Заповедь 8 - не кради!

Владимир Харченко
В 1971 году  будучи  курсовым офицером  в академии Можайского, написал рапорт на улучшение жилищных условий.

Жили на Васильевском острове,  Съездовской,9 (ныне Кадетской)линии, в коммунальной квартире на 25 метрах вшестером( тесть, тёща, я, сын (3 года), и девочка Наташа ( 10 лет ), взятая  женой в опеку, после убийства  её двоюродной сестры.

Ежегодно жилищная комиссия под председательством начальника академии, в течении 8 лет выражала мне сочувствие и заверяла: « на следующий год обязательно  получите ».

 Проходил второй …пятый, шестой, седьмой, восьмой год, но стоявшие в списках после меня получали квартиры, а я всегда оказывался вторым или третьим и уходил от начальника с чувством «глубокого удовлетворения».

Служил честно и верил в порядочность своих командиров.

Сообщив о сочувствии и очередном обещании, Елена, близкая к нервному срыву мне заявила, что сама пойдёт на приём к начальнику академии.

Ответил: «Я больше ходить не буду, но и тебе не позволю меня позорить и унижаться. Только через мой труп. Пусть будет, как будет!»

В 1979 году, находясь в наряде по факультету, мне сообщили по телефону о результате жилищной комиссии : 2-х комнатная квартира площадью 32 м на Комендантском аэродроме, который в те годы  был окраиной города  и только  начинал застраиваться.
 Сегодня, проезжая знакомые места Комендантского аэродрома,где в шестидесятые годы проводились занятия по лыжной подготовке, теперь  его не узнать – настоящий какой-то ЧЕЛОВЕЙНИК !(муравейник).

Удивляюсь – как только люди могут жить в такой скученности, в таких  условиях!

Съездив и посмотрев квартиру на Серебристом бульваре,  решили обменять комнату тёщи на Съездовской линии и полученную квартиру, на 3 – х комнатную  площадью 47 м в Дачном, ближе к нашему садоводству в 7 соток,  выручавшее нас все годы в зимнее время.
Ездили ночевать посменно. Топили дровами,освещение керосиновой лампой.

На Ветеранов,43 прожили 13 лет, вплоть до 1992 года, когда кооператив   
 «ЭКССПОРТ» «встал на ноги » и заработал.

 Грузовые машины перевозили в Коммунар на фабрику макулатуру, а в цехе    изготавливали утеплитель для окон и спортивные изделия.

Появились свободные деньги и Елена  «загорелась » желанием улучшить жилищные  условия.

Каких только квартир не предлагали: на Театральной площади, на Невском проспекте, на родном для Елены Васильевском острове, на Петроградской стороне ...

 Осмотрели коммунальную квартиру( 120- 140 м )на ул.Гороховая,64 где жил в своё время Григорий РАСПУТИН,но расселять 5-и комнатную не решились.

После долгих поисков произвели ОБМЕН на 3 –х комнатную большей площади (102 м) по адресу: ул.Коломенская, 41 недалеко от метро « Лиговский проспект».

Квартира на последнем 4-ом этаже, в центральном районе , старый фонд после капитального ремонта,до революции в доме была женская гимназия.
Комнаты большие, просторные, но кухня небольшая и одно из окон выходило в  типичный ленинградский "колодец", во двор.

Рядом с нами КОГДА-ТО располагалась ЗНАМЕНИТАЯ на Лиговке ветеринарная лечебница для лошадей и на углу дома,сохранялся до 1995 года бронзовый горельеф головы лошади, который нашим пролетариатом ночью был варварски сбит и УКРАДЕН.

Тайно,не говоря и не советуясь со мной, Семён (мой помощник ) свез Елену и нашего бухгалтера в Спасо–Преображенский собор (на Литейном проспекте ), где они покрестились в православную веру.

Я атеист, не верующий ни в какого бога, унаследовал  от бабушки, старой большевички с 1918 года, убеждение в безбожии и обмане людей попами.

Прожила 90 лет, в церкви не отпевали, на памятнике пятиконечная звезда, похоронена на главной аллее в Сталинграде.
 
Отрицательное отношение к попам и  ненависть к Донским казакам положила первая революция 1904 года, когда прибывшие для подавления революционного выступления  крестьян в деревне Ольховка,Царицынского уезда, ей, 22-х летней, и всем  участникам маёвки, донские казаки исполосовали спины своими нагайками.
 
В 1994 году внуку исполнилось 4 года и Елена решила его покрестить.

Ради ЁРНИЧЕСТВА (потехи, озорства), решил за компанию вместе с внуком, принять  крещение во Владимирском соборе.

Оплатив положенные требы, купив крестики и свечки, два Владимира предстали  перед служителем церкви. 

Год 1994-й, в армии увольнения офицеров, в стране разброд, шатания, неизвестность будущего.

По внешнему виду и  подтянутости попа, в нём чувствовалась хватка молодого  офицера окончившего политическое училище и с развалом армии нашедшего своё  место молоть языком не с солдатами, а с прихожанами, читая им проповеди.

Я по его просьбе, закатал штанины брюк до колен, выглядев смешным в таком виде!

Поп произнёс какие –то слова, осенил церковным знамением, тем и закончилось посвящение в православную веру.

 При принятии крещения, никакого духовного озарения или божьей благодати на нас  с внуком, не снизошло.
 Крестик снял через день (цепочка неприятно царапалась на шее)

В годы перестройки на Владимирском проспекте, недалеко от собора, армянин  организовал небольшой  магазин хозяйственных товаров (вёдра, швабры, веники), а мы сдавали ему на реализацию наш утеплитель для окон.

Церковная староста, отвечавшая за чистоту и порядок в соборе, взяла у директора магазина наш  домашний  телефон.

 Позвонила  Елене  и  попросила  для утепления  Владимирского собора, привезти  партию нашего товара, но денег, как всегда больших нет, и если можно,продать подешевле.   

На следующий день, договорившись о встрече, привез несколько пакетов,
а от оплаты отказался.
Староста позвонила Елене, поблагодарила за помощь и поинтересовалась: верующие  ли мы?

В женском разговоре выяснилось, что мы НЕДАВНО переехали на ул.Коломенскую, расположенную недалеко от собора и староста предложила освятить квартиру.

 Стала нахваливать попа Георгия: он такой хороший, статный, молодой преподаватель в семинарии  Александро-Невской  лавры и дала самую лучшую характеристику этому служителю  церковной копейки.

 Елена, зная моё БЕЗРАЗЛИЧНОЕ отношение к церкви, попам, богу и религии,   рассказала о предложении старосты освятить квартиру.

 Я не возражал. Встреча с новыми людьми, знакомства и просто желание посидеть, выпить в компании и поговорить за столом.

Навела порядок в квартире.
Рядом знаменитый Кузнечный рынок, имея деньги, накрыла отличный стол.

В условленное время пришел поп.

 Молодой человек лет сорока, в обычной цивильной одежде.
Переоделся в свою рясу, набрал в ведёрко воды из под крана, опустил крест и  «освятил !» воду.
 
В шеренгу выстроилось 10 человек.

Обходя верующих и неверующих, окропил нас «святой водой » и все дружно сели за  стол.  Посидели, поговорили, поели и выпили.
 
Оплатил попу за его труды, на том и расстались.

ЗАБЕГАЯ ВПЕРЁД - ЛЕТ через ПЯТЬ после освящения квартиры на ул Коломенской, в один из летних дней,когда Елена была в Москве у тёти, мне придя вечером с работы, предстала картина.

Взломаны двери в прихожую и квартиру (на этаже только одна наша ).

В комнатах всё перевёрнуто, разбросано, вытащены ящики, украдены женские украшения и прочего на приличную сумму.

Сообщил в милицию.
 
Приехала ночью бригада следователей.

Снимали отпечатки пальцев (включая мои), описывали,фотографировали, опрашивали, но вся эта суета, как всегда окончилась ничем.

Когда приехала Елена из Москвы и стала наводить порядок в комнатах, она заметила, к моему удивлению: с парадного мундира (оставшегося после увольнения), оторваны "с мясом" (сделанные из дешёвого сплава) пятаки медалей за выслугу лет и юбилейные.

Через год ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ квартиры на ул. Коломенской,  для двух наших организаций ООО " Эксспорт " и ООО " Амэкс ", купили на пр. Вознесенском, 34 под офис 2-х комнатную квартиру, из окон которой виден купол Исаакиевского собора с православным крестом,и жена решила снова освятить и пригласить известного нам попа Георгия.

Дом знаменит тем,что в 1836 году (160 лет назад) в журнале "Современник" была опубликована сатирическая, абсурдная повесть написанная Н.В.Гоголем " НОС ", начинавшаяся словами:
" Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно - странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на ВОЗНЕСЕНСКОМ !!! проспекте  проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба.

Разрезав хлеб на две половины, он к удивлению своему, осторожно засунув пальцы, вытащил - НОС!

 Он узнал нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую среду, а чтобы придать себе благородство и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда МАЙОРОМ!"

На углу пр. ВОЗНЕСЕНСКИЙ,34 на высоте примерно трех метров был бронзовый горельеф, размером 50 на 30 см, изображавший НОС майора Ковалева.

 Тёмной ночью в 1998 году, знаменитый горельеф был срублен и УКРАДЕН!

На освящении офиса был я с Еленой, бессменный помощник Семён, внук и наш  бухгалтер.

Ритуал освящения был прежний,  как в прошлый  раз: окроплением  «святой водой »  и  застольем с оплатой за праведные  труды.

Внук Володя лёг спать, домой ушла бухгалтер.
 Остались мы с Еленой, незаменимый помощник Семён и поп Георгий.

В середине 90-х годов мобильные телефоны ещё были редкостью, но появились по внешнему виду их аналоги, беспроводные.

База,на ней телефон, взяв который можно ходить по комнате и разговаривать.

В случае его потери, необходимо нажать кнопку на базе и телефон отзовётся.

Поп одеваясь, сунул в свой портфель телефон с антенной, посчитав что он
мобильный.

Жена в поисках телефона, нажала кнопку на базе, и вдруг раздался звонок у   спускавшегося по лестнице попа.

Поп бросился бежать, Семён за ним, но не стал догонять.

Посмеялись : «бог с ним», купим  другой.

На другой день поп позвонил, что-то лепетал в оправдание, извинялся, предлагал вернуть телефон, слёзно просил не сообщать о случившемся в семинарию и  Владимирский собор. 

Сообщать не стал.  Телефон оставил ему на память.

Было неприятно разговаривать с таким человеком.

Пусть сам разбирается с своей совестью и учит своих семинаристов и верующих прихожан  8 –ой заповеди Христа - «НЕ УКРАДИ!».
 
Как был я неверующим, так этот случай, ещё больше укрепил меня в моём неприятии  попов и их пустой болтовни.