ЛС2 Пушкин История фабул и сюжетов

Поль Чтецкий
История фабул и сюжетов
 
Seleorus Seleorus =  Мнение ушкинианца
 
Преамбула
 
1) Посылка №1

Теория и практика принятия решений требует критериев. Без них нет решающих правил и самих решений, а есть одна болтовня и умничанье. Не задавшись и не обосновав критериев, автор рискует быть легко опровергнутым. Или остаться забавным. Ибо предлагаемые им версии и схемы без критериальных оснований - чушь собачья как говорит Наше Всё №2. Всякая классификация и схемотехника (построение схем) также базируются на неких искомых решениях, поиск которых и обоснованный выбор требуют этих самых критериев... Если вы этого не оговорили в начале лекции, то ... вся она сразу превратилась в прах умничанья за ложной ширмой "энциклопедиста"

 
2) Посылка бандероли №2

Условимся: Фабула - материал. Сюжет - одна из реализаций материала в некоторой траектории системных явлений или событий. Есть метафабулы и метасюжеты.
Например, у Пушкина метафабула всех его творений одна (включая и суицидальную дуэльную историю "октябрь 1836 - январь 1837") = "Прописка в себе любимом Демона (злобного гения) - Встреча со Злом - Обаяние Зла и любование им - Соблазн Греха и грехопадение - Страх и Раскаяние - Неотвратимое возмездие (безумие (не по Платону) или смерть животом)". Всё.

Прим. В части Греховодства у АСП метасюжет фактически один = неверная жена и кокюаж... Начинайте с пародийной ироико-комической п. Руслан с Людмилкой, чрез Гавриилиаду, к Онегину, мал. трагедиям и Нулину... и ... до дуэльной истории накаркавшего (ибо АСП суеверно свято верил= тексты сбываются... ). Б.Г. не берем - он уникален = это незавершенная драма о претензии спесивого ложного аристократа Пушкина на трон... приватизированный такими же рядовыми дворовыми немцами Романовыми ... Ну, теперь, поумничав, можно переходить к теме классификации фабул = к фабулизации лит-ры

Часть 1

Нельзя совсем согласиться ни с Борхесом, ни с Проппом в его Мифологии сказок. Это схематика писателей = т.е. тех, кто ограничил сам себя узким коридором писательских умозрений в кабинете или на даче где-будь в Переимелкино ... и помощью жописей = жён писателей (умных как все жёны потом).
Все беды всех схем писателей в одном - во вне системном подходе.
Это архи архаично.

Борхес свалился в триаду (квадригу условно) сюжетов, убежав от темы фабул.
Вл. Пропп расширил вселенную сюжетов до тридцатки... явно увлекшись показателями плана директора совхоза "Идем все нах". Иначе "посодют" .... Мое нытье исходит желчью от того, что я не пойму куда в этих схемах засунуть животноводческую жизнь человека: он суть часть Царства животных одного из 5-6 подцарств Природы. В ней жизнь определяется одним каноном борьбы и выживания в конкурентной среде адамитов у очередного бутылочного горла эволюции = "Доминирование - Питание - Размножение" (ДПР). Уверяю, Омо Сапиенс Сопливиенс живет именно по этой ДПР_схеме в утробе, семье, яслях, садике, школе и институте, в цеху писателей и у кассы редакции, до ЗАГС и после ... до гроба и много позже…

Часть 2

Поэтому версия: есть неоспоримая триада бытия «плоть-дух-душа» (ПДД не ГИБДД) и соответствующие этим трем аспектам три класса фабул:

I = биологическая жизнь адамитов во плоти и  их плоти как не курти, ее йети ...

II = духовная жизнь разума, рассудка и воли у тех, кому повезло с оными и

III = душевная до задушевности (от пушкинского «души прекрасные порывы» … души мертвой хваткой хоть на кухне, хоть в спальне, хоть в ванной, хоть в душе)... (часто мылодраматическая)

Материал (фабула) класса I
- жизнь плоти и трупа. Это описание бытия людства с акцентом на силу его плоти, ее инстинктов и того, что определяется как жизнь зазнавшегося животного (хламо сапиенс) под управлением эгоистичных генов (генок среди них нет... они "пелевали" на гендерную толерантность ...).
Пример: я знаю один роман такой фабулы, который входит во все рейтинги писателей мира (!) - это Анна Каренина! Великий левит Левий Толстой дожал тему Татьяны Лариной, которую Пушкин испугался вести гадать в баню и сделать первой свободной русской женщиной! Потом эту тему подхватила Вера Набокова и сделала бабочкогуба мужа наконец известным ... и доходным. Но найдите еще сцену в мировой лит-ре, где Женщина испытывает оргазм, когда ее любовник скачет на ... Фру-Фру? Гениальный роман с фабулой " Жизнь во плоти или Жизнь Плоти." Это абс. биологический роман класса Уан! (но и II и III также!).

Материал (фабула ) класса II
- совокупность (комплекс, а м.б. и система) фабул религиозности (в шир. смысле - от religio = признание и связь с некоей хтонической Силой вне нас), жизни духа и воли с разной степенью пленения их плотью, миражами и генотипом.
Возможно метафабула эта такова: жизнь духа в тисках смертной быстро стареющей и эгоистичной плоти... с разной степенью этой зависимости и взаимности ...
Сюда, кстати, без натяжки вписывается фабула и все ее сюжеты Жизни и Смерти греховодника Бога околоземного на полигоне проекта ОКБ "Адамиты или Людишки на Земле"

Материал класса III
= сантехническая фабула = о душе и ее сантехниках. Ну, фра, тут русских медом не пои и русским же вином не давай запить ... мимо рта не пронесут и что по усам текло, то и ... повалило ... в свальном грехе.
Лучшее - Мертвые души Пушкина в редакции Носа российской лит-ры. Гениально. Организменно.

 Спасибо

Не хворайте, фра