1. Медицина, Физиология и Скороходов
До окончания университета, и сам я, и окружавшие меня родственники и знакомые, были молоды и здоровы, поэтому медицина нас не касалась и не интересовала. На кафедру Физиологии попал по распределению, как физик-экспериментатор (радиоэлектроника).
И даже после того, как я прослушал курс физиологии, и понял, что Физиология - это “с т е р ж е н ь “ медицины, сами они (и медицина и физиология) меня интересовала только с технической точки зрения.
А если я заболею (как я рассуждал в те времена) то логично обратиться к соответствующим специалистам, и они окажут мне квалифицированную помощь в полном объёме. Ведь они для этого и учатся 5-6 лет, да и практику проходят. Не мне же туда неучу нос совать. “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад,” …
Но жизнь распорядилась иначе…
Ещё во время преддипломной практики (на кафедре физиологии) я прошёл “курс шоковой коррекции” своего мировоззрения, серьёзно изменивший моё мнение и отношение к медицине...
2. Шок номер 1
Как-то, в конце рабочего дня, когда мы вчетвером обсуждали результаты эксперимента, в комнату влетел средних лет мужчина "преинтеллигентнейшего" вида, по колена в соплях.
- Мужики, помогите, насморк замучил…
Как оказалось, это был хорошо известный на кафедре, бывший однокурсник моего руководителя, поэтому все бурно начали ему давать советы…
Когда он ушёл и все разошлись, я спросил у шефа
Энно, почему он к нам-то пришёл? Ведь у нас на кафедре “обитают” только теоретики, порой ничего не знающие о последних разработках с о в р е м е н н ы х лекарств. Почему он не обратился к практикующему врачу, например, к участковому?
Шеф задумался на момент, а потом, глубоко вздохнув, тихо промолвил:
Так он и есть тот самый участковый врач…
Это и был для меня “шок номер “1” (!), заставивший задуматься:
Сможет ли мне помочь специалист-медик, тем более “в полном объёме”, если он со своим насморком справиться не может?
После описанного случая я стал внимательнее присматриваться к коллегам и оказалось:
Старший преподаватель по системе питания и диете, страдает изжогой, постоянно пьёт соду, и уже много лет не может от неё избавиться (неизлечимо болен)…
Преподаватель по физической подготовке (доктор медицинских наук) сам в прошлом успешный штангист, много лет страдает от радикулита, и тоже не может вылечиться, тоже неизлечимо болен…
И т.д…
Короче, оказалось что подобная ситуация далеко не редкость. Прекрасные специалисты, “успешно” лечащие и обучающие лечению д р у г и х , нередко сами себя вылечить не могут (неизлечимо больны).
А что тогда делать простому обывателю к кому обращаться? Тем более, что количество неизлечимых болезней неуклонно растёт…
3. Шок помер 2
Логично предположить, что неизлечимость болезней возникает тогда, когда не там лечат, не то лечат или не тем лечат. Но изначальная причина оказалась несколько в другом…
Во время очередного эксперимента я спросил у шефа:
А чем “занимается” 12-ти перстная кишка в организме (которую мы исследовали)?
Перевариванием пищи…
Так пищу же должен переваривать желудок!
И желудок тоже. Желудок переваривает посредством кислот, только продукты расщепляемые кислотами, а 12-ти перстная кишка занимается продуктами, требующими щелочной обработки.
Значит для лучшего усвоения полезно р а з д е л я т ь продукты, как советуют сторонники раздельного питания?
Выходит так!
Тогда почему в лекциях по диетологии вы об этом умалчиваета? А порой выступаете даже против них?
В лекциях мы должны читать и толковать только то, ч т о н а п и с а н о в у ч е б н и к е !
Это был для меня “шок номер 2”! Значит за пределы учебника выход медикам закрыт?! Им как лошадям с шорами запрещено смотреть по сторонам. А может именно там, за шорами, за пределами официального учебника, как раз и лежит искомое исцеление?
Почему же они так покорно позволяют себя зашорить-ограничить?
Оказывается, дело в том, что если врач о т с т у п и т от рекомендаций официального учебника или рецептуры, и при этом не вылечит пациента, его могут привлечь к ответственности, и даже уголовной, и даже посадить! А вот если он ничего не нарушит, но при этом даже и с к а л е ч и т человека, то ему ничего не будет!
Например, реальный случай. К врачу обратился “старичок с палочкой”, мол ножка заболела, желательно подлечить.
Нет проблем! - сказал доктор, и сделал укол.
Нога действительно болеть перестала, но при этом о б е ноги о т н я л и с ь. На следующий приём дети его принесли уже на носилках.
Да, - сказал доктор, неприятная история. Но причина теперь уже не в ноге и не во мне! Я сделал всё, что положено. (С меня и взятки гладки). А это побочный эффект! Причина теперь уже не в ноге, а в позвоночнике! И обращаться теперь вам нужно уже не ко мне, а к вертеброневрологу (специалисту по позвоночнику)...
Вот так! Пациент пришёл на приём на своих ногах, а после приёма оказался вообще без ног, неходячим калекой. Очевидно, что и с к а л е ч и л его доктор! Но он же действовал строго по учебнику! Поэтому никто его не осудит, и не накажет…
NB!
Действовать в р а м к а х учебника - это наипервейшая охранная статья безопасности медицинского работника! Шоры на глазах - это их главный о б е р е г !
В отличие от медиков, никого лечить, кроме себя, я не собираюсь, “оберег” в виде шор мне не нужен, поэтому я без каких-либо угрызений совести отправился “налево”, за пределы учебника физиологии, в медицины Китая и Индии, которые западная медицина считает ненаучными.
4. Принципы, цели и правила обучения
Думаю подробно описывать все мои похождения “налево”, нет никакой необходимости. Это будет долго, нудно и неинтересно. Поэтому, несколько забегая вперёд, сразу доложу к о н е ч н ы й результат, а затем, на конкретных примерах, поясню в чём дело…
Причина медицинских неудач начинается и кроется, прежде всего, в неправильном преподавании. По сравнению с точными и техническими науками, в медицине нарушены все (возможные) принципы и правила обучения. И в первую очередь принцип-путь “От общего к частному”.
5. От общего к частному
В принципе известны 2 пути познания: от частного к общему, и от общего к частному.
Метод “от частного к общему” обычно используется и с с л е д о в а т е л я м и в поисках о б щ и х законов природы. Для этого, известные ч а с т н ы е данные объединяют (например, в таблицы) и на их основе выводят некие о б щ и е “закономерности” (законы, принципы, правила).
А затем, уже посредством о б щ и х “закономерностей”, методом “от общего к частному” толкуют частные явления…
Так, например, поступил исследователь Д.И.Менделеев. Он, как известно, данные химических элементов много лет (порядка 20-ти) собирал в единую таблицу, и выявил периодический закон, утверждающий, что с ростом атомной массы, химические свойства элементом меняются не монотонно, а периодически…
Здесь он шёл путём от частного к общему…
Но после этого, уже в процессе обучения, студентам нет никакого смысла идти опять 20 лет путем Менделеева (от частного к общему), чтобы заново открывать Периодический закон. Это даже ёжику понятно! Зачем терять 20 лет, когда сразу можно взять готовую таблицу, и, на базе уже известного периодического закона, продвигаться дальше - сразу уточнять “частные” особенности химических элементов! (методом от общего к частному)!
В точных и прикладных (технических) науках такого правила придерживаются довольно строго! Исследования осуществляют путем от частного к общему, а обучение - от общего к частному. По крайней мере нарушений этого правила я не встречал.
А вот в биологии и медицине его нарушают сплошь и рядом!
По этому вопросу, в интернете встретил прекрасную статью “От общего к частному или от частного к общему. Как строить программу по предмету”
Очень рекомендую прочитать. Я же приведу только вступительный тезис.
“Я не слишком хорошо знаю, как построены программы по другим предметам, но в программе по биологии меня всегда раздражало, что первые три года её изучения это бесконечное множество частностей, которые непонятно к чему относятся, а заучивать надо. Может быть, в других предметах тоже такое есть. Думаю, что начинать надо с того, что в этом предмете действительно важно. Тогда у детей будет мотивация изучать биологию по три часа в неделю в течение шести лет.”
Полностью согласен с авторшей! При обучении “по другим предметам”, да в других науках применяют и другие методы…
6. Китайское обучение
В Китае, с глубокой древности, широко распространено учение об энергетических каналах. О нём в интернете имеется много прекрасного материала, где каждый желающий может узнать о нём всё, что пожелает. А для нашей темы достаточно кратко рассмотреть непосредственно п р о ц е с с обучения.
Во-первых, в самом начале обучения, обычно приводится о б щ а я картина каналов всего человека ц е л и к о м , с изображением в с е х каналов (рис.1) . Она может включать вид спереди, сзади, сбоку, а также отдельных частей тела в увеличенном виде…
Затем даётся п о л н ы й перечень каналов, с указанием за какие органы или функции в организме они отвечают, а также п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь их активности в суточном круге. И непременно указывается главный п р и н ц и п их взаимодействия (Инь-Янь)...
Отсюда однозначно, для любого органа, можно определить:
откуда, по какому каналу, болезнь в орган прибыла и проявилась,
в каком канале, органе или функции скрывается неявная п р и ч и н а , источник, корень болезни,
куда она затем направиться…
Затем, уже в самих каналах, чётко определены роль, задача и функция канала, и направление течения энергии (Ци) от точки к точке. В таком случае, о боли в каждой точке, тоже известно откуда в неё боль “прибыла”, почему генерирует болезненность, и куда пойдёт дольше…
И только после этого переходят непосредственно к массажу точек.
Налицо чёткий, с и с т е м н ы й подход познания (обучения, толкования) методом “от общего к частному”…
6. Индийское обучение
Точно таким же путём, от общего к частному, происходит обучение и системам чакр в индийской философии.
В основу учения положена с и с т е м а чакр, приведённая на рис.2, из “Чакры и каналы. Индийская философия” (http://www.kuchipudi.narod.ru/chakra_r.htm). На ней приведена п о л н а я картина системы - все семь чакр; чётко определено и закреплено их расположение по вертикали Иерархии; а также их взаимная связь по вертикали: по трём вертикальным каналам (Нади): Ида Нади (левый), Пингала Нади (правый) и Сушумна Нади (центральный)…
Затем уточняется, что сверху вниз, осуществляется у п р а в л е н и е системой, а снизу вверх - её р а з в и т и е …
И только после этого описываются функции самих чакр и вертикальных каналов…
7. А как всё это выглядит в Физиологии
А теперь, для сравнения, посмотрим на последовательность обучения в области Физиологии. Для этого достаточно заглянуть в оглавление учебников, например, в учебник: Н.А. Агаджанян, В.М.Смирнов, “Нормальная Физиология”, предназначенного для студентов медицинских вузов. (имеется в интернете).
В нём, во введении, в качестве эпиграфа, приводятся многообещающие слова К.Бернара “Физиология - это научный стержень, на котором держатся все медицинские науки.”
Естественно после такого однозначного вводного намёка, логично ожидать увидеть, в первой же главе, некую о б щ у ю картину, таблицу или описание, в которых отображён обещанный “стержень”, а вокруг него - “все медицинские науки” или хотя бы основные из них. А также растолковано каким образом они на нём “держатся”, в смысле как с ним связаны и взаимодействуют…
Однако в реальности ничего обещанного там нет! Первая глава называется “Физиология к л е т к и”! А затем процесс изучения направляется в н у т р ь клетки, в химические процессы внутри её, механизмы транспорта, раздражители, нервные механизмы регуляции и т.д.
А где же система-стержень ? Где науки, которые за него держатся?
На них нет даже намёка!
В реальности Физиология представляет собой набор н е з а в и с и м ы х , никаким “стержнем” не связанных, а порой и вообще оторванных друг от друга систем! (Хотя, по отдельности, и неплохо изученных) …
Ситуация напоминает состояние химии до появления в ней Д.И.Менделеева. Отдельные химические элементы были хорошо известны и изучены, но представляли собой некий набор н е з а в и с и м ы х компонентов (будущей таблицы Менделеева).
Когда Дмитрий Иванович сумел объединить их в систему, выяснились не только принципы их с в я з и , но и целый ряд других закономерностей…
Теоретически здесь просматривается очень привлекательная идея - отдельные медицинские “науки” объединить в общую “Систему Человека”!
Очень вероятно, что тогда реализуется возможность обучать физиологии методом “от общего к частному, и на общей картине вскроются ряд проблем и упущений Физиологии и Медицины.
8. По логике вещей
В первом приближении, это можно представить в виде набора рисунков 3-9.
Рисунки самих систем взяты из открытых источников интернета, а крупные стрелки между системами символизируют функции связи и направление движения питательных веществ…
Из представленных рисунков нетрудно, в общих чертах и образно, понять как система “Человек” функционирует...
Система Питания (рис.3), это своего рода “кухня” организма. Хотя она называется системой “питания”, но сама лично никого не питает, а только п о д г о т а в л и в а е т пищу, и направляет питательные вещества в Кровеносную систему (рис.5). Туда же система Дыхания (рис.4) поставляет кислород…
Насыщенная питательными веществами и кислородом кровь переносит их в межтканевую жидкость органов (рис, 5-6), в которой осуществляется питание к л е т о к органов…
Здесь важно подчеркнуть (что явно следует из общей картины) что кровь, строго говоря, ни в какие органы, ни в клетки органов, ни в кости, ни в хрящи… и вообще никуда с а м а лично не поступает, и никого с а м а “лично” тоже не питает и не очищает, как об этом принято “сжато”писать! Она только п е р е н о с и т питательные вещества и кислород в межтканевую жидкость органов, и всё! А дальше клетки органов, питаются уже совершенно самостоятельно, извлекая питательные вещества из межклеточной жидкости…
А очисткой межклеточной жидкости занимается лимфатическая система (а не кровь)!
Образно говоря, жизнь клеток в межклеточной жидкости подобна жизни рыбок в аквариуме. Туда, в воду, им бросают корм (питание), а они питаются самостоятельно. С другой стороны, они туда же (в воду) “писают” и “какают”, чем её постоянно загрязняют! Поэтому воду аквариума (среду их обитания) нужно постоянно очищать! Иначе может накопиться столько грязи (экскрементов и прочих продуктов их жизнедеятельности) что рыбки в “грязи” даже свой корм не найдут, и… перемрут от голода…
Точно также обстоит дело и с клетками (рис.5-6)...
Из межтканевой жидкости они получают питательные вещества, туда же “писают” и “какают”. Поэтому межтканевую жидкость требуется постоянно о ч и щ а т ь . Для этого, часть (грязной) тканевой жидкости, через стенки лимфатических сосудов поступает в лимфатическую систему и отводится. Образно говоря, лимфатическая система - это “система канализации” организма…
К тому же, на перекрёстках лимфатических каналов образуются узлы, которые представляют собой центры по борьбе с вирусами, бактериями, грибками и прочими возбудителями болезней. Поэтому, по некоторым данным, в лимфатической системе сосредоточено до (70-80)% от всех средств иммунной защиты…
( Справедливости ради стоит отметить, что борьба с болезнетворной “фауной” ведётся и в кровеносной системе и в кишечнике, но там немного другое…)
Самое главное, - в этом месте повествования видно, что к о н е ч н о й ц е л ь ю жизнеобеспечения является - обеспечение питанием к л е т о к организма через насыщение межклеточной жидкости питательными веществами, а также очищение и обеззараживание лимфы и лимфатической системы в целом (!), а все остальные системы, по отношению к ним, являются в с п о м о г а т е л ь н ы м и !
NB!
Однако, если заглянем в, упомянутый выше, учебник Нормальной Физиологии то обнаружим, что Лимфатической системе уделено непростительно мало внимания, из 521 всего 4 неполные страницы (311-314). Причём Лимфатическая система рассматривается как второстепенная, вспомогательная. Получается, что в реальности “Стержень медицины” оказался перевёрнут с ног на голову, а конечный ориентир для многих систем, как конечная ц е л ь вообще утерян! Это на мой взгляд, - самый главный провал Физиологии и медицины в целом..
И я в этом совсем не одинок!
За время своих любознательских изысков, я всё же встретил о д н у статью серьёзного медика (кажется академика) о лимфатической системе, и о её плачевном положении. По его словам во всей России можно насчитать не более 10-20 приличных лимфологов. Надо срочно что-то предпринимать…
Но один в поле не воин, поэтому, насколько мне известно, “воз и ныне там”. Скорее всего этого одиночку коллеги дружно затюкали…
Ну, а мы продолжим изыски …
9. Функциональная ячейка организма
Следующая по списку, необходимая для нашей темы, является
Система фасций. По Википедии - это “ соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции…”.
Вообще-то это очень сложная система. Но нам достаточно знать, только то, что она, своими “футлярами”, делит весь организм человека на некие функциональные “коробочки” (ячейки). Эти ячейки, в организме, могут выполнять (и выполняют) самые разные функции, но при этом все работают по единым правилам и принципам (рис.10).
к ним должно подходит (достаточно) питания,
за счёт питания должна совершаться некая восстановительная деятельность или работа.
затем должно осуществляться очищение от продуктов распада и жизнедеятельности.
За соблюдением правил следит (в основном) нервная система…
Как работает вся система в целом, лучше всего рассмотреть на конкретном примере.
Представим, что клеткам ячейки не хватает глюкозы. Нервная система сразу об этом сигналит в головной мозг, и человека тянет на сладкое… Человек ест сладости, они попадают в желудок, затем в кишечник, в кровь, в межтканевую жидкость… Клетки получают свою затребованную дозу глюкозы и вся система успокаивается, приходит в равновесие.
Так система функционирует в норме.
Теперь представим, что лимфатическая часть ячейки зашлакована. настолько, что питательные вещества туда поступить (в нужном количестве) уже не могут. А клеткам опять понадобилась глюкоза.
Нервная система, как и в предыдущей ситуации, подала сигнал в мозг, человек ест сладости и… глюкоза поступила в кровь. А дальше?
А дальше ей путь закрыт…
Нервная система продолжает сигналить “Дайте глюкозы!”, Человек продолжает есть сладости, процент сахара в крови повышается, но клетки продолжают г о л о д а т ь и требовать сахара… Система в равновесие не приходит…
В конце-концов врачи прописывают (теперь уже п а ц и е н т у) лекарства снижающие сахар в крови. Но совершенно очевидно, что этим проблему голодания клеток не решить…
Клетки продолжают голодать…
Пациент продолжает принимать лекарства…
И так на всю оставшуюся жизнь…
Это типичный пример “неизлечимой” болезни…
Понятно, что если почистить лимфатическую систему, она (теоретически) вернется к норме!
Очевидно неизлечимые болезни возникают тогда, когда неизвестна п р и ч и н а болезни, её лечат не в том месте. Вернее её не лечат, поэтому она и неизлечима.