Пушкин (АСП)
РОК (расширенный островной корпус философской лирики)
и хронотоп философской мысли поэт-человека о Смерти в Западне
фрагмент заметок Дневника дуэльной истории Пушкина на тему размышлений поэта о Сущем и Смерти = основе всякой истинной философии опытных образцов Творения в семействе адамитов
1.
Хронология мыслей и настроений темы судьбы Промысла - Приговора и Ухода
развитие тем в так называемом (по мне - сомнительной в такой упаковке) малом (каменноостровском)цикле духовной лирики - КЦ:
: 1. «Странник» (1835)
тема - мотив духовной жажды, доминантно определяющей поведение человека, его внутренние искания и жизненный путь, а также мотив личный грех – страдание уязвленной совести
: 2. «<Подражание итальянскому>» (1836)
тема - грех и возмезлие
: 3. «Отцы пустынники и девы непорочны…» (1836)
тема - рассуждение о вдохновляющей молитве - Совесть его требовала прощения, разрешения от грехов путем самовоспитания с непременной помощью Бога
: 4. «Мирская власть» (1836)
тема - противостояние мирской власти и власти духа
: 5. «<Из Пиндемонти>» (1836)
тема - позиция Пушкина в его отношении к мирской и духовной власти
: 6. «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (1836)
тема - бессмертие ... и Сущее
: 7. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
тема - поэтическое(м.б. точнее - «духовное»?) бессмертие ... весь я не умру = может стихи АСП и устареют ... но его подвиг добровольного, но сов. осознанного выбора Искупления и Крестоносца останется Памятником, к коему не зарастет народная тропа.
Развитие тем в РОК (кратко - как ключи к прочтению стихо-цикла): Промысл и Судьба - духовная жажда (странник) - грех (подражание) – мольба о помощи: молитва=прошение Всевышнему о поиске решения (отцы пустынники...) - мирской власть и власть духа = реперы выбора (мирская...) - выбор позиции для принятия решения (из пиндемонти) - бессмертие (когда за городом...) - духовный подвиг и памятник (я памятник себе...)
19.05.1828 (1829 публ) – Воспоминание. = Когда для смертного умолкнет шумный день
26.05.1828 (1830 публ) - Дар напрасный, дар случайный = Онтология – суть и судьба Бытия
1830 - Родриг = Вещий Сон - уведомление Старцев о Судьбе
1830, сент – Элегия = Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб
1833 октябрь - Анджело = Приговор жертвы и Милость от Помазанного
1830, ноя - Бесы = Закружились бесы разны …
1833 - Родриг = Старцы утверждают Приговор и ритуал
1833 окт.-ноя - Не дай мне Бог сойти с ума = С ума можно сойти ..
1833 Осень в деревне = Осень / Октябрь уж наступил (список АСП)
1834 - Пора, мой друг, пора… = Пора – ждем вызова и сигнала
1835, май - Родриг = Беловая редакция судьбы Промысла
1835 - Странник = Страх – решение = бежать Я осужден на смерть
1836 - Подражание итальянскому = Самоубийство Иуды
1836 - Напрасно я бегу… (черновик, набросок) = Не убежать от Приговора
1836 - МИРСКАЯ ВЛАСТЬ = казнь весь род Адамов искупила = искупительная жертва
1836 - Из Пиндемонте: Не дорого ценю я …= Точка Покоя – Счастья нет,но есть
Покой и Воля
1836 - Отцы Пустынники и Жены Непорочны = Молитва
1836 - Когда за городом задумчив я брожу … = Кладбище...нет - место погребения в
одиночестве
1836 – Странник (беловик) = Я осужден на смерть и позван в суд загробный
1836 – Я памятник себе воздвиг нерукотворный = Памятник (духовный подвиг)
Хроно духовной лирики на тему Приговора и Ухода - это хроно возникновения, поэтического проявления и развития самих мыслей в условиях Приговора к заменительной тезоимен. жертве во искупление грехов...
2.
РОК – расширенный КЦ – свод философских мыслей АСП = мыслей о главном – о Смерти
Западня – Гавриилиада - РОК
Вход АСП в загон Западни для жертвы … начало этого шествия можно отследить по т.н. «духовной лирике», частью коей является т.н. малый КЦ. С причиной же этого разобраться сложнее… КЦ в согласованном нами в более широком составе, чем «канонический «КЦ» пушкиноведов, будем называть Расширенным (РКЦ). Он является не «циклом», а последовательной записью духовных размышлений АСП и записанных им в стихотворной форме для большей силы эстетического их выражения… Так ему было привычнее – так у него находило наиб. эффективный выход его самовыражение.
Поэзия по АСП – язык Души о настрое Духа. Духовные мысли распалили Душу и она вдохновила и воодушевила до того праздный его Дух. АСП ни в чем не зацикливался = это попы циклуют и живут ритуальными циклами …
РОК и финал его - КЦ - это запись последовательных размышлений о духовном, о том, что и родило древнюю греческую (истинную, первородную) фил-о-софию, не замутненную языком докторантов философских школ и штудий - о Смерти.
Прим. Философия родилась из постановки вопроса Смерти, затем родившего тему Бытия и затем Сознания. Мы уже отмечали – в самой естественной смерти, в вопросах смерти и в попытках человека найти ответ на них нет ничего трагического. Поэтому напрасно вопрошать: а что так трагичны мысли АСП… они не трагичны – они естественным образом только в такой постановке и возможны. Ибо радоваться Человеку так его исходу проекта Людство в редакции ОКБ Бога Земного как-то… есесенно не естественно = вот и выглядит сия тема как «трагедия». Ярхо пишет: «Аристотель определил трагедию как высший вид поэзии…Аристотель указывает также, что трагедия была сначала шутливой, так как возникла из хора сатиров, и только позднее стала серьезной», что и отражено в греческом слове: др.-греч. ;;;;;;, «козел» + др.-греч. ;;;, «пение».;;;;;;;; - шествие козлов с пением. А жизнь наша (C'est la vie) по сути такова , что полюбишь и козла … Поэтому поза секса, обозначенная в народе как «раком» суть поза козлиная … Согласно «Поэтике» Аристотеля, «трагедия через чувства сострадания и страха достигает их очищения
Итак, АСП не «зациклился», что-то случилось в его жизни либертина, картежника и влюбчивого Гуана (Хуана, Жуана) …
Попытаемся найти отправную точку этого поворота и переворота, названного кем-то духовным перерождением гения… я применил название этому – Возрождение. Возникает инстинктивное чувство Катарсиса, но его нельзя путать с Раскаянием.
19 мая 1828 АСП пишет свое Воспоминание:
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Прим.
Под обозначением „Бессоница“ (!) записано в мае 1828 г. среди двух намеченных тем для стихотворений (ЛБ 2371, л. 13 об.).
Есть иной Вариант
Окончание стихотворения в рукописи:
Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шёпот зависти, и лёгкой суеты
Укор весёлый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые,— два данные судьбой
Мне ангела во дни былые;
Но оба с крыльями и с пламенным мечом.
И стерегут… и мстят мне оба.
И оба говорят мне мёртвым языком
О тайнах счастия и гроба.
Это окончание из рукописи ... Оно более, чем символично ... Это май 1828...
Надо переосмыслить начало мыслей о судьбе Промысла - т.е. надо сперва глубоко покопать в источнике стих-ния...
Коммент: Впервые — в альманахе «Северные цветы» на 1829 год, с. 10. А ведь там же Два ворона:
****
;Символичны для нашей темы два ворона поэта («Ворон к ворону летит…»)
Источник - шотландская народная баллада из собрания Сэра Вальтера Скотта, перевод с франц. перевода. Впервые — в альманахе «Северные цветы на 1829 год». Совсем близко по теме:
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.
И там же : ;Предчувствие («Снова тучи надо мною…») Все тот же 1828 :
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне…
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
(Напечатано в «Северных цветах» на 1829 г. Стихотворение написано в связи с делом о распространении стихов из «Андрея Шенье» и допросами о принадлежности Пушкину «Гавриилиады». Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-585.htm)
а уже 26 мая (через неделю!) написан «На день рождения» (Дар напрасный, дар случайный…). Случайно?
Конечно, у Прозы Жизни есть версия d;j; vu: АСП под прессингом молвы о нем как шпионе власти, об изменнике идеалам оппозиции, об элементарном сервилизме и продажности… то пишет хвалы царю в Стансах, то объяснение в феврале 1828 «Друзьям» (Нет, я не льстец, когда царю…). Щепетильный до высокомерия в вопросах чести и социальной репутации, вознесенный осенью 1826 на Трон лит. славы, он вдруг в одночасье оказывается в сточной канаве тронного зала русского Парнаса…Вестуны его достали. У него нет спокойного достойного его перу места - в обществе лучших мужей и их дев его считают шпионом власти, продажным льстецом. Он запутался и не видит выхода. Как всегда в таком состоянии духа, он мечется ро дорогам в Телеге Жизни. Его мучает бессонница… Бессонница дает Воспоминание, Метель, Ангела, Пророка, Поэта, Дар, …Бесов… Бес догадал и попутал: ему пришла в голову бредовая идея искать счастия в семье… и он впадает в гон женихания: делает предложение Софье Пушкиной и получает отказ, делает его А. Олениной и также получает отказ, а с ним и весть: у тебя, Саша, дорога одна – к ручке «косой мадонны» = тебе все уже уготовано = не разбрасывай семя, не мечи икру и не мучайся в гоне = дни твои нами сочтены в Загоне = успей продолжиться…и Пшел вон, беспутный сочинитель сомнительной нравственности!
Итак, в точку отсчета пушкинского духовного Возрождения ставим пока «Воспоминание». 19 мая 1828.
Это дата открытия калитки загона Западни?
Дар напрасный – это уже впечатление от объявления, откровения и открытия калитки.
Следователи отметили: весна 1828 – первый душевный кризис Пушкина…
Итак, пространственно-временной контур Западни – граница ее начала:
сент 1826 (Сговор с царем в Чудовом мон-ре) + лето 1827 (Головомойка БАХа) + Стансы царю - май 1828 – Воспоминание и Дар напрасный…
Одновременно в мае 1828 начата атака на АСП по духовному делу о поэме Гавриилиада («выползне» по опр. самого АСП)!
Выползень – это Гад из АСп выползший и многое предопределивший. Предопределение теологическое догматического богословия реализуется. Этим следствием, длившемся до глубокой осени 1828г, и личным признанием царю (вероятно, с раскаянием признания авторства, с просьбой о высочайшем венценосном прощении … и возможным новым Сговором)
АСП введен в загон Западни.
Сам монарх неожиданно закрывает дело как ясное и конченное! Ибо Нику1 ясно – все, свершилось, Пушкин – его, он в Западне! АСП оказался в руках у Старцев.
Виной всему провокационная Гавриилиада!
Прим.
Важно, когда осенью 1825 АСП вдруг попытался тайно домчаться до СПб в пору междуцарствия с душком смуты … его остановили не зайцы на тропе Михайловское-Тригорское … Его остановило видение Черного Монаха! АСП сразу смекнул = Добра не будет … и вернулся…(на этот факт делает акцент М. Филин в этюдах)
Можно приводить доводы о внезапном духовном перевороте под ударом судьбы и событий 1825-1828гг.
Но можно с не меньшим основанием полагать, что это духовное перерождение или Возрождение Поэта, оставившее потрясающий след в него «духовной лирике», было явлением не внезапным и не неожиданным: в рукописях АСП оставил память об этой бездне его духовных и философских размышлений
Размышления запечатлены как Воспоминание, а Дар - след переживаний об откровениях в состоянии глубокого душевного кризиса жертвы и катарсиса …
Очень важен в этой логической линии факт: именно осенью 1828 АСП рванул на встречу с ВМ=ЕА! И было от чего и зачем рвать копытами осеннюю жижу в Телеге Жизни
РОК я называю Записями в заоблачной келье
Раз посетив ее, ты уже от нее не откажешься
Вопрос: не есть ли заоблачная келья с мыслями о скором конце и божьем суде внутренней западней – частью общей Западни в конструкции Заговора