Сознание и Ум

Галина Ларина
Мои размышления о просветлении.

Уже в этой первой фразе заключено изначальное противоречие, поскольку умом просветление не понять.

Просветление здесь понимается как осознавание сущего во всей полноте восприятия. Ум - это выражение воспринятого образа через набор штампов (слова, символы и т.п.).

Изначально было Сознание, никакими словами не выразимое.

Оно есть само по себе - вечное и бесконечное.

Познать его может каждый, кто каким-то образом случайно оказался в особом состоянии восприятия.

"Каждый" потому, что Сознание изначально заложено внутри каждого существа.

Все, кто познал, пережил моменты чистого Сознания, отзываются об этом в самых восхищённых выражениях.

Есть мнение, что моменты таких переживаний случаются у каждого - во сне или наяву, они могут длиться недолго, могут остаться вовсе незамеченными или забытыми. Лишь единицы из всего человечества находятся в этом состоянии восприятия постоянно. И есть армия адептов различных мистических учений, практикующих особые техники, которые позволяют достичь этого состояния на некоторое время (в медитации).

Общее устоявшееся мнение таких просветлённых (кто познал на собственном опыте), что пребывание в состоянии чистого Сознания - это наивысшее благо, несоизмеримое ни с какими самыми сильными и прекрасными мгновениями человеческих переживаний. Не говоря уже об обыденных мыслях, чувствах, бедах и страданиях, чем наполнена жизнь.

Учитывая ещё и то, что все события и ощущения земной жизни, включая самые заманчивые - кратковременны и преходящи. Красота сменяется дряхлостью, здоровье - болезнями, чувства - охлаждением, построения - разрушением, жизнь - смертью. И только суть наша - Сознание - вечно сияющий идеал существования в восхищении.

Отсюда и пошли самые уничижительные выводы по поводу всего остального сущего. О том, что жизнь человеческая - это никчемный прах и всего лишь подготовка к жизни вечной, которая после смерти.

Более того, Ум противопоставляется Сознанию, подобно Дьяволу, который загораживает нас от Бога. Уму приписывают создание мира иллюзорного, загораживающего от нас реальность. Ум сопоставляется с существом вампирического склада, который оттягивает на себя внимание и питается энергией человека.

Что нам настоятельно предписывают просветители всех мастей? Остановка мыслей, подавление чувств и эмоций, отказ от любых благ свыше тех, что удерживают организм в живом состоянии. И только после отключения всех качеств, данных телу, душе и разуму человека открывается путь к обретению Божьей благодати. Это непременное условие медитации.

В пределе всё мироздание, включая существа человеческие с их чувствами, мыслями, эмоциями - это нечто неизмеримо менее ценное, нежели чистое Сознание. Если мироздание исчезнет вместе с родом человеческим - это только к благу. Так искренне думают многие, очень многие, кто поддался соблазну растворения в божественном Сознании.

Не могу с ними спорить, по-своему они совершенно правы.

Более того, они вольны выбирать для себя путь полного отречения. Почему нет? Если у них реально есть достойная замена - полкило радости вместо полграмма страданий. Эти адепты вполне довольствуются жизнью в пещерах на самом скудном жизнеобеспечении. При этом они могут обрести сверх-возможности - как приложение к умению управлять высшими формами сознания (сообразно Творцу).

Некоторые из просветлённых придерживаются менее строгих правил, сочетая свою Осознанность с жизнью в миру, имея семью, отдавая часть времени земным радостям, занимаясь какой-то общественной деятельностью, например, просветительской. При этом они находятся в позиции стороннего "наблюдателя", действуя как бы в раздвоении: проживают жизнь и одновременно наблюдают за собой "со стороны"; просветлённый способен действовать осознанно, управляя своими человеческими качествами так, чтобы это было во благо избранной цели (обыкновенно - во благо всех живущих).

Обычные же люди живут, руководствуясь своими физиологическими потребностями, ощущениями, мыслями, эмоциями - являясь рабами этих качеств. То есть, именно мысли, эмоции и т.д. руководят человеком, а не наоборот. Например, попав под власть эмоций, человек может нанести вред другим людям или себе.

И вот представьте ситуацию: просветлённые личности устанавливают жёсткие приоритеты, возвеличивая Сознание и низводя к самому ничтожному положению жизнь человеческую. И я спрашиваю: ДЛЯ КОГО они это рассказывают? Те, кто в осознавании - и так всё это знают на собственном опыте. А те, чьё внутреннее состояние на данный момент не готово, не вошло в резонанс с состоянием высших пластов сознания - им хоть какими словами рассказывай - они не поймут, не поверят, да ещё покрутят пальцем у виска. И тоже будут совершенно правы, считая свою человеческую жизнь значимой, важной, уникальной, а жизнь чудаковатых "святош" - чем-то из разряда изгоев.

Налицо два полярных мнения и масса вопросов к Создателю по поводу смысла жизни и формы жизни: за что Он нас так? И глубокомысленных ответов типа: это Он нас испытывает. Так или иначе, по факту есть жизнь как поиск, борьба, осознавание, совершенствование. Есть цель - достижение высшего уровня Сознания. То и другое - от Создателя, Его воля.

И вот мы подошли к принципиальному выбору: что важнее - цель или путь её достижения?

Не могу судить от лица всех индивидуумов, но осмелюсь предположить, что для Сознания важнее второе.

Иначе зачем Сознанию создавать Мироздание, наполнять его мыслящими существами - умными и глупыми, добрыми и злыми, сильными телом и духом, дибо слабыми и безвольными - весь спектр возможных человеческих качеств в самом невообразимом переплетении. А затем Сознанию надобно, чтобы все эти существа проходили длинную цепь перевоплощений, пока они все до единого так или иначе не достигнут соответствия с состоянием Сознания и сольются с ним.

И это будет время схлопывания Мироздания, исчезновение его, поскольку Сознание погрузится в сон - недвижное состояние, не порождающее никаких объектов проявленного мира.

А после сна, длящегося мириады эонов, опять пробуждение, порождение нового Мира - начало новых цивилизаций осознающих себя существ.

И если воспринимать происходящее с этих позиций, то система приоритетов исчезает. Просветлённый ничуть не лучше закоренелого технаря-материалиста; у крайне распущенного балбеса, пресыщенного всеми видами пороков, ничуть не меньше ценности, чем у богобоязненной старушки, проводящей в молениях часы напролёт; трудяга, в поте лица зарабатывающий на скудное существование и богатей, баловень судьбы, проводящий все дня в праздности - все равны перед Богом (Сознанием), все ценны для него, все проходят свой путь. А точка конечного прибытия у всех одна - все вернутся к слиянию с Сознанием, достигнут Рая небесного и будут в нём пребывать до нового пробуждения Сознания.

При таком подходе будет ли казаться страшной смерть человека, смерть цивилизации, смерть Вселенной? На самом деле есть только Сознание в покое (оно блаженно бездействует) и Сознание в активности - зарождение новой Вселенной, новой цивилизации, новой человеческой жизни - и наблюдение, как живые существа познают мир, доискиваются до причин и закономерностей сущего - до самих истоков Сознания.

В довершение хочу привести цитату из "Изумрудных скрижалей" Тота Атланта (Гермеса Трисмегиста).

"И испив до дна из чаши мудрости, заглянул я в сердца людей,
и нашёл там таинства более величественные, и возрадовался.
Ибо лишь в Поиске Истины успокаивается Душа моя,
и пламя внутри утоляется."

Или же несколько иное толкование древнего текста:

"Вкусив мудрость космоса, он обнаружил, что она была сосредоточена в сердцах или
умах людей. Там он нашел великие таинства, ибо именно через человека космос
распространяется на неисследованные территории."