Славик Цехоцкий - Незабудки

Валерий Варзацкий
Приблизительно на месте нынешней сауны, примыкающей к спортзалу Доманевской СШ №1, находились слесарные и столярные учебные мастерские. Здание было вытянуто сверху вниз, перпендикулярно «малышковому» корпусу, построенному позже. Между прочим, та половина здания, где позже размещалась «слесарка», ранее служила спортзалом. Об этом свидетельствовали крепления для каната и гимнастических колец, сохранившиеся в потолке. Допускаю, что то был спортзал школы до войны 1941-1945 годов.

Лаборантом, одним на две мастерские, работал Славик Цехоцкий. Познакомились мы, когда я, живущий по соседству со школой первоклассник, случайно забрел в мастерские в выходной день. Забрел, услышав звук, как оказалось, точильного станка.

Был весенний день апреля 1959 года. И парень, представившийся Славиком, точил лопаты перед посадкой картофеля. Как теперь понимаю, работал он в мастерских сразу после окончания школы в 1958 году. Узнав, что я зашел просто так, из любопытства, Славик извинился, сказал, что его ждут дома мама и братья, чтобы сажать картофель:

- Заходи завтра, поговорим, если тебе интересно.

На следующий день после уроков я уже был тут как тут. Больше всего понравились маленький зеленый токарный станок и пила-циркулярка, соединенная со строгательным станком. Понял я, как работают тиски в «слесарке» и рубанки в «столярке». Прямо у меня на глазах, при помощи стамески и долота, лаборант из деревянной чурки выдолбил маленькую лодочку, которую тут же мне и подарил.

Лодочка стала своеобразным талисманом в дорожной жизни на десятки лет, пока я в приливе добрых чувств не подарил ее соседу по номеру гостиницы в Казани. Теперь жалею, часто вспоминаю Славика. Не забуду.