Менестрель

Галина Причиская
1.Дивногорск

Каков сейчас он, я не знаю, но в пятидесятых годах это было редкостное
 соответствие названию. Архитектура? О, нет! Современные города отличаются не ею, а местом нахождения. Хотя в городе своя изюминка всё же была. В сторонке, на окраине. Это древний бревенчатый скит, знакомый благодаря известнейшей в своё время трилогии Черкасова. Здесь его "Хмель" найдётся в каждом доме, причём, с автографом.

Вспоминая те времена, я мысленно брожу по его улочкам и снова убеждаюсь, что они со своими лестницами, мостиками и разбегающимися тропами затем лишь здесь, чтоб было удобнее любоваться природой. Ходить за этим далеко не приходилось. Вклиниваясь в таёжный массив рядами безликих домов, Дивногорск обзаводился не только собственными перелесками, но и своей неповторимостью. Где ещё такой город, чтобы в окна тайга гляделась?

Саяны! Из-за них я боялась нажить себе близорукость, ибо они для глаз моих, что клетка для птицы.Привыкшей к степным просторам, мне бы даль синеющую дымкой, тут же, куда ни повернись, упираешься
 взглядом в горы. Но в какие!

А осень! Будто задабривая на будущее дух огня, тайга вбирала в себя все цвета и оттенки прошлых пожаров. И никогда- ни до, ни после Дивногорска- не доводилось мне видеть такую полную неподвижность и такую совершенную прозрачность воздуха, что его вроде и нет. Чем дышишь? В торжественной оцепенелости природа словно чего-то ждала от нас, и сама всем видом своим силилась объяснить что-то, но...Загадка оставалась загадкой.

Дробя синеву неба и перекатывая драгоценные осколки с камня на камень, ключи, ручейки, речушки неслись с небесными дарами к Енисею.И вот он сам, мощный, широкий. Бывало, смотришь на него с моста, а там, сквозь слои облаков, серебрятся созвездия рыб, а то всплывёт из глубины таймень, пугая своей величиной.

Конечно, глядя уже издали, во след, трудно не перебрать хвалебных восклицательных знаков, но у этого городка их и вблизи не убавить, потому что его красотой была сама природа. В те времена... И как не добавить к уже названным ещё один восклицательный, если он в честь собаки, открывшей мне то, что глазу не подвластно и о котором, не будь её, так бы и не узнала?

2.Сказка ночного города

.Мало того, что сон из-за маленького сына был излишне чутким, так на нашу улицу странная собака повадилась лаять по ночам. Ладно бы с заурядным брехом, а то ведь бухает, будто сваи забивает. Позабивает, перекурит и опять за дело.Она своё сделает и уйдёт, мне же долго ворочаться да вслушиваться в хрупкую тишину.

Воображение рисовало огромного, свирепого вида, пса. Зря что ли сородичам голос подать боязно? Взглянуть бы на это чудище, но как?  Днём- на работе, а вечером хоть и дома, так вечно дел невпроворот. Но вот однажды проснулся мой сынуля среди ночи, раскапризничался- не унять.Чтобы не перебудить домочадцев, в охапку его да на улицу. На свежем воздухе малыш поутих и вскоре уснул. Можно бы и домой, но тут поднадоевшая псина подала голос. Стою жду. Поближе к дверям на всякий случай.

Надо сказать, что наша улица сбегала вниз, к Енисею, широкой лестницей в два ряда, между которыми по центру кудрявились цветники с крупными махровыми ноготками. И вот пока та, которую жду, где-то, повыше, перекуривает, на дальнем марше ступенек показалась короткошёрстная, изящная собачушка. Как только жива осталась? Благодаря своему жёлто- лунному окрасу, она чётко вырисовывалась на фоне тёмного асфальта. Уши лопушком, хвост полумесяцем.Что интересно, она не сбегала по ступенькам, а степенно, с достоинством нисходила. Одолев марш ступенек и пройдя до середины площадки, собачка неожиданно остановилась."Ты чего это удумала? Беги пока не поздно!"- Торопила я её в полголоса. А она подняла морду и... за-ла-яла! Лапанька ты моя! Вот уж удивила, так удивила! Ну, со знакомством... "свирепого вида пёс!"

Увиделась и сразу стало понятно,  почему никто из сородичей ни разу её не поддержал: поддерживать- то не в чем! Эта артистка просто наслаждалась мощью своего голоса. Обретённой мощью! Ночью, оказывается, наша опустевшая и затихшая улица превращалась в настоящий резонатор, во много раз усиливающий звук. Но эффект- то этот как-то же надо было обнаружить и  обнаружив, найти ему применение? Не представляю как, но она с этим справилась. Поражаюсь и восхищаюсь! Которую ночь уже пользуется им, как микрофоном. Ну чем ни певец бродячий? "Песни" посылались вправо, влево- осчастливить, так всех! Соло сопровождалось подголосками эха.Собачка иногда делала паузу и слушала их.
 Как заправский профессионал, проверяющий качество записи.

А горы забавлялись! Стоило звуку породить эхо, как они
его подхватывали и ну перебрасываться! Что там наша улица- ночь сотрясалась! Спасибо сынуле- капризуле. Долго ещё мы с ним стояли внутри звукового колокола, где вместо металлического клепала, была изящная удивительная собачка- возбудитель всей этой звуковой феерии.

Спускаясь, четвероногий менестрель уходил всё дальше и дальше. На некоторых площадках была только проба голоса, а на некоторых, как и на нашей, не абы что, а полноценный концерт! Но затухающие звуки становились
всё отдалённей и отдалённей.С воцареним тишины, мы с сыном вернулись домой,
 а собака
в этой ночи , как растворилась. Больше я её не видела, и не слышала. Никогда.














.