Отцовская педагогика

Азнаур Бердиев
Когда отец поехал на новое место работы, мне было около пяти лет. В семье я был младшим сыном и часто был балован и родителями, и старшими братьями. Родственники, приезжающие к нам, видя такое ко мне отношение, тоже баловали. В общем, был балованным, но в тоже время была тяга к познаниям и к авантюрам. Так как утолить жажду познаний я не мог, читать ещё не умел, а всем остальным изрядно надоел просьбами почитать, то оставались одни авантюры. Селение, куда мы приехали было небольшое и все друг друга знали, поэтому я быстро познакомился  не только со  своими ровесниками, но с ребятами постарше. Так как они были постарше, то они были и похитрее и использовали младших в своих целях. Отец ещё тогда курил и сигареты блоками в лежали в кладовке, под лестницей. Разумеется, старшие ребята это узнали от меня и я стал для них потихоньку таскать сигареты, этого показалось мало и я сам решил попробовать покурить. Мне стало плохо после первой затяжки и я бросал сигареты горящими там где попробовал. Взрослые товарищи отца увидев это сказали ему, он решил поговорить со мной по мужски. Так он выразился, когда посадил меня на свои колени и начал разговор со мной. Он сказал, что мы с ним мужчины, не видя подвоха в этих словах, я с ним согласился и сказал, что мы с ним оба мужчины. Он продолжил разговор и сказал, что у мужчин бывает мужское слово, которое они дают и потом держат своё слово, я опять с радостью согласился с тем, что у мужчин твёрдое слово. Он сказал, что даёт мне слово больше не курить и спросил, могу ли я дать ему такое же слово. Так как от сигарет мне было дурно, но самое главное я же был мужчина, по словам отца, я тут же дал слово больше не курить. Так мы с отцом закончили курить.                После шестого класса я загорелся мопедом, спал и видел себя на мопеде. При разговоре о мопеде с отцом он сначала отговаривал меня от покупки, но потом согласился и мы решили в один день ехать покупать мопед. В нашем селе мопеды не продавались и надо было ехать в соседний с нами город. Выбрали один день и он с товарищем на машине повезли меня в этот город. Лето было очень жаркое и пока мы объездили все магазины этого города в поисках мопеда, все изрядно измучились. Как назло в тех магазинах, куда мы ездили, мопедов не было, а там где они стояли на витринах, магазины не работали. В общем, они решили меня повезти в другой город, недалеко от первого. Там было тоже самое и мы и там ничего не смогли купить. Когда они мне предложили ехать в третий город, я уже сам начал просить их поехать домой. Отец спросил меня, ты твёрдо решил не покупать слово твоё мужское? Я радостно сказал, что твердо и слово мужское, и мопед мне вообще теперь не нужен. Буду продолжать ездить на велосипеде. С тех пор прошло много лет, нисколько не жалею о своём решении и каждый раз с улыбкой вспоминаю педагогику отца, а особенно выбор дня покупки мопеда, когда закрыты магазины. Так как в нашем селе было только восьмилетняя школа, то после восьмого класса отец нашёл работу в городе и остальные два класса я заканчивал уже в городе. Город этот находился на расстоянии около ста километров от нашего старого места проживания. Около 60 километров от этого города, было село, где был наш дом, с садом, где росли чудесные яблоки. Всё лето я провёл на сенокосе в том селе, где закончил восьмилетнюю школу, загорел как индеец, даже нос загорел и облез, коротко подстригся и был простым на вид сельским парнем. В это лето на сенокосе я очень сильно вырос, до этого я в восьмилетке в своём классе был по росту второй с краю. Но вот в новой школе, я уже был самый рослый в классе. Наверное, время пришло, хотя я и пошёл в школу почти на год раньше, чтобы научиться читать. Ну, об этом напишу в другой раз. В общем, мы с мамой заехали в свой дом собирать яблоки и пропустили автобус. Пошли к племяннику отца, который жил почти рядом с нами, чтобы он на своей машине отвёз нас. Хоть он по родственным связям и считался племянником отца, но они были почти ровесники по возрасту и дружили по жизни. Когда мы пришли к нему, он сказал, что машина с документами у него на ремонте, но есть ещё одна без номеров и документов. Надо сказать, что он был большой любитель машин и они у него были неплохие, но такую машину я в своей жизни больше не видел. Это была экспериментальная волга газ-21, было у неё, если мне память не изменяет, всего две двери и один ряд сидений. На ней мы и поехали, доехали без приключений и я благополучно попал на первое сентября в новую школу, благодаря своему брату и его экспериментальной машине. К весне в этом городе я быстро стал городским парнем, отпустил длинные волосы до плеч и пошил брюки клёш, почище чем у волка в мультфильме «Ну погоди». Отец несколько раз говорил мне насчёт брюк и длинных волос, но до меня  пока не доходили его слова. Тогда он придумал мне поездку к своему племяннику, о котором я рассказал выше. Надо сказать, что человек он был не толстый и физически сильный, кроме того занимался физкультурой и во дворе у него был турник. У нас в восьмилетке тоже был турник, была и волейбольная, и футбольная площадки, а вместо брусьев на уроках физкультуры мы ставили парты советского образца и тренировались на них. Надо сказать, получалось неплохо, ну и плюс сенокос, велосипед, чистый горный воздух и экологически чистая пища. Кроме того у каждого из ребят во дворе были самодельные турники и мы днями на них упражнялись и показывали друг другу, что у кого уже получается. Естественно, армейские подъём с переворотом делались легко и гораздо больше, чем требуют армейские нормативы. Большое спасибо всем преподавателям своего родного села за те навыки, до сих пор остались они. В общем, когда я пришёл Алию, так звали племянника моего отца, он как раз был на турнике и заставлял упражняться своего второго сына. Видно было, что сын Алия не очень любит турник, видимо мешал вес. Когда я зашёл и поздоровался, Алий прищурился и я увидел лукавинку в его глазах. Это сейчас я понимаю, что отец послал меня к нему, чтобы он как старший сделал мне внушение. Он сделал вид, что не узнал меня и спросил кто я и что мне надо. Я сказал, кто я и чей я сын. Он спросил не я ли тот  сын, которого он почти полгода назад отвозил в город и когда я сказал, что он самый, он ещё больше нахмурился и сказал, что быстро меня город переделал. И тут же сказал, чтобы я влез на турник, Когда я повис, он заставил меня подтянуться раз 20, потом заставил сделать подъём переворотом 10 раз, и только потом я показал, что ещё я умею делать. Когда я наконец спрыгнул с турника, он уже не хмурился, но всё равно сказал, подстригись и брюки клёш выброси.                Сразу я этого не сделал, но каждое доброе семя даёт добрые плоды и через недолгое время я выбросил без сожаления брюки клёш и коротко, по мужски подстригся. Вот такая педагогика от отца и его племянника.
Аллах рахмат этсин къартларыбызны!
Пусть снизойдёт милость Всевышнего Аллаха до наших старших!