Р34 Пушкин. Третья редакция РОКа

Поль Читальский
В 1922 г (до бегства из проклятой Пушкиным Руси*)  М.Л. Гофман опубликовал  ст. «Посмертные стихотворения Пушкина, 1833—1836 гг.» в солидном академическом сб. трудов  Комиссии для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. акад. Наук «Пушкин и его современники: Материалы и исследования» - Пб.,1922. Вып. 33/35. С. 345—421)

Изучение материала этой статьи  позволило нам доработать наш РОК и получить трижды расширенный островной контаминированный  корпус  расширенный  островной философской лирики Пушкина на тему Сущее и Смерть

Не вдаваясь на сей раз для в детали и дробности, мы оповещаем с мстинским фра о третьей редакции РОКа от 12  января 2022.

)* О проклятии Пушкина см. Письмо П.А Вяземскому от 27 мая 1826:
«…В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.  27 мая. Прощай. Я теперь во Пскове, и молодой доктор спьяна сказал мне, что без операции я не дотяну до 30 лет. Незабавно умереть в Опоческом уезде.»

***
Неизданное на момент публикации статьи М.Л Гофмана  содержит стихи на тему Сущего и Смерти (в нашем выборе)

1. Осень.
(Отрывокъ). Болдино. Чего въ мой дремлющій тогда не входитъ умъ? Державинъ. Дата пьесы — 1833 годъ — опред;ляется положеніемъ ея среди черновиковъ «М;днаго Всадника» и «Родословной моего Героя».
I.
Октябрь ужъ наступилъ; ужъ роща отряхаетъ
Посл;дніе листы съ нагихъ своихъ в;твей;
Дохнулъ осенній хладъ — дорога промерзаетъ
Журча еще б;житъ за м;льницу ручей
Но прудъ уже застылъ; сос;дъ мой посп;шаетъ
Въ отъ;зжія поля съ охотою своей
И страждутъ оземи отъ б;шеной забавы
И будитъ лай собакъ уснувшія дубравы.
V.
Дни поздней осени бранятъ обыкновенно;
Но мн; она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно —
Такъ нелюбимое дитя въ семь; одной,
Къ себ; меня влечетъ, сказать вамъ откровенно
Изъ годовыхъ временъ я радъ лишь ей одной
Въ ней много добраго; любовникъ не тщеславной
Я н;что въ ней нашелъ мечтою своенравной.
Красою тихою, блистающей смиренно —
Такъ нелюбимое дитя въ семь; одной,
Къ себ; меня влечетъ, сказать вамъ откровенно
Изъ годовыхъ временъ я радъ лишь ей одной
Въ ней много добраго; любовникъ не тщеславной
Я н;что въ ней нашелъ мечтою своенравной.
VI.
Какъ это объяснить? мн; нравится она
Какъ в;роятно, Вамъ чахоточная д;ва
Порою нравится. На смерть осуждена
Б;дняжка клонится безъ ропота, безъ гн;ва
Улыбка на устахъ увянувшихъ видна:
Могильной пропасти она не слышетъ з;ва
Играетъ — на лиц; еще багровый цв;тъ —
Она жива еще сегодня — завтра н;тъ —.
VII.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мн; твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье
Въ багрецъ и въ золото од;тые л;са —
Въ ихъ с;няхъ в;тра шумъ и св;жее дыханье1
И мглой волнистою покрыты небеса
И р;дкій солнца лучь — и первые морозы
И отдаленныя с;дой Зимы угрозы —.
VIII.
И съ каждой осенью я разцв;таю вновь
Здоровью моему полезенъ русскій холодъ
Къ привычкамъ бытія вновь чувствую любовь
Чредой сл;таетъ сонъ, чредой находитъ голодъ
Легко и радостно играетъ въ сердц; кровь
Желанія кипятъ — я снова щастливъ, молодъ
Я снова жизни полнъ — таковъ мой организмъ
(Извольте мн; простить ненужный прозаизмъ.
***
Но гаснетъ краткій день — и въ камельк; забытомъ
Огонь опять горитъ — то яркій св;тъ ліетъ
То тл;етъ медленно — а я надъ нимъ читаю,
Иль думы долгія въ душ; моей питаю.
X.
И забываю міръ, и въ сладкой тишин;
Я сладко усыпленъ моимъ воображеньемъ
И пробуждается Поэзія во мн;:
Душа ст;сняется лирическимъ волненьемъ,
Трепещетъ и звучитъ и ищетъ, какъ во сн;,
Излиться наконецъ свободнымъ проявленьемъ —
И тутъ ко мн; идетъ незримый рой гостей,
Знакомцы давніе, плоды мечты моей —.
XII.
И мысли въ голов; волнуются въ отваг;
И рифмы легкія навстр;чу имъ б;гутъ
И пальцы просятся къ перу, перо къ бумаг;
Минута — и стихи свободно потекутъ.
Такъ дремлетъ недвижимъ корабль въ недвижной влаг;
Но чу — матросы вдругъ кидаются ползутъ
Вверхъ, внизъ — и паруса надулись в;тра полны
Громада двинулась и разс;каетъ волны.
XIII.
Плыветъ. Кудажъ намъ плыть?.....
........................
............

2. Не дай мн; богъ сойти съума.  (1833 – условно)
Не дай мн; богъ сойти съума.
Н;тъ, легче посохъ и сума;
    Н;тъ, легче трудъ и гладъ.
Не то чтобъ разумомъ моимъ
Я дорожилъ; не то чтобъ съ нимъ
    Разстаться былъ не радъ:

3. Родригъ. На Испанію родную Призвалъ Мавра Юліанъ. 1833
Тл;нье трупу не коснулось
Онъ лежитъ, окостен;въ
Ожидая погребенья
И молитвы Христіанъ.
[И съ молитвой объ усопшемъ
[Схоронилъ его Родригъ]
И въ пещер; поселился
Надъ могилою его.
Онъ питаться сталъ плодами
И водою ключевой;
И себ; могилу вырылъ
Какъ предшественникъ его.

4. Къ Н**. Съ Гомеромъ долго ты бес;довалъ одинъ  (1834, усл)
Съ Гомеромъ долго ты бес;довалъ одинъ;
Тебя мы долго ожидали;
И св;телъ ты сошелъ съ таинственныхъ вершинъ,
И вынесъ намъ свои скрижали.
Н;тъ! Ты не проклялъ насъ. Ты любишь съ высоты
Скрываться въ т;нь долины малой;
Ты любишь громъ небесъ, а также внемлешь ты
Журчанью пчелъ надъ розой алой.

5. Юноша! скромно пируй, и шумную Вакхову влагу 
Съ тр;звой струею воды, съ мудрой бес;дой м;шай… (1833-1835)

6. ОДА LVI (изъ Анакр.). 6 янв, 1835
Пор;д;ли, поб;л;ли
Кудри, честь главы моей
Зубы въ деснахъ ослаб;ли
И потухъ огонь очей,
Сладкой жизни мн; не много
Провожать осталось дней
Парка счетъ ведетъ имъ строго
Тартаръ т;ни ждетъ моей —
Не воскреснемъ изъ подъ спуда
Входъ туда для вс;хъ открытъ
Н;тъ изхода же н;тъ исхода:
Всякъ нав;ки тамъ забытъ.

7. Кто изъ боговъ мн; возвратилъ (из Горация)
Это важное творение = Пушкин пишет адвокатскую речь перед судом Ивана Пущину по поводу своего отступничества от общего для всх либералов  дела раскрепощения Руси. Он оправдывает себя на примере  бегства с поля боя командира легиона Горация на том основании, что у Поэта иная миссия и иное место, данное ему (Х)Ашем

8. ПОДРАЖАНІЕ АРАБСКОМУ  (1835)
Отрокъ милый, отрокъ н;жный
Не стыдись, нав;къ ты мой;
Тотъ-же въ насъ огонь мятежный
Жизнью мы живемъ одной
Не боюся2) я насм;шекъ
Мы сдвоились межъ собой,
Мы точь въ точь двойной ор;шекъ
Подъ единой скорлупой —
Любопытен комментарий Модеста:  «… Любопытно первоначальное чтеніе этой пьесы, въ которомъ собственно арабской любви не было, и къ отроку обращалась она (въ исправленномъ чтеніи гомосексуальность не названа, но она — быть можетъ и ошибочно — воспринимается невольно; возможно, что Пушкинъ подражалъ арабской поэзіи въ поэтическихъ образахъ и колорит;, а отнюдь не въ тем; восточной любви къ отрокамъ).

9. Странник. «Изъ Bunyan»  (26 сент, 1835)
Однажды странствуя среди долины дикой
Незапно былъ обьятъ я скорбію великой
И тяжкимъ бременемъ подавленъ и согбенъ,
Какъ тотъ кто на суд; въ убійств; уличенъ.
Потупя голову, въ тоск; ломая руки
Я въ вопляхъ изливалъ души пронзенной муки;
И горько повторялъ, метаясь какъ больной:
Что д;лать буду я? что станется со мной?
Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор — и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
          «Коль жребий твой таков, —
Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?»
И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?»
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь», —
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет», — сказал я наконец.
«Иди ж,— он продолжал, — держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» — И я бежать пустился в тот же миг.

10. ПОДРАЖАНІЕ ИТАЛЬЯНСКОМУ (22 июня 1836)
Какъ съ древа сорвался предатель Ученикъ,
Діяволъ прилет;лъ, къ лицу его приникъ
Дхнулъ жизнь въ него, взвился съ своей добычей смрадной
И бросилъ трупъ живой въ гортань Геенны гладной...
Тамъ б;сы, радуясь и плеща, на рога
Прияли съ хохотомъ всемірнаго врага2)
И шумно3) понесли къ проклятому Владык;
И Сатана, привставъ, съ веселіемъ на лик;4)
Лобзаніемъ своимъ на сквозь прожегъ уста
Въ предательскую ночь лобзавшія Христа.

11. Из Пиндемонти  (5 июля 1836)  Недорого ц;ню я громкія права (1836)

12. Отцы пустынники и жены непорочны (22 июля 1836)
Автографа этой пьесы не сохранилось, но къ пятой книжк; «Современника» (1837 года) было приложено факсимиле автографа, съ котораго она печаталась, что и даетъ возможность пров;рить правильность принятаго вс;ми изданіями чтенія. Пров;рка обнаруживаетъ всего одну, но очень крупную ошибку: стихъ «И падшаго кр;питъ нев;домою силой» въ «Современник;» напечатанъ ошибочно: «И падшаго св;житъ нев;домою силой».

13. Когда за городомъ, задумчивъ я брожу  И на публичное кладбище захожу (14 марта 1836)

14. Я памятникъ себ; воздвигъ нерукотворный
С его финалом Вел;нью Божію, о Муза будь послушна
Обиды не страшась, не требуя в;нца,
Хвалу и клевету пріемля равнодушно
        И не оспоривай глупца —

15. 19 октября 1836  (произвольное заглавіе Жуковскаго было зам;нено такимъ же произвольнымъ заглавіемъ «19 октября 1836»
Всему пора: ужъ двадцать пятый разъ
Мы празднуемъ Лицея день зав;тный
Прошли года чредою незам;тной
И какъ они перем;нили насъ!
Недаромъ — н;тъ! — промчалась ; в;ка
Не с;туйте: таковъ судьбы законъ;
Вращается весь міръ вкругъ челов;ка
Ужель одинъ недвижимъ будетъ онъ

16. КЪ ЖЕН; (осень 1836)
Пора, мой другъ, пора! Покоя сердце проситъ.
Летятъ за днями дни и каждый день уноситъ
Частичку бытія, а мы съ тобой вдвоемъ
Предполагаемъ жить... и глядь, все прахъ: умремъ.
На св;т; щастья н;тъ, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мн; доля,
Давно, усталый рабъ, замыслилъ я поб;гъ
Въ обитель дальнюю трудовъ и чистыхъ н;гъ.
Несмотря на поправки, чтеніе стихотворенія не стало безукоризненнымъ (оно повторено въ изд. Брокгауза и Ефрона подъ редакціей С. А. Венгерова и Госуд. Издательства подъ редакціей В. Я. Брюсова).

II

Третья редакция РОКа АСП имеет такой ви:

1. 1815 – Моя эпитафия – не успел стать первым, а уже и эпитафию изготовил… юнец ... молодец
2. 1817 – Безверие = Ум ищет божества, а сердце не находит - это старт во взрослую жизнь = в стан либертинов = адептов бога Либера
3. 1817 – Элегия Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего ...
4. 1823 - Демон (1823) = явление Злобного Гения и пленение духа поэта
5. 1827- Три ключа – В степи мирской, печальной и безбрежной
6. 1828 – Предчувствие = Снова тучи надо мною = страх возмездия по двум уголовным делам
7. 1828 (1829 публ) – Воспоминание. Когда для смертного умолкнет шумный день
8. 1828 (1830 публ) - Дар напрасный, дар случайный = Онтология – суть и судьба Бытия
9. 1830 - Родриг = Вещий Сон - уведомление Старцев о Судьбе
10. 1830, сент Бесы = Закружились бесы разны …
11. 1830, сент – Элегия = Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу
12. 1833, окт - Анджело = Приговор жертвы и Милость от Помазанного
13. 1830 – В часы забав иди праздной скуки - В священном ужасе поэт
14. 1830, окт – В начале жизни школу помню я… Обаяние зла
15. 1833 - Родриг = Старцы утверждают Приговор и ритуал
16. 1833 окт.-ноя - Не дай мне Бог сойти с ума = С ума можно сойти ..
17. 1833 - Осень в деревне = Осень / Октябрь уж наступил (список АСП)
18. 1834 - Къ Н**. Съ Гомеромъ долго ты бес;довалъ одинъ 
19. 1834 - Юноша! скромно пируй, и шумную Вакхову влагу 
20. 1834 - Пора, мой друг, пора… = Пора – ждем вызова и сигнала
21. 1835 - ОДА LVI (изъ Анакр.) = Пор;д;ли, поб;л;ли Кудри, честь главы моей
22. 1835 - Кто изъ боговъ мн; возвратилъ (из Горация)
23. 1835 - ПОДРАЖАНІЕ АРАБСКОМУ 
24. 1835 , май - Родриг = Беловая редакция судьбы Промысла
25. 1835 - Когда владыка ассирийский = смена духовного ориентира с гордости на смирение
26. 1835 - Странник = Страх – решение = бежать Я осужден на смерть «Изъ Bunyan» (26 сент, 1835)
27. 1836 - Подражание итальянскому = Самоубийство Иуды , иудзим
28. 1836 - Напрасно я бегу… (черновик, набросок) = Не убежать от Приговора
29. 1836 - Мирская власть = казнь весь род Адамов искупила = искупительная жертва
30. 1836 - Из Пиндемонте: Не дорого ценю я = Точка Покоя – Счастья нет, но есть Покой и Воля
31. 1836 - Отцы Пустынники и Жены Непорочны = Молитва, раскаяние
32. 1836 - Когда за городом задумчив я брожу = Кладбище...нет - место погребения в одиночестве
33. 1836 – Странник (беловик) = Я осужден на смерть и позван в суд загробный (грандиозное Откровение)
34. 1836  - 19 октября 1836 
35. 1836 - КЪ ЖЕН; (Пора, мой другъ, пора! Покоя сердце проситъ)
36. 36. 1836 – Я памятник себе воздвиг нерукотворный = Памятник (духовный подвиг)
37. 1836 – Чижик (Забыв и рощу и свободу, Невольный чижик надо мной Зерно клюет и брызжет воду, И песнью тешится живой)