Медицина и Физиология - система Человек

Александр Скороходов
                1.    Медицина, Физиология и Скороходов

    До окончания университета, и сам я, и окружавшие меня родственники и знакомые, были молоды и здоровы,  поэтому медицина нас не касалась и не интересовала. На кафедру Физиологии попал по распределению, как физик-экспериментатор  (радиоэлектроника).
    И даже после того, как я прослушал курс физиологии, и понял, что Физиология - это  “с т е р ж е н ь “  медицины,  сами они (и медицина и физиология) меня интересовала только с технической точки зрения. 
    А если я заболею (как я рассуждал в те времена) то логично обратиться к соответствующим специалистам, и они окажут мне квалифицированную помощь  в полном объёме. Ведь они для этого и учатся  5-6 лет, да и практику проходят. Не мне же туда неучу нос совать.  “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад,” …
    Но жизнь распорядилась иначе…
Ещё во время преддипломной практики (на кафедре физиологии) я прошёл  “курс шоковой коррекции” своего мировоззрения, серьёзно изменивший моё мнение и отношение к медицине...
   
                2.   Шок номер 1
   
    Как-то, в конце рабочего дня, когда мы вчетвером обсуждали результаты эксперимента, в комнату влетел средних лет мужчина "преинтеллигентнейшего" вида, по колена в соплях.
- Мужики, помогите, насморк замучил…
   Как оказалось,  это был хорошо известный на кафедре, бывший однокурсник моего руководителя, поэтому все бурно начали ему давать советы…
    Когда он ушёл и все разошлись, я спросил у шефа
Энно, почему он к нам-то пришёл? Ведь у нас на кафедре “обитают”  только теоретики, порой ничего не знающие о  последних разработках  с о в р е м е н н ы х  лекарств.  Почему он не обратился к практикующему врачу, например, к участковому?
    Шеф задумался на момент, а потом, глубоко вздохнув, тихо промолвил:
Так он и есть тот самый участковый врач…
    Это и был для меня “шок номер “1” (!), заставивший  задуматься: 
 Сможет ли мне помочь специалист-медик, тем более “в полном объёме”, если он со своим насморком  справиться не может?

       После описанного случая  я стал внимательнее присматриваться к коллегам и оказалось:
Старший преподаватель по системе питания и диете, страдает изжогой, постоянно пьёт соду, и уже много лет не может от неё избавиться (неизлечимо болен)…
Преподаватель по физической подготовке (доктор медицинских наук) сам в прошлом успешный штангист, много лет страдает  от радикулита, и тоже не может вылечиться, тоже неизлечимо болен…
И т.д…
   Короче, оказалось что подобная ситуация далеко не редкость. Прекрасные специалисты,  “успешно” лечащие и обучающие лечению   д р у г и х , нередко сами себя вылечить не могут (неизлечимо больны).
А что тогда делать простому обывателю к кому обращаться? Тем более, что количество неизлечимых болезней неуклонно растёт…

                3.     Шок помер 2
   
    Логично предположить, что неизлечимость болезней возникает тогда, когда не там лечат, не то лечат или не тем лечат. Но изначальная  причина оказалась несколько  в другом…
 Во время очередного эксперимента я спросил у шефа:
А чем “занимается” 12-ти перстная кишка в организме (которую мы исследовали)?
Перевариванием пищи…
Так пищу же должен переваривать желудок!
И желудок тоже. Желудок переваривает посредством кислот, только продукты расщепляемые  кислотами, а 12-ти перстная кишка занимается продуктами, требующими щелочной обработки.
Значит для лучшего усвоения полезно  р а з д е л я т ь  продукты, как советуют сторонники раздельного питания?
Выходит так!
Тогда почему в лекциях по диетологии вы об этом умалчиваета? А порой  выступаете даже против них?
В лекциях мы должны читать и толковать только то,   ч т о   н а п и с а н о    в    у ч е б н и к е !
    Это был для меня  “шок номер 2”! Значит за пределы учебника выход медикам закрыт?!    Им как лошадям с шорами запрещено смотреть  по сторонам. А может именно там, за шорами, за пределами официального учебника,  как раз и лежит искомое исцеление?
Почему же они так покорно позволяют себя зашорить-ограничить?

    Оказывается, дело в том, что если врач   о т с т у п и т  от рекомендаций официального учебника или рецептуры, и при этом не вылечит пациента, его могут привлечь к  ответственности, и даже уголовной, и даже посадить! А вот если он ничего не нарушит, но при этом даже   и с к а л е ч и т   человека, то ему ничего не будет!
Например, реальный случай. К врачу обратился “старичок с палочкой”, мол ножка заболела, желательно подлечить.
Нет проблем! - сказал доктор, и сделал укол.
   Нога действительно болеть перестала, но при этом  о б е  ноги  о т н я л и с ь. На следующий приём дети его принесли уже на носилках.
Да, - сказал доктор, неприятная история. Но причина теперь уже не в ноге и не во мне! Я сделал всё, что  положено. (С меня и взятки гладки).  А это побочный эффект! Причина теперь  уже не в ноге,  а в позвоночнике! И обращаться теперь вам нужно уже не ко мне, а к  вертеброневрологу (специалисту по позвоночнику)...
    Вот так! Пациент пришёл на приём на своих ногах, а после приёма оказался вообще  без ног,  неходячим калекой.   Очевидно, что    и с к а л е ч и л  его доктор!  Но он же действовал строго по учебнику! Поэтому никто его не осудит, и не накажет…
    NB!
     Действовать в  р а м к а х  учебника - это наипервейшая  охранная статья  безопасности медицинского работника!  Шоры на глазах - это их главный   о б е р е г !
        В отличие от медиков,  никого лечить, кроме себя, я  не собираюсь, “оберег” в виде шор мне не нужен, поэтому я без каких-либо угрызений совести отправился  “налево”,  за пределы учебника физиологии, в медицины Китая и Индии, которые западная медицина считает ненаучными.

                4.  Принципы, цели  и правила обучения

     Думаю подробно описывать все мои похождения “налево”, нет никакой необходимости. Это будет долго, нудно  и неинтересно. Поэтому,  несколько забегая вперёд, сразу доложу   к о н е ч н ы й   результат, а затем, на конкретных примерах, поясню в чём дело…
     Причина медицинских неудач начинается и кроется, прежде всего, в неправильном преподавании. По сравнению с точными и техническими науками, в медицине нарушены все (возможные)  принципы и правила обучения. И в первую очередь принцип-путь  “От общего к частному”.

                5.  От общего к частному   

     В принципе известны 2 пути познания: от частного к общему, и от общего к частному.
     Метод “от частного к общему” обычно используется   и с с л е д о в а т е л я м и    в поисках   о б щ и х   законов природы. Для этого, известные   ч а с т н ы е   данные объединяют (например, в таблицы) и на их основе выводят некие  о б щ и е   “закономерности” (законы, принципы, правила).
     А затем, уже посредством  о б щ и х  “закономерностей”, методом “от общего к частному” толкуют частные явления…
   Так, например, поступил исследователь  Д.И.Менделеев. Он, как известно, данные химических элементов  много лет (порядка 20-ти) собирал в единую таблицу, и выявил периодический закон, утверждающий,  что с ростом атомной массы, химические свойства элементом меняются не монотонно, а периодически…
 Здесь он шёл путём от частного к общему…
    Но после этого, уже в процессе обучения, студентам нет никакого смысла идти опять 20 лет путем Менделеева (от частного к общему), чтобы  заново открывать Периодический закон. Это даже ёжику понятно! Зачем терять 20 лет, когда сразу можно взять готовую таблицу, и, на базе уже известного периодического закона,  продвигаться дальше - сразу уточнять “частные” особенности химических элементов! (методом от общего к частному)!
    В точных и прикладных (технических) науках такого правила придерживаются довольно строго! Исследования осуществляют путем от частного к общему, а обучение - от общего к частному. По крайней мере нарушений этого правила я не встречал.
     А вот в биологии и медицине его нарушают сплошь и рядом!
     По этому вопросу, в интернете встретил прекрасную статью “От общего к частному или от частного к общему. Как строить программу по предмету”
    Очень рекомендую прочитать. Я же приведу только вступительный тезис.
“Я не слишком хорошо знаю, как построены программы по другим предметам, но в программе по биологии меня всегда раздражало, что первые три года её изучения это бесконечное множество частностей, которые непонятно к чему относятся, а заучивать надо. Может быть, в других предметах тоже такое есть. Думаю, что начинать надо с того, что в этом предмете действительно важно. Тогда у детей будет мотивация изучать биологию по три часа в неделю в течение шести лет.”
    Полностью согласен с авторшей!  При обучении  “по другим предметам”, да в других науках  применяют и другие методы…
   
                6.   Китайское обучение               
   
   В Китае, с глубокой древности, широко распространено учение об энергетических каналах. О нём в интернете имеется много прекрасного материала, где каждый желающий может узнать о нём всё, что пожелает. А для нашей темы достаточно кратко рассмотреть непосредственно  п р о ц е с с  обучения.

    Во-первых, в самом начале обучения,  обычно приводится   о б щ а я   картина каналов всего человека   ц е л и к о м ,  с изображением  в с е х  каналов (рис.1) .  Она может включать вид спереди, сзади, сбоку, а также  отдельных частей тела в увеличенном виде… 
    Затем даётся   п о л н ы й   перечень каналов,  с  указанием за какие органы или функции в организме они отвечают, а также    п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   их активности в суточном круге. И непременно указывается главный    п р и н ц и п   их взаимодействия (Инь-Янь)...
 Отсюда однозначно, для любого органа,  можно определить:
 откуда, по какому каналу,  болезнь в орган прибыла и проявилась,
в каком канале, органе или функции скрывается  неявная  п р и ч и н а ,  источник,  корень  болезни,
куда она затем направиться…

    Затем, уже в самих каналах, чётко определены роль, задача и функция канала, и направление течения энергии (Ци) от точки к точке. В таком случае, о боли в каждой точке, тоже известно откуда в неё  боль “прибыла”, почему генерирует болезненность, и куда пойдёт дольше…
   И только после этого переходят непосредственно к массажу точек.
   Налицо чёткий,   с и с т е м н ы й   подход познания (обучения, толкования) методом “от общего к частному”…

                6.   Индийское обучение       
 
     Точно таким же путём, от общего к частному, происходит обучение и системам чакр в индийской философии.
    В основу учения  положена   с и с т е м а  чакр, приведённая на рис.2,  из “Чакры и каналы. Индийская философия” (http://www.kuchipudi.narod.ru/chakra_r.htm).    На ней приведена   п о л н а я  картина системы -  все семь чакр; чётко определено и закреплено их расположение по вертикали Иерархии;  а также их  взаимная связь по вертикали: по трём вертикальным каналам (Нади): Ида Нади (левый),  Пингала Нади (правый) и  Сушумна Нади (центральный)…
   Затем уточняется, что сверху вниз, осуществляется   у п р а в л е н и е  системой, а снизу вверх - её   р а з в и т и е …
     И только после этого описываются функции самих чакр и вертикальных каналов…

                7.       А как всё это выглядит в Физиологии
 
    А теперь, для сравнения, посмотрим на последовательность обучения в области Физиологии. Для этого достаточно заглянуть в оглавление учебников, например, в учебник: Н.А. Агаджанян, В.М.Смирнов, “Нормальная Физиология”, предназначенного для студентов медицинских вузов. (имеется в интернете).
    В нём, во введении, в качестве эпиграфа, приводятся многообещающие слова К.Бернара  “Физиология - это научный стержень, на котором держатся все медицинские науки.”
   Естественно после такого однозначного  вводного намёка, логично ожидать  увидеть,  в первой же  главе,  некую   о б щ у ю   картину, таблицу  или   описание, в которых отображён обещанный “стержень”,  а вокруг него - “все медицинские науки” или хотя бы основные из них.  А также  растолковано каким образом они на нём “держатся”, в смысле как с ним связаны и взаимодействуют…
   Однако  в реальности ничего обещанного там  нет!  Первая глава называется “Физиология   к л е т к и”! А затем  процесс изучения направляется   в н у т р ь  клетки, в химические процессы внутри её, механизмы транспорта, раздражители, нервные механизмы регуляции и т.д. 
   А где же система-стержень ? Где науки, которые за него держатся?
На них нет даже намёка!
   В реальности Физиология представляет собой набор   н е з а в и с и м ы х ,   никаким “стержнем” не связанных, а порой и вообще оторванных  друг от друга систем!  (Хотя, по отдельности, и неплохо изученных) …
    Ситуация напоминает состояние химии до появления в ней  Д.И.Менделеева. Отдельные химические элементы  были хорошо известны и изучены, но представляли собой некий набор  н е з а в и с и м ы х    компонентов (будущей таблицы Менделеева).
    Когда Дмитрий Иванович сумел объединить их в систему, выяснились не только принципы их  с в я з и ,  но и целый ряд других закономерностей…
     Теоретически здесь просматривается очень привлекательная идея - отдельные медицинские “науки”  объединить в общую “Систему Человека”!
    Очень вероятно, что тогда реализуется возможность обучать физиологии методом “от общего к частному, и на общей картине вскроются ряд проблем и упущений Физиологии и Медицины.

                8.       По логике вещей

    В первом приближении, это можно представить в виде набора рисунков 3-9.
Рисунки самих систем взяты из открытых источников интернета, а крупные стрелки между системами символизируют функции связи и направление движения питательных веществ…   
    Из представленных рисунков нетрудно,  в общих чертах  и образно, понять как система “Человек” функционирует...
    Система Питания (рис.3), это своего рода “кухня” организма. Хотя она называется системой “питания”, но сама  лично никого не питает, а только  п о д г о т а в л и в а е т  пищу, и направляет питательные вещества  в Кровеносную систему (рис.5). Туда же  система Дыхания (рис.4)  поставляет кислород…
    Насыщенная питательными веществами и кислородом кровь переносит их в межтканевую жидкость органов (рис, 5-6), в которой осуществляется питание    к л е т о к    органов…
   Здесь важно подчеркнуть  (что явно следует из общей картины) что кровь, строго говоря, ни в какие органы,  ни в клетки органов, ни в кости, ни в хрящи… и вообще никуда   с а м а  лично  не поступает, и никого  с а м а  “лично” тоже не питает и не очищает, как об этом принято “сжато”писать!  Она  только  п е р е н о с и т   питательные вещества и кислород в  межтканевую жидкость органов, и всё! А дальше   клетки органов,  питаются уже совершенно самостоятельно, извлекая питательные вещества из межклеточной жидкости…
 А  очисткой межклеточной жидкости занимается лимфатическая система (а не кровь)!   
     Образно говоря, жизнь клеток в межклеточной жидкости подобна жизни рыбок в  аквариуме. Туда, в воду, им бросают корм (питание),  а они питаются самостоятельно. С другой стороны, они туда же (в воду) “писают” и “какают”, чем её постоянно загрязняют! Поэтому воду аквариума (среду их обитания)   нужно постоянно  очищать! Иначе может накопиться столько грязи (экскрементов и прочих продуктов их жизнедеятельности) что рыбки в “грязи” даже свой корм не найдут, и… перемрут от голода…

    Точно также обстоит дело и с клетками (рис.5-6)...
    Из межтканевой жидкости они получают питательные вещества, туда же  “писают” и “какают”.  Поэтому межтканевую жидкость требуется постоянно   о ч и щ а т ь . Для этого, часть (грязной) тканевой жидкости, через стенки лимфатических сосудов поступает в лимфатическую систему и отводится.  Образно говоря, лимфатическая система - это “система канализации” организма…
     К тому же, на перекрёстках лимфатических каналов образуются узлы, которые  представляют собой центры по борьбе с вирусами, бактериями, грибками и прочими возбудителями болезней.  Поэтому, по некоторым данным,  в лимфатической системе сосредоточено до (70-80)%  от всех  средств иммунной защиты…
    ( Справедливости ради стоит отметить, что борьба с болезнетворной “фауной” ведётся и в кровеносной системе и в кишечнике, но там немного другое…)

    Самое главное, - в этом месте повествования видно, что  к о н е ч н о й   ц е л ь ю  жизнеобеспечения является  -  обеспечение питанием  к л е т о к  организма через насыщение межклеточной жидкости питательными веществами, а также очищение  и обеззараживание лимфы и лимфатической системы в целом (!), а все остальные системы, по отношению к ним, являются   в с п о м о г а т е л ь н ы м и ! 
   NB!
   Однако, если заглянем в, упомянутый выше,  учебник Нормальной Физиологии  то обнаружим, что Лимфатической системе уделено непростительно мало внимания, из 521 всего 4 неполные страницы (311-314).  Причём Лимфатическая система рассматривается как второстепенная, вспомогательная.  Получается, что в реальности “Стержень медицины”  оказался перевёрнут с ног на голову, а конечный  ориентир для многих систем, как  конечная  ц е л ь   вообще утерян! Это на мой взгляд, - самый главный провал Физиологии и медицины в целом..
     И я в этом совсем не одинок!
     За  время своих  любознательских изысков, я всё же встретил  о д н у  статью  серьёзного медика (кажется академика) о лимфатической системе, и о её плачевном  положении. По его словам во всей России можно насчитать не  более 10-20 приличных лимфологов. Надо срочно что-то предпринимать…
    Но один в поле не воин, поэтому, насколько мне известно,  “воз и ныне там”. Скорее всего этого одиночку коллеги дружно затюкали…
    Ну, а мы продолжим изыски …

                9.      Функциональная ячейка организма

Следующая по списку, необходимая для нашей темы,  является
Система фасций.  По Википедии - это “ соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции…”.
       Вообще-то это очень сложная система. Но нам достаточно знать, только то, что она,  своими “футлярами”, делит  весь организм человека на некие функциональные “коробочки” (ячейки). Эти ячейки,  в  организме,  могут выполнять (и выполняют) самые разные функции, но при этом все работают по единым правилам и принципам (рис.10).
 к ним  должно подходит (достаточно) питания,
за счёт питания должна совершаться некая восстановительная деятельность или работа.
затем должно осуществляться очищение от продуктов распада и жизнедеятельности.
   За соблюдением правил следит (в основном) нервная система…
Как работает вся система в целом, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. 
     Представим, что клеткам ячейки не хватает глюкозы. Нервная система сразу об этом сигналит в головной мозг, и человека тянет на сладкое… Человек ест сладости, они попадают в желудок, затем в  кишечник, в кровь, в межтканевую жидкость… Клетки получают свою затребованную дозу глюкозы и вся система успокаивается, приходит в равновесие.
    Так система функционирует в норме.

     Теперь представим, что лимфатическая часть ячейки зашлакована. настолько, что питательные вещества туда поступить (в нужном количестве) уже не могут. А клеткам опять понадобилась  глюкоза.
Нервная система, как и в предыдущей ситуации, подала сигнал в мозг, человек ест сладости и… глюкоза поступила в кровь.  А дальше?
    А дальше ей путь закрыт…
   Нервная система продолжает сигналить “Дайте глюкозы!”, Человек продолжает есть сладости, процент сахара в крови повышается, но клетки продолжают   г о л о д а т ь   и требовать сахара…  Система в равновесие не приходит…
    В конце-концов врачи прописывают (теперь уже  п а ц и е н т у)  лекарства снижающие сахар в крови. Но совершенно очевидно, что этим проблему голодания клеток не решить…
    Клетки продолжают голодать…
    Пациент продолжает принимать лекарства…
    И так на всю оставшуюся жизнь…
 Это типичный пример “неизлечимой” болезни…

    Понятно, что если почистить лимфатическую систему, она (теоретически) вернется к норме!
Очевидно неизлечимые болезни возникают тогда, когда неизвестна  п р и ч и н а  болезни, её лечат не в том месте. Вернее её не лечат, поэтому она и неизлечима.