Реликт. Глава 4

Мрак-Антоним
               
                Глава 4
в которой девочка узнаёт ужасную правду о реликте, а также, в чём заключается её жертва богине, и делает выбор.


Дни шли за днями, недели заполняли месяцы, месяцы складывались в годы. Жизнь наших отшельниц, являющих собой три поколения прямой родовой линии, протекала размеренно и гармонично.


Ежегодно фея уходила на праздник Весны, где пополняла запасом радости и счастья мироощущение жителей Локхарда. Она поражала воображение гостей, прибывших, порою, издалека по наводке друзей, знакомых или работников туристических агентств, и загоняла в тупик многомерные измышления скептиков, не находивших разницы в её теперешнем обличии, и её же изображении на фотографиях многолетней давности.


Девочка подрастала и взрослела. Детская порывистость сменялась женственной плавностью, непосредственность выражения чувств – застенчивой сдержанностью, за которой проглядывала добродушная насмешливость и лёгкая критичность в восприятии действительности.


За это время она до последнего закоулка исходила основной уровень лабиринта, иногда призывая в компанию Рокси, которая с готовностью присоединялась к ней в этих походах. Спускались они и в нижние этажи, но прогуливались по ним менее основательно: царство тёмных богов, где в храмах их сущность и жажда страшных подношений была представлена монументальными идолами безобразной наружности, нагнетало атмосферу безысходности и неотвратимости насильственной смерти. Довольно быстро отвращение брало верх над любопытством, и девочка, в отличии от Рокси, которой в равной степени были безразличны владения как светлых, так и тёмных божеств, старалась быстрее покинуть жуткое пространство.


Девочке нравилось на просторах горных лугов собирать полезные травы. Потом, вместе со старухой она возилась в небольшой лаборатории, хорошо оснащённой сложным, по последнему слову техники оборудованием, располагавшейся в подсобных дворовых пристройках, и вскоре научилась получать из высушенных сборов различные экстракты и снадобья.


Под руководством феи девочка постигала искусство Терпсихоры, осваивая в танце пластику и усиливая природную грациозность движений. Старуха со стороны с удовольствием наблюдала эти занятия. Превосходно зная предмет, по необходимости выдавала авторитетную оценку достижениям – как ученицы, так и преподавателя. Утомившись от физических упражнений, танцовщицы шли расслабиться в источники, а ежевечерне за ужином старуха подавала младшим женщинам эликсир.


В один из таких вечеров, выставляя стакан перед девочкой, старуха заметила:

- Точка невозврата, – на что фея спокойно откликнулась:

- Она прошла её давно – в момент рождения.

- Пора прояснить вопрос: так будет правильно!

Девочка, готовая выпить напиток, с любопытством посмотрела на старших.

- Поставь, – обратилась к ней фея, – и послушай!

Когда девочка опустила стакан на столешню, фея продолжила.


- Основным компонентом эликсира является свежий сок известного тебе реликтового цветка, остальное – вкусовые  добавки из обычных фруктов. Цветок красив и привлекает внимание, как любой декоративный цветок, но в действительности это – не  совсем растение: некая переходная форма между растением и животным с особым генотипом и набором хромосом. Сущность животной части этой формы – хищник, растительной – паразит. Однако, неверно будет представление о сущности реликта по подобию известных хищных растений: росянки, венериной мухоловки, непентеса или саррацении. Он не ловит насекомых и мелких животных для питания, но атакует другие растения мельчайшими спорами, которые проникают внутрь поражённой мишени. Там они начинают воздействовать на атакованное растение, пытаясь изменить его природу по собственному подобию.


Если поражённое растение оказывается благоприятной средой, то через определённое время на его месте цветёт реликт, реализовавший себя на чужой базе и неотличимый от собратьев, размножившихся привычным способом: семенами или делением корневища. Если среда оказывается неблагоприятной и способна противостоять видоизменению, споры преобразуются в некое подобие гербицида и уничтожают своего носителя.
Так, захватывая другие растения, реликт использует ещё один способ размножения, неизвестный остальному растительному миру.

- Я уяснила, что это – весьма древняя форма жизни. Почему же до сих пор она не захватила пространство всей окружающей растительности?


- Видимо, реликт формировался в то время, когда земная поверхность имела более высокий уровень радиации. Он способен произрастать только на почве с радиоактивным фоном, превышающим – совсем немного, но превышающим обычный. Ты, должно быть, заметила, что островки реликта располагаются лишь на выходе магматического глинозёма, несущего остаточную радиацию, а вокруг них – пустота: реликт уничтожает всех соперников в зоне досягаемости и гибнет сам, оказавшись за пределами почвы с повышенной радиацией. Но пойдём дальше.


Животная сущность реликта проявляется в том, что его геном способен без ущерба или даже по частям, приживаться в теле животных, в том числе и высокоорганизованных. Против защитных покровов животных – шерсти, кожи, роговицы споры бессильны, и  гены попадают внутрь при потреблении частей реликта в составе пищи. Редкий случай, поскольку нет подходящих условий и практически нет животных, которые бы им питались. Гены не расщепляются в процессе пищеварения, но остаются невидимыми для иммунной системы и не отторгаются  ею. Укореняясь в клетках, они постепенно изменяют генотип животного. Процесс идёт медленно: от поколения к поколению. Реликт, как  всегда, стремится реализовать себя на новой базе. Нет, он не способен абсолютно изменить природу животного и преобразовать его до растительной формы, но меняет в организме многое.


 Положительные изменения происходят в работе головного мозга: мыслительные процессы происходят быстрее, улучшается память, появляются новые возможности и существенно повышается интеллект. Изменение последнего протекает более интенсивно у тех видов, у которых он изначально был развит лучше. У остальных возможность роста интеллектуальных преимуществ замещается ускорением реакций, совершенствованием регенерации и увеличением продолжительности жизни. Показателен пример Рокси. Это – совершенно уникальная особь: она сосуществует с нами на протяжении тринадцати наших поколений, и это только то, что известно нам точно. Кто-то из дальних наших предшественниц нашёл израненную снежную кошку, в пылу охоты сорвавшуюся со скал вместе с добычей, и исцелил её эликсиром. Факт сам по себе интересный, и любопытно, сколько она вообще теперь способна прожить. Но для нас это не столь важно. Важно другое.


В организме человека реликт глобально изменяет работу репродуктивной системы. Созревание женской гаметы происходит по-прежнему, но после проникновения в неё мужской половой клетки – необходимый фактор зачатия – слияния их ядер с наборами хромосом не происходит. Мужская гамета выступает лишь медиатором роста женской и впоследствии ею отторгается. Плод всегда развивается лишь с материнским набором хромосом.

Твой вывод из сказанного?

Девочка молчала не долго:

- Реликт заставляет женщину производить собственную копию.

- Верно: абсолютную копию по внешности и физиологическим возможностям. Только не заставляет – ему не преодолеть человеческого разума и воли, – а способствует.

Ты, я, бабушка – одна и та же биологическая особь. Таково наследие его как хищника: в жизни есть только его сущность, всё остальное, к чему он может прикоснуться, – жизнеобеспечение.

- А как же возможность мутаций: случайных или под воздействием внешней среды?

- Исключено: развиваясь в условиях, провоцирующих усиленную мутацию, реликт выработал непробиваемую иммунную защиту собственного генома. Этим самым он обрубил для себя возможность дальнейшей эволюции, полагая, вероятно, что ему это не нужно, и законсервировал собственную сущность в той форме, которую признал оптимальной.

На период цветущей юности реликт наделил нас неимоверной красотой, по подобию собственного цветения. К тому же, на некоторое время он останавливает физическое старение. Таков подарок от его растительной части. Но вместе с тем он определяет нам довольно короткий век – красотою цветы радуют мир недолго. Проходит юность и начинается стремительное старение…


Я рассказала, как этот напиток влияет на репродуктивную систему. Необратимыми изменения становятся после приёма определённого количества эликсира, о чём нам сейчас напомнила бабушка. Ты вплотную подошла к этому рубежу, и этот стакан – материальное его воплощение. Выпить – означает в точности повторить жизненный путь и судьбу действующей Феи: мою, бабушки и многих, многих предшественниц. Отказаться – значит построить свою жизнь как-то по-другому.

Родившись преемницей феи, ты принесла свою жертву богине, взошедши на алтарь – посвятила ей жизнь. Но это были бессознательные поступки. Теперь перед тобой выбор, который требует осознанного решения.

Девочка потянулась к стакану.

- Подожди, – на сей раз её остановила старуха . – Укороченная жизнь – это не самая большая жертва. Время жизни определяется биологическим возрастом, хронология – лишь мера интенсивности жизненных процессов. Если за небольшой промежуток организм полностью выполнил положенные ему функции, можно считать, что индивид прожил полноценную жизнь. Но сама жизнь феи совсем не феерична. Один раз в году ты в центре внимания. Торжественный эскорт, массы людей, овации, апофеоз. Тебя боготворят, ловят взгляды, муссируют твои благословения. Люди верят в твою вечную юность и бессмертие. По твоему слову надеются на безмерную любовь и счастье…

А потом весь год скучно и нудно ты занимаешься повседневными делами вдали от людей, в опостылевшей «сказочной стране». Где-то там бурлит жизнь, люди обмениваются впечатлениями, любят, терзаются страстями, переживают неудачи, спорят и огорчаются, играют и интригуют. Они живут полной жизнью, а ты лишь смутно чувствуешь, как она проходит мимо, и уже ничего с этим поделать не можешь.

Какая же ты «фея»? Твой статус, всего лишь, – верховная жрица давно забытого культа.

- Но ведь одно другого стоит! – проговорила фея. – Не ради богини света, не ради культа, но ради людей, ради их счастья.

- Теперь даже и не знаю, – откликнулась старуха и продолжала.

- Оглядываясь назад, задаёшься вопросом: а была ли она вообще, жизнь? Ребёнка порождаешь без любви; молодость проходит  среди скал, по большей части, в одиночестве. Да и среди людей ты одинока: живёшь в затворничестве, без дружеских привязанностей и свободного общения. Порою так тянет к людям, что бросила бы всё и побежала со всех ног. Но невозможно!..

Невозможно не только потому, что, будучи основной тайной праздника, ты не должна попадаться на глаза в обыденной жизни обычному люду, но ещё и потому, что эликсир коварного реликта годен к употреблению лишь свежеприготовленным. Через несколько часов он теряет способность защищать юный облик феи от старческих изменений.

Подумай: испивши этот стакан, ты до начала естественного увядания привяжешь себя к данной местности.


Старуха встала, отошла к зеркалу и погрузилась в созерцание своего лица, когда-то прекрасного и чистого от морщин. Девочка некоторое время сосредоточенно вглядывалась в глубину перламутровой жидкости за тонким стеклом, потом решительно взяла стакан, неторопливо выпила содержимое и поставила на стол опустевшую посудину.

Когда она подняла глаза на фею, та улыбалась с добротой и нежностью.

- Ты сделала выбор, и он обещает, что жители Локхарда получат продолжение праздника. Ты поступила верно, хотя вероятность иного была ничтожно мала.

- Не знаю, насколько верно – вон бабушка выражает сомнение, зато последовательно: часть
пути пройдена, немалая часть – зачем останавливаться?