема борьбы крестьян-эмигрантов; о трагической судьбе городской бедноты рассказал Р. Осорес (1910) в романе «Темная улица» (1957); о борьбе за освобождение страны от иноземного гнета читателям рассказал Х. Беленьо (1922-) в романах «Зеленая луна» (1951) и «Узники Гамбоа» (1960); Х. Франко в поэтических сборниках «Безвестные рыдания» (1955) и «Защищенная Панама» (1959) призывает читателей к борьбе за мир; эту тему затрагивают в своих стихах и А. Менендес Франко (1933-), К. Ф. Чангмарин (1922-).
Рассмотрим творчество некоторых писателей этого времени.
Димас Лидио Питти (1941-2015) – известный панамский поэт, журналист, прозаик. Окончил университет в Панаме. Является автором пятнадцати книг (стихи, рассказы, романы). Почти все эти произведения были о его стране и народе.
Рамон Хеберто Хурадо (1922-1978) – панамский писатель. Образование получил в Национальном институте Панамы и в Университете Панамы (бакалавр философии и истории). В литературе он известен с 50-х годов. Критики характеризуют его творчество со стороны натуралистической эстетики, автор изображает социальную и естественную среду, в которой его герои проявляли себя (роман «Сан-Кристобаль). Его перу принадлежат и исторические романы (роман «Дезертиры»). Он был отмечен критикой за роман «Чердак» за создание психологических образов. Первый роман автор написал в 1944 году («Сент-Китс»), последний – в 1973 («Ягодица в забвении»). Всего русскому читателю известны, пять его романов.
Тристан Солагарте (1924-2019) – известный панамский писатель. Образование получил в университете Коста-Рики. Он много путешествовал: Антильские острова, Куба, Ямайка и некоторые страны Европы. В своих будущих книгах он показал глобальный взгляд на мир. Критика особо отметила два его произведения: роман «Утопленник» (убийство художника-подростка) и роман «Признание судьи» (в нем автор показал жизнь и историю скромных людей Панамы). Писатель известен в своей стране и как поэт – сборник «Голоса и пейзажи жизни и смерти» и сборник «Воспоминания»).
Луисита Агилера Патиньо (1914-) – панамский писатель. Образование получил в университетах Панамы и Чили (доктор философии и филологии) . Критики особо отмечают ее работы по исследованию панамских легенд («Секрет Антатуры». «Панама Ла Вьеха», «Панамские легенды» и др.).
Карлос Франсиско Чангмарин (1922-) – крупнейший современный писатель (прозаик, поэт, автор историко-политических исследований). Критика особо отметила его роман «Кристальный генерал» (1981) о замечательной личности панамского политического движения – Омаре Торрихос Эррера (1929-1981), глава правительства 1972-1978 годах, добился от США пересмотра кабального договора 1903 года о Панамском канале, погиб в авиационной катастрофе.
 Отрывок из романа «Кристальный генерал»:
«…миновали годы и годы, а покойница Лоренса, жена кристального Викториано, храбрая генеральша, выходит к людям, как живая – то ли ее душа, то ли она сама. Длинные волосы, вплетенные в нити ветра, красные розы на груди, черная прозрачная юбка… Лоренса зовет и зовет Викториано Лоренсо. «Викториано-о-о-о!» И поднимает на войну партизан сьерры. Иногда по ночам гремят выстрелы. И я в это верю, крепко верю!»
Рикардо Миро (1863-1940) – известный поэт-модернист, который всегда стремился к прозрачной пластичности образного строя и к утонченному субъективизму. Его известные сборники – «Прелюдии». «Легенда Тихого океана» и др. Отрывок из стихотворения «Последняя чайка»:
«…Затеплилась звезда вечеровая
И вслед за чайкой, мчащейся далеко,
Дозором тронулась, не отставая…
Вся жизнь моя: без отдыха и срока,
Подобно ей, отбившейся от стаи,
Спешить в ночи дорогой одинокой».
Деметрио Корси (1899-) – поэт-модернист в творчестве, которого патриотическая тематика имеет отчетливое выражение. Отрывок из стихотворения «Кумбия»:
«…Клин своей печали вышибая клином,
В барабан он лупит, яростен и пьян…
И чем злее сердце жжет ему кручина,
Тем грозней грохочет буйный барабан.
Но когда вдруг гринго покидает танец,
Взяв под ручку Меме, что-то ей шепча,
И уходит с нею, наглый иностранец,
Прямо в спальный номер у Панча Манча, -
Чимбомбо с кинжалом, жаждуя расплаты,
Настигает эту парочку, как вихрь…
Нет мулатки Меме, пылкой Меме нету…
И не тот, что раньше, барабанный бой…»

Деметрио Эррера  Севильяно (1902-1950) – известный панамский, который в своем творчестве знакомил читателей с  городскими окраинами. Критики его считают поэтом реалистической школы. Отрывок из стихотворения «Углы»:
«…Углы ребят босоногих
И вечных бед и забот,
Углы, где не видят солнца:
Оно – из важных господ.
Полощет свои лохмотья
Во дворике беднота.
Вопит из холодных печек
Квадратная немота.
Углы, где кашель и корчи
Предсмертного забытья.
Углы, где серые лица.
Углы – вернисаж тряпья…»
Карлос Франсиско Чангмарин (1922-) – поэт, творчество которого повествует о тяжелой жизни простого народа. Поэт-реалист в своих стихах избегает всякую искусственную красивость – для него главное – это правда жизни. Отрывок из стихотворения « Грязь заводская въелась в эти руки»:
«…Мозолистые, в шрамах руки деда,
Которые смешали землю с кровью
Своей, чтоб вырастить зеленый рис.
Шершавые, коряжливые пальцы,
Такие добрые для струн гитары
Или во время жалобных прощаний.
Тяжелые запястья, кулаки,
Как десять ловчих, бредящих о чем-то…»
Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1966г.
2. Поэзия Латинской Америки. М., 1975г.
3. Латинская Америка – литературный альманах. М., 1980-1990 г.
4. Журнал «Иностранная литература». М., 1970-1990г.
5. История всемирной литературы. М., 1994 г.