Пробуждая воспоминания 48

Борис Алтайский
   Хочу написать о человеке, с которым познакомился в 60-е годы. Индулис Янович Айзсилниекс был первым секретарём Елгавского горкома партии. Немного грузный, улыбчивый, он ни речью, ни своим поведением не походил на кадровых партийных работников или, как их теперь называют, партийных функционеров. В его разговорах никогда не звучали принятые тогда штампы и цитаты. Оставаясь строгим и требовательным, к чему обязывала его должность, он был простым, доступным, сердечным человеком. Прекрасно разбираясь в людях, был, когда требовалось, дипломатичным.

   Мы близко познакомились, часто встречались, обменивались мнениями. Айзсилниекс много помогал мне советами, которые, как правило, оказывались верными, да и не только советами. Я ему глубоко благодарен за помощь в одной очень трудной для меня ситуации. Сейчас он на пенсии, но изредка мы встречаемся, беседуем по телефону, и я всегда рад услышать его слегка хрипловатый голос.

   Время бежало... Не стало моих дорогих родителей. Прожив в любви и согласии более пятидесяти лет, они ушли из жизни один за другим (см. миниатюру Веры Петрянкиной о родителях отчима http://proza.ru/2011/01/03/1020 ).

   Лечебная работа занимала значительную часть времени. Уже не было Рингольда Яновича Чаксте, за широкой спиной которого было так спокойно. Я стал заведующим отделением и должен был отвечать не только за себя, но и за других.

   Не хочу подробно писать о работе в отделении - для читателя, особенно не медика, это просто неинтересно. Когда смотришь кинофильм, где показана работа врачей, то невольно улыбаешься, потому что чаще всего она изображается не так, как это бывает в действительности.

   Как-то раз меня вызвал главный врач и голосом, которым принято произносить надгробные речи и открывать памятники, произнёс:
- Я должен сообщить Вам кое-что неприятное. Вас приглашают в здание горисполкома, в комнату №... на третьем этаже. Вы знаете, что находится на третьем этаже?
Я, конечно, знал: в одном крыле находилось архитектурное управление города, в другом - отделение КГБ. Я назвал архитектурное управление.
- Нет, там Вас никто не ждёт. Вам надо быть в другом крыле!
Не чувствуя за собой никакой вины, я наивно спросил:
- Не понимаю, о чём меня там будут спрашивать?
И тут главврач остроумно ответил:
- Могу Вам сказать лишь одно: о Вашем здоровье там спрашивать не будут!

   "Ободрённый" этими словами, я пришёл в учреждение, навевающее далёкие воспоминания о "папе-тэтэ". В кабинете за столом сидел молодой человек в штатском. Вопросы, которые он стал задавать, касались моей зарплаты, квартиры, зарплаты жены, учёбы детей, наличии автомашины. Не выдержав, я сказал:
- Эти сведения уважаемое учреждение могло бы получить в отделе кадров больницы и в бухгалтерии. Зачем было меня вызывать?
- Вас не вызывали, а пригласили, - вежливо поправил собеседник.

   С портрета на стене укоризненно глядел "железный Феликс". Наконец, товарищ в штатском сообщил мне суть дела: оно заключалось в том, что на работе, среди своих коллег, я рассказываю анекдоты. А вопросы в начале беседы задавались мне потому, что, судя по всему, я не должен быть недоволен или обижен советской властью (как будто невинные анекдоты могли поколебать советскую власть!). Беседа закончилась тем, что сотрудник КГБ пожелал мне быть впредь более осмотрительным. На этом мы расстались.

   Я быстро вычислил того, кто на меня стучал, - это был коллега, с которым мы дружили семьями и ежедневно встречались на работе. Спустя годы подозрения в отношении его деятельности получили подтверждение. К счастью, приглашение в учреждение с портретом железного Феликса не отразилось на моей дальнейшей жизнии работе.

Продолжение: http://proza.ru/2022/04/02/852