Мои универы... 1

Марина Легранд
Удивительно, но я не была отчислена.
Следующий экзамен- сочинение. Это то, что я всегда умела, даже если не готовилась очень сильно.
Темы были серьезные, исторические, литературные и одна тема была совершенно творческая. Значение продразверстки и раскулачивания в литературе.
В памяти живьём стояли сюжеты многосерийных эпопей типа "Тени исчезают в полдень". И множество других, прочитанных за восемнадцатилетнюю жизнь. И тут уж  растеклась моя история "по древку копья", и текла, и текла... Но время подошло к концу, и пришлось закончить жизнеописание приключений героя- разведчика фразой:"И жили они долго, и умерли в один день".
У меня были надежды, пока я не услышала от других абитуриентов, какие темы они взяли, и как их раскрыли.
Ну, что же. Оглядела я темное помещение лобби на первом этаже, подержалась за колонны, и пошла домой, решив, что это - не последний в жизни университет, и если мое сочинение никому не понравится, то я всегда могу написать другое- на следующий год!
Удивительно, но я была допущена к следующему экзамену.
История. Чудесный предмет, открывающий тайны и призывающий учить все назубок. Один из вопросов я ответила. Второй был трудный, и я работала над ответом, создавая то, что преподаватель, вероятно, хотел услышать. Последний вопрос был о декабристах. Я все это знала из литературы, потому что - самое главное,- это имело отношение к Пушкину.
Он сидел в деревне у своей няни и писал стихи и сказки. В то же время у него там случился молниеносный роман с девушкой из тех, что пряли по вечерам. Нянька прядёт, девушки морозным вечером прибегают на огонек -  согреться и попрясть от души, и тут-то Пушкин включает свой шарм и французский акцент,- чтобы смутить невинные сердца... А тут ещё Пущин, друг сердечный, заехал с новостями и посоветовал Пушкину сидеть , где сидит, и ждать... И вот - восстание на площади, вошедшей в историю... Массы арестованных и повешенных...
- Стоп. Какие массы повешенных?
- Ну не массы, а несколько самых главных декабристов...
- Несколько? Это сколько?
- А вы хотите, чтоб я цифру назвала?
- Ну, конечно!
Шеф, все пропало. Там ещё и цифры... В голове зашумело, температура зашкалила, пот по позвоночнику...
- Пять!- воскликнула я неприятным голосом.
- Пять!- ликующим тоном подхватил препод. Я выпучила глаза. Это просто чудо.
- И их фамилии?- завис интонацией профессор...
- Это были,- и просто перечислила фамилии , которые, возможно, помнила со школы.
- Поэт Рылеев.
- Правильно.
- Его друг, Каховский.
- Правильно.
- Бестужев.
- Правильно.
- Пестель.
- Правильно. И- последний?
Я замялась. Меня стало тошнить, и это отразилось на лице.
- Ну и последний?- почти умоляюще протянул профессор. Я не помнила более ничего, и была согласна со своим провалом. И от раздражения и злости на саму себя, я выплеснула:
- Апостол Муравьёв.
- Урааа!- завопил профессор!-Вы сдали экзамен! И поступили в университет! Но: Муравьёв- Апостол.
Профессор был счастлив! Он закончил эту трудную работу. Абитуриентка ответила на все его вопросы. Можно идти.
С выражением заблудившегося в лесу человека, абитуриентка робко потрясла профессорскую руку, наблюдая за его счастьем и не имея сил расслабить мышцы лица, стянутые в узел от ужаса, тупости и усталости. Вот так, наверно, чувствуют себя разведчики в тылу врага. Надо говорить на чужом языке, а у тебя нет слов...
Необходимые качества характера и образование были выявлены в результате конкурса на специальность журналистика.