Тетя Маруся

Татьяна Дорофеева-Миро
                Марии Кузьминичне с любовью.




Иногда сделает кто-то  хорошее что-нибудь,  и о нем   скажут: хороший человек,- он то-то и то-то сделал.  А тут старушоночка представилась, 88 годков.Сели поминать, и сказать нечего, что хорошего она сделала за всю жизнь  во имя светлого будущего. И скряга, вроде...
Вот один рассказывает: пришел однажды сосед, барашка просит,- дай!- мол. А она ни в какую. у самой во дворе более 80 голов кучерявых, а она ни в какую. Одного пожалела.
 И ведь,действительно, пожалела!
-Зачем тебе барашек?- спросила.
- Как зачем? На мясо заколоть.
А старушка ему:
-То то и оно! А мне жалко... Живой ведь!
Так и плодились барашки да овцы, увеличивалось количество  их  во дворе.  Все бы ничего, да ведь их кормить нужно! Это как в таком почтенном возрасте корма заготавливать на такую "ораву"  тонконогих? Это же их поить еще нужно!
После поминок, глянул один:краник в доме! Из подполья труба водопроводная торчит. Говорит:
- Вот же кран, вода в доме...
 Открылось тогда, что воды в водопроводе деревни давно нет, и что люди много раз обращались  в сельскую администрацию, да без толку все. А старушоночка для любимых ягнят с их рогатыми родителями снег топила, чтоб была им водичка.Да и для мужа  больного,волочащего ногу после инсульта, чаю вскипятить да еды приготовить водичку так же добывала.Зима-то нынче снежная!

 После поминок  вспоминалось еще многое.
Выписывала ЗОЖ старушоночка. А  в газете- советы народные и медицинские. Так ведь не просто выписывала- читала! И читая,думала о больной племяннице с ножкой больной.Вырезки собирала для нее. Та отмахнулась.То ли некогда, то ли ЗОЖу не верила.
 Но ведь неугомонная бабка!
Встретила  соседа племянницы и попросила:
-Ты скажи ей, что вот какие средства лечения есть...
И стала рассказывать о вычитанном.
-Теть Маша, ты ей сама расскажи!- не удержался молодой.
-Дык ведь меня не послушает!- сокрушалась   старая.

Все ей не спокойно было.
Вот как-то на Троичную родительскую субботу - на симек на кладбище с родными сидела. Пироги с ливером принесла,горячие, вкусные - это  отдельный разговор. Сидят,значит, кушают. Ветер порывом колыхнул подол платья племяшки, тогда и заметила    бабуся родимое пятно на бедре молодой родственницы.И все ведь ей нужно, все контролировать нужно!
-Ты к врачу-то сходи обязательно! Гляди, какое большое пятно!Как бы в меланому не перешло...
-ТетЬ Маруся, оно всегда было таким,не растет оно и не беспокоит.С рождения такое.
  Только после этого, успокоившись,  переключилась на другую тему - стала говорить об усопшем, каким он был человеком хорошим.
А был  ли он человеком хорошим - один Бог ведает. Вот однажды стал он жену лупить да гнать, она и убежала к тёте. Покойный прибежал разъярённый, пуще прежнего стал метелить  супругу. Тётушка не раздумывая - между ними. Мужик отбросит её в сторону и опять за своё.
Взмолилась тогда тётя , бухнувшись на колени :
-Не убий! Пощади!
Мужик махнул рукой, ушёл.

Не говорят о покойниках плохо, она и не говорила - добром вспоминала. И о живых всегда с добром. По -доброму относилась к людям. Придут внучатые племянники, а обед ещё не поспел. Умоет, почистит, причешет, да за стол посадит. Хоть чаем, да напоит.
А чай заваривала она знатный: долгое время прожившая в Казахстане,знала секреты вкусного напитка.

Представилась старушечка. Схоронили, помянули.И, вроде как, не строила светлое будущее, в  стройках века не участвовала. Будто нечего  вспомнить хорошего о ней. Это о том, кто раз сделает добро - запомнится. А когда всю жизнь миротворцем да врачом человеческих отношений выступала, всех жалела да всем помогала- будто и нечего вспомнить конкретного. Только ... почему же тогда так больно навек расставаться с усопшей и слезы сами предательски появляются из глаз?.. Вот она лежит, три свечи вокруг...Не страшная, красивая, аккуратная. Священник читает молитвы...
Вспомнилось, как она принесла пенсию на реставрацию храма.
Вспомнилось, как любила она баню.
Вспомнилось, как укрывала она нас  в детстве пуховым одеялом - мягким и теплым,  не таким, каким " укрыли" ее саму в сырой земле...

Прости,Господи, вольные и невольные  грехи Марии и помяни во Царствии своем!