р36 Пушкин. РОК. Бог Сатана Демон

Поль Читальский
2 января 2022

Для понимания мысли Пушкина о Сущем и Смерти важно знать его позицию в конфронтации Бог - Сатана- Демон ...

Пушкин не писал трактатов и эссе об ESSE = он был поэтом
 
Вот стихи о главной теме АСП в южной командировке — о Боге и Демоне:

0 - БЕЗВЕРИЕ (1817)
Это начало пушкинского апокалипсиса
Стихотворение было прочитано автором на выпускном экзамене по русской словесности 17 мая 1817 г. Позднее, осенью, дядя Василий Львович читал эти стихи в заседании Общества любителей российской словесности при Моск. Ун-те и затем напечатал ... с собственными поправками ... в «Трудах» этого общества 1818 г., ч. XII

1 — БЫВАЛО, В СЛАДКОМ ОСЛЕПЛЕНЬЕ
Черновой набросок. Здесь впервые затронуты темы, развитые в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». Последние стихи прямо перенесены во второе стихотворение

2 - ДЕМОН
Напечатано в «Мнемозине», 1824 г., ч. III. Стихотворение это было понято современниками как психологический портрет Але. Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку «О стихотворении „Демон"»

3 — СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ
При жизни Пушкина не печаталось. Написано в ноябре 1823 г. Ср. «Мое беспечное незнанье» См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г. Эпиграф — из Евангелия от Матфея, гл.13, ст.3

БЕЗВЕРИЕ (1817)
О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на ваше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный не злодей, собою страждет он.
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!
Взгляните на него — не там, где каждый день
Тщеславие на всех наводит ложну тень,
Но в тишине семьи, под кровлею родною,
В беседе с дружеством иль темною мечтою.
Найдете там его, где илистый ручей
Проходит медленно среди нагих полей;
Где сосен вековых таинственные сени,
Шумя, на влажный мох склонили вечны тени,
Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
***
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.
 
***
Бывало, в сладком ослепленье
Я верил избранным душам,
Я мнил — их тайное рожденье
Угодно властным небесам,
На них указывало мненье —
Едва приближился я к ним
.......................
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим навек соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
 
***
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
***
 
Изыде сеятель сеяти семена своя.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
***
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
 
***
демонизм АПушкина 23-го = центр. тема дух кризиса и осмысления себя
Если автор уподобляется Творцу как демиург? то его роль и назначение вне зависимости от Божественной Воли предполагали быть орудием Случая
Суд собственный — модель личного Судного Дня
Поэт решается отказаться от индивидуальной самостоятельности — он принимает на себя мантию Пророка — а Пророк обязан говорить не от своего имени но от имени Всевышнего передавая его послания — поэт согласен быть не учителем царей а пророком подчиняющемся веленью Бога и его наместника на Земле///
Пушкин пошел на попятную — и написал прошения = Я нижеподписавшийся обязуюсь впредь /// быть всеподданейшим!
 
Выбор на Перекрестке судьбы в июне-августе 1826 (до казни пятерки декабристов !) был сделан = Пушкин стал сервилистом! Добровольно ... Или все ж Зловольно...
Он пишет Пророка:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

в ряде гностических (апокриф) толковниках серафим (seraphim или hf;seraphim на др. евр.) суть особый слуга бога — особый род змей исполняющих волю Бога и жалящих людей (см кн Исайи) = не этот ли Змей исполнил волю Творца соблазнить Хаву (Еву) и совратить пару адамитов пред строем всех человекообразных образцов его ОКБ на Земле!? (см фреску Микель Анджело!)

После нападок и обвинений в отступничестве А. Пушкин подтвердил свое принципиальное судьбоносное решение стихами Стансы в 1826- ом и Друзьям в 1827-ом
 
И только парткомы ПД извратили библейский смысл пушкинского послания = Пророка
Его Пророк — про Рок = вдохновение — этот казус (Случай) = суть дар Бога и поэт обязан вещать Его откровения
а не что вздумается и взбредет
Поэт слуга Бога и Царя (его наместника)

Однако проблема = душой духом (волей) и разумом поэта овладел злобней гений —
Демон

Хотя в тоже самое время написана и Гавриилиада  = но это не философия , а пародия на потуги императора Ал1 с его РБО