О двух портретах княгини А. П. Голицыной

Владимир Варнек
1.  Миниатюра княгини Александры Петровны Голицыной работы неизвестного художника, 1790-е.
2.  Портрет княгини А.П. Голицыной (фрейлины и писательницы),  представленный на Таврической выставке 1905 года (см. ниже).
3. Николай Александрович Варнек (1824 -1897), третий сын художника А.Г. Варнека. Картина «Мать и дитя». После 1850 г.

В списках произведений художника А.Г. Варнека, опубликованных М.М. Раковой [1]  и В.С. Турчиным [2] значится портрет княгини Александры Петровны Голицыной (20.03.1774 – 11.09.1842),  урожденной  Протасовой, жены шталмейстера, тайного советника князя Алексея Андреевича Голицына (29.07.1767 – 31.03.1800).

Указав выше имена супругов Голицыных, замечу, что элементы биографий их имеются в пятитомнике «Русские портреты» [3], в Википедии, на сайте «Наполеон и революция», в  других интернетовских документах, и сообщать их здесь не буду.  Замечу лишь, что несмотря на короткий период совместной жизни супругов (8-9 лет), в их семье родилось шесть детей – Петр Алексеевич (1792 – 1842), Вера Алексеевна (ум. в детстве), Павел Алексеевич (1796 – 1864), Елизавета Алексеевна (1797 – 1844), Александр Алексеевич (1798 – 1876), Алексей Алексеевич (1800 – 1876). Как видно, Александра Петровна практически все годы брачного периода (с 1791 по 1800) находилась в положении.

Далее ограничусь лишь загадками двух портретов княгини, выполненных неизвестными художниками в течение ее супружеской жизни и приложенных к настоящей миниатюре. Входить в эту тему начну с аннотаций к портрету Александры Петровны в списках произведений художника А.Г. Варнека, опубликованных М.М. Раковой и В.С. Турчиным [1,2]. Процитирую дословно лишь фрагмент из первого списка.

«Портретные работы Варнека, которые пока не представляется возможным отнести к какому-либо определенному времени: 3. Портрет княгини Александры Петровны Голицыной (1774 – 1842), рожденной Протасовой, жены шталмейстера кн. А.А. Голицына.       Местонахождение неизвестно. Был на выставке портретов в Таврическом дворце в 1905 г. (кат. № 953), из собр. М.Л. Череп-Спиридович в Петербурге» [1].

Информация из второго списка повторяет приведенную выше с одной оговоркой: раздел списка назван словами «Недатированные произведения».

Просмотр пятитомника «Русские портреты» [3] показал, прежде всего, что в первом томе  под №18 воспроизведен большой поколенный портрет супруга А.П. Голицыной, князя Голицына Алексея Андреевича с собакой, выполненный в 1795 году немецким художником Крейцингером. В этом же томе  под №74 воспроизведена миниатюра князя, выполненная русским художником-миниатюристом Риттом Августином Христианом (1765 – 1795), сыном скрипача, выходца из Германии. Дата исполнения портрета не приводится, но судя по облику, запечатлен он на портрете Ритта более молодым, чем на портрете работы Крейцингера.   

Слева от портрета работы Ритта в «Русских портретах» воспроизведен под №73 портрет-миниатюра княгини Александры Петровны, и это тот самый портрет, который приложен к настоящей публикации под №2. При этом в «Русских портретах» не указаны ни имя художника, запечатлевшего княгиню, ни дата исполнения портрета-миниатюры.
В то же время, в Википедии о данном портрете говорится: «Эта иллюстрация – репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича», выпущенной в 1905 – 1909 годах в качестве каталога Таврической выставки, состоявшейся в 1905 году». Еще сообщается, что этот файл находится на Викискладе.

Но если все это справедливо, как и то, что портрет княгини Александры Петровны Голицыной, представленный на Таврической выставке 1905 г. был выполнен А.Г. Варнеком [1,2], то не приходится, казалось бы, сомневаться в том, что портрет, приложенный под №2 к миниатюре, и является его работой.  Однако, не зная мотивов М.М. Раковой, побудивших ее включить данный портрет, воспроизведенный в «Русских портретах», в список произведений А.Г. Варнека, не могу принять атрибуцию Магдалины Михайловны на веру. Тем более, по той причине, что местонахождение этого портрета остается неизвестным.

Вместо этого, хочу высказать свое предположение о том, что Александр Варнек выполнил другой портрет-миниатюру Александры Петровны Голицыной, который уже много лет приложен к биографии княгини, опубликованной в Википедии. Впервые я увидел его здесь 13.03 2015 г., когда мною была распечатана на принтере и биографическая заметка. 

В настоящее время данный портрет, приложенный под №1 к миниатюре, представлен примерно в двадцати интернетовских документах, в том числе, в Википедии, а также на сайте Портретная миниатюра XVIII – XIX веков. Правда, если раньше под портретом  в Википедии была  подпись «Миниатюра неизвестного художника, 1790-е», то сейчас ее здесь почему-то уже нет. Я эту подпись сохранил под «картинкой», но хочу высказать в своей миниатюре гипотезу, согласно которой автором портрета-миниатюры является Александр Варнек.

Но вначале замечу, что на сайте «Портретная миниатюра XVIII – XIX веков»  представлено большое множество портретов-миниатюр представителей русской знати, при этом по соседству размещены в простых одинаковых деревянных рамках два «портретика»  с изображениями князя А.А. Голицына и княгини А.П. Голицыной, датированные 1790-ми годами.  При этом легко установить, что мужской поясной «портретик» является фрагментом поколенного портрета художника Крейцингера из «Русских портретов». 

Что касается «портретика» княгини А.П. Голицыной, то,  отмечая сходство лиц модели на первых двух приложенных к миниатюре картинок,  думаю, что Александр Варнек на своем «портретике» под №1 списал лицо княгини с портрета-миниатюры №2 работы художника Августина Рисса. Все остальное, по моему мнению, написано самим Варнеком.

В целом же предполагаю, что портреты-миниатюры князя и княгини являются самыми ранними работами Александра Варнека, принятого на обучение в  1795 году в Императорскую академию художеств, причем выполнены они были, скорее всего, между 1795-м  и 1800 –м годами, до появления первых официальных работ в списках произведений художника [1,2]. Такие работы у молодого художника несомненно были, поскольку к началу 1800-х годов он уже обладал достаточно большим опытом исполнения графических и живописных произведений [2].

Замечу, что основным аргументом в пользу моей версии является то, что обсуждаемые миниатюрные портреты князей Голицыных помещены художником в выполненные, скорее всего, им самим  грубые деревянные рамки.   Здесь следует вспомнить, что родился он в семье мебельщика-краснодеревщика Георга Дитриха Варника [2], который помог  сыну, скорее всего, выполнить эти произведения.

Сообщу еще об одном своем наблюдении. Запечатлена молодая княгиня на портрете-миниатюре №1, укутанной шалью ярко-голубого цвета, и создается ощущение, что изобразил ее художник на портрете-миниатюре в тот период ее жизни, когда она находится в положении, ожидая, возможно, появления на свет в 1796-ом  году сына Павла Алексеевича.

Яркая голубая шаль также является подтверждением тому, что портрет княгини А.П. Голицыной в голубой шали был выполнен  Александром Варнеком.  Действительно, спустя многие годы эту же шаль, хранящуюся многие годы в большой семье художника,  его третий сын Николай, выпускник ИАХ, набросил на плечи своей модели в картине «Мать и дитя» ( см. третью картинку, приложенную к миниатюре).

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– С. 152.
3. «Русские портреты» - пятитомное издание под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. СПб, 1908. Том 1, №18, №73, №74.

31.03.2022.