Былинные земли. Новое место лепле, ч. 2

Василий Азоронок
(Продолжение)

АЛТАРЬ

Сразу оговоримся, карта – лишь фрагмент современного Лепеля: той части, что сформировалась вокруг пятачка, центральной площади, откуда он рос, раздвигая границы. А значит, мапа – репродукция самой первой конструкции, сердцевинной.

Рисунок выполнен необычно – не так, как принято в картографии сегодня: преподнесен с севера - с воды, словно автор находился сзади, на озере. Но это не потому, что за спиной располагался Полоцк – административный центр. «Место лепле» расширялось, поднимаясь по косогору на юг, в сторону свободных площадей. Там был простор для наращивания кварталов, и можно было обновлять картинку, нанизывая новые улицы. В этом смысле выспа, ограниченная потоками рек – впадающей и вытекающей, выглядит как алтарь природной чаши.

Функции центрального сегмента выполняла в то время рыночная площадь. Даже торговые ряды обозначены. И это показатель перемен, что явились в междуречье в связи с капиталистической волной, хлынувшей с запада.

К площади прилегала главная улица – Виленская, сейчас Володарского. В ее названии - дань Великому княжеству Литовскому, когда территория управлялась из Вильно. Улица протягивалась с востока на запад, словно подчеркивая неразрывную связь сторон света, и соединяла противоположные речные русла, помеченные мостовыми переходами.

К ней крепились, словно плоды смоковницы, церковные объекты, о которых надо сказать особо. Их четыре: два старых и два новых. Невероятно! Пятачок с четырьмя обителями! Но такова была действительность. Схема отобразила процесс преобразований в религиозной сфере, вызванный радикальным переустройством жизни. Даже Сапега, великокняжеский канцлер, неоднократно менял принципы верования под воздействием флорентийских идей.

Три святыни показаны на мапе в одном кусте - при плебании, которую боготворил канцлер, вознаградив частью своего удела. Плебания занимала три пляца у реки, сразу за улльским мостом. К ней льнули старый и новый костелы, а также Новая церковь (надо полагать, униатская).

Один из тех храмов стал предшественником современного костела Святого Казимира, который красуется на том же месте и сегодня. Уже тогда ему отдавалось предпочтение. Голубев рассмотрел в нем некоторые особенности, которые могут указывать на первоначальное предназначение. Он выполнен в стиле барокко, в виде вытянутого каменного прямоугольника, с островерхой крышей, и нес в себе оборонные признаки. На фортификационные особенности указывали узкие окна двух этажей в виде бойниц. Не предшествовал ли костелу тот самый защитный замок, о строительстве которого есть много летописных упоминаний, но конкретное место до сих пор не обнаружено?

Старый костел по виду меньший, но стиль исполнения другой – готический, что можно трактовать как отражение более раннего периода в конфессиональном территориальном обслуживании.

Вообще, «тень далекого прошлого» подспудно фигурирует на схеме, выражаясь в структуре строений и их классификации. Если плебания родилась «под юрисдикой» - правомочном использовании сапеговской земли, и Новая церковь строилась как городская, «под одной крышей» с католическими храмами, то совершенно другой характер носит старая церковь на другом конце главной улицы, ближе к заэссенскому, противоположному, берегу. Она вызывает иные ассоциации. Неизвестно, кто ее возвел, в какое время и на чьей собственности, но подспудно ощущается давнее влияние полоцких владык, земли которых подступали к побережью с западной стороны. Местоположение ее примерно то же самое, что и Пречистенской церкви, куда испокон веков съезжались сельские люди. В том же месте, примерно, стоит сейчас старенькая деревянная церквушка с двумя башенками - Святой Параскевы Пятницы. В ней молилась моя бабушка, и храм хранил в себе черты неразрывной связи с белорусским селом. На мапе старая церковь показана, как и нынешняя, деревянной, с высокой двухэтажной звонницей.

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: одна из лепельских церквей сегодня.


30.03/22