Псковский театр. Все мы немного дядя Ваня

Ирина Яненсон
Всё-таки Чехова нужно смотреть в театре. Жаль, что сейчас так мало показывают настоящие чеховские спектакли. Ну, да, скучные, но ведь на то есть профессиональные режиссёры, чтобы умело и элегантно разбавить спектакль какими-то забавными элементами, не уводя в сторону смысл и суть текста пьесы.

В нашем театре постановку «Дядя Ваня» сделал Павел Зобнин. Похоже, со вчерашнего дня я записалась в поклонники его режиссёрского таланта и, надеюсь, «Дядя Ваня» - не последний, по-настоящему классический, спектакль на сцене нашего театра. Пора возвращаться к классике, господин Месхиев, Вы, как всегда, правы (интересно, откуда Вы знали про Харьков?).

Спектакль сделан очень грамотно с точки зрения постановки. Правда, не знаю, зачем удлинили сцену, можно было, наверное, и на обычной сцене сыграть. Но думаю, выдвинутая сцена создала эффект некой интимности, чтобы зритель стал невольным участником событий, вроде так и смотреть повеселее, вроде как режиссёр и не давит, не тянет зрителя за собой и за Чеховым на большую сцену, а аккуратненько сам спускается в зал. Сидите-сидите, не беспокойтесь, я тоже присяду здесь вместе с вами и всё вам расскажу и покажу.

Скучного Чехова с его философскими размышлениями об устройстве мира, о недостатках человека воспринимать порой невыносимо. Почему? Не потому ли, что автор заставляет работать ваш мозг, сопоставлять, примерять на себя проблемы героя. Ведь если оглянуться – кругом сплошные чеховские персонажи.

Вот, Серебряков (Сергей Скобелев), например, случайно не ваш сосед из 151-й квартиры? Или из 51-й? Он меня ещё в книге бесил, а в этом спектакле даже жаль было, что Андрей Кузин не пристрелил его. Прикидывается стариком, не замечает потребностей молодой жены. Не хочет, сукин сын, замечать. Лень возиться потому что. Возраст и впрямь уже не тот, чтоб по-быстрому, а возиться неохота. На месте Елены Андреевны (Линда Ахметзянова) я бы не то что с Астровым (Георгий Болонев), я бы с ними обоими замутила, и с Астровым, и с Войницким), и было мне весело и приятно. Глядишь, и старый муж повёл бы себя как-то иначе, хотя, скорее всего, сделал бы просто вид, что ни о чём не догадывается.

Из всех героев мне больше всего импонирует няня (Надежда Чепайкина). Обычная женщина, без изысканности и философских замашек. Трудится, своим трудом заслуживает у всех почёт и уважение. А у всех остальных персонажей – горе от ума, я бы так сказала, хотя это уже совсем из другого спектакля.

Астров, конечно, умный и интересный мужчина, но, по сути, алкаш и пижон. Это его кажущееся пренебрежение к внешнему виду и одежде, на самом деле, хорошо им продумано. И пренебрежение к Сонечке тоже ему нужно. Не люблю таких мужчин, которые держат возле себя влюблённую женщину на коротком поводке, ни да, ни нет. Не люблю. Жениться не хочешь, а кушать её бутерброды приходишь. И любовью её наслаждаешься, какой ты красавчик в её глазах. Добрые дела он делает. Добродел. Обними, вон, Сонечку, сделай ей ребёночка, займись его воспитанием, а не соблазняй чужих жён. Вот тебе и добрые дела.

Войницкий мог бы оказаться милым человеком, потому что есть в нём и юмор, и манеры, но ноет постоянно, и все должны его утешать, что он не псих, например. А на самом деле, он слишком себя любит, чтобы застрелиться, да и морфий ему нужен только для того, чтобы к себе внимание привлечь. Все мы немного дядя Ваня, нуждаемся в поддержке, признании и лести, потому и пьесу, наверное, так назвали.

Телегин – не рыба, не мясо, по-моему, живёт за чужой счёт, потому что работать не хочет. Лентяй. И жена от него поэтому ушла.

Сонечку, конечно, жалко больше всех. И, как бы ни старалась Александра Кашина казаться некрасивой, всё равно она прелесть, как хороша. Уверена, что и Сонечка в том своём возрасте тоже не так уж и дурна была.

И только Войницкая (Ирина Смирнова) здесь святой человек, к ней у меня претензий нет никаких.

#театр #псков #чехов #дядяваня #дрампуш #drampush