Русские страшны импровизацией

Александр Русин
Отсутствие должной информационной поддержки спецоперации ВС РФ на Украине и невнятная политика на контролируемых территориях, когда непонятно, что с ними будет, надолго ли там российские войска, будут ли создаваться новые народные республики или будут проводиться референдумы по вхождению в состав России - все это следствие того, что у России в целом и у ВС РФ в частности нет сколько-нибудь серьезной стратегии действий на Украине.

Есть спецоперация, задачи которой определены президентом - освобождение ЛНР и ДНР, демилитаризация и денацификация Украины, а также нейтральный статус.

Единственное из этого, что можно считать стратегией - это нейтральный статус как гарантия от появления на территории Украины баз НАТО.

Хотя гарантия в любом случае будет довольно зыбкая. Потому что все мы знаем как Украина умеет выполнять взятые на себя обязательства. Да и США тоже. Сегодня они могут подписаться под нейтральным внеблоковым статусом Украины, а завтра придумают, как это соглашение отменить или обойти.

Это не говоря уже о том, что Украина может при сохранении формального нейтралитета снова запустить к себе инструкторов НАТО в качестве обычных гостей. В качестве туристов. И снова откроются биолаборатории под благовидным предлогом профилактики простудных заболеваний. И начнется разработка новых топливных сборок для ядерных реакторов, странным образом напоминающих боеголовки.

Денацификация и демилитаризация - тем более не являются стратегией. Это сугубо тактические задачи, потому что взамен уничтоженного вооружения и военной техники (в основном старой, советского производства) можно привезти новую. Дорого - да. Но можно.

С денацификацией еще сложнее - можно прогнать неонацистов за Днепр, можно загнать их всех на Западную Украину, можно даже выгнать их в Европу. Но как только ВС РФ и НМ ЛДНР покинут Украину, если в Киеве останется прозападный режим - все сбежавшие неонацисты сразу же вернутся обратно. И будут еще злее. А потом вырастят новое поколение, которое будет воспитано на войне с Россией и его даже убеждать не потребуется в том, что Россия враг номер один.

Поэтому вопрос, что делать с областями Украины, которые оказываются под контролем ВС РФ - Херсонской, Запорожской, Харьковской, Сумской, Черниговской - он совсем не праздный.

Это очень серьезный вопрос.

Скоро и по Николаевской области возникнет такой же вопрос. И по Одессе. И по самому Киеву. И по lheubv областям центральной Украины.

Как обустроить послевоенную Украину чтобы она снова не стала Антироссией после ухода российских войск?

Нужно ли вообще пытаться сохранить Украину без Донбасса в целости? Или разделить ее надвое - на западную и восточную, как когда-то Германию? Или как-то иначе?

Вопросов много, а ответов на них нет.

Даже намеков на ответы нет.

Есть только заявление президента, что Россия не собирается оккупировать Украину. Но это заявление само по себе ни на что не отвечает - ни на то, что Украина должна после вывода российских войск остаться целой, ни на то, что она должна остаться Украиной.

При этом любому, кто хотя бы немного знаком с историей украинского вопроса, понятно, что Украина в ее нынешнем составе нежизнеспособна.

Уже после майдана 2014 года украинское общество оказалось сильно расколото на сторонников прозападного националистического режима и на его противников.

После нынешней войны, как бы и когда бы она не закончилось, украинское общество будет расколото еще сильнее. И как всегда - на запад и восток. Запад будет ненавидеть восток, а восток - запад. И оставить два ненавидящих друг друга общества внутри одной страны - значит не просто заложить мину, а поставить целую пороховую бочку, на которой будут стоять зажженные свечки. Рванет или нет - можно даже не гадать, вопрос лишь в том, как скоро.

С Украиной надо что-то решать.

Но для этого нужна какая-то стратегия. Которой нет.

Почему нет стратегии?

Стратегии нет потому, что Кремль до последнего момента не хотел ничего делать с Украиной. Не хотел до 2014-го года, не хотел и после.

Все 30 лет после раздела СССР в Кремле надеялись, что Украина остепенится, повзрослеет, станет зрелой независимой страной. Пусть даже немного антироссийской как Латвия или Польша, но адекватной.

Не получилось. Не остепенилась Украина. Не стала зрелой адекватной страной. Почему так вышло - тема отдельного разговора. Национальная элита оказалась очень жадной и не очень национальной. США постарались. Русофобия заняла место государственной идеологии, освобожденное рухнувшими идеями коммунизма. Много причин.

В 2014-м уже было понятно, что целостной и адекватной страной Украина быть не может. Либо целостной, либо адекватной, но не одновременно.

Однако в Кремле продолжали думать, что оно как-нибудь устаканится. Подписали минские соглашения. Сначала один раз, потом второй. Потом целых семь лет пытались добиться их выполнения, хотя сразу было понятно, что Киев не собирается их выполнять.

И в конце-концов пришли к необходимости проводить военную спецоперацию для защиты ЛНР и ДНР, демилитаризации, денацификации и обеспечения нейтрального статуса.

Но операцию эту начали не потому, что придумали наконец, что делать с Украиной.

Операцию начали потому что пришли к пониманию, что если не начать - случится катастрофа.

Разведка доложила, что ВСУ собираются атаковать ЛНР и ДНР, да еще и Крым, что для Кремля было совершенно неприемлемо. Да еще и про биолаборатории стало известно. И про другие грязные планы еще более грязных бомб.

Поэтому и начали операцию.

Как сказал президент - ему "не оставили выбора".

Операцию начали потому что не осталось другого выбора. Хотя на самом деле выбор был, но второй вариант был неприемлемо плохим.

Фактически делали выбор из двух зол - либо ждать, когда ВСУ пойдут в атаку на Донбасс и Крым, и тогда для Кремля начался бы кошмар, 22 июня в миниатюре с непредсказуемыми последствиями. Либо самим пойти в атаку, решить задачу минимум, отвести угрозу, а там...

А там будет видно.

Поэтому у России и нет стратегии по Украине.

Потому что спецоперацию начали от безысходности, по принципу "сейчас по-другому нельзя, а там будет видно".

Как собственно и с Крымом в 2014-м.

Да и вообще, на протяжении всех последних 30 лет с момента уничтожения СССР для Кремля характерно то, что называется ситуационным реагированием.

Собственной стратегии нет. Только некоторые намерения. Желания типа "чтобы всё было и ничего за это не было". Попытка усидеть верхом на России, бредущей куда-то вперед - то ли в будущее, то ли в туман.

Вот и доехали.

Доехали до войны.

Причем не только до войны с Украиной, но и до войны с США и Европой, пока только информационной и экономической, но все же.

Доехали до войны, на которой у России нет сколько-нибудь понятной стратегии. Только тактика и современное вооружение. И хорошо обученные войска, умеющие это вооружение применять. Но без стратегии даже с самыми лучшими войсками будет сложновато.

Ну что ж...

Значит придется сочинять стратегию на ходу.

Но в этом, как ни странно, есть свой плюс. Потому что если вы сочиняете стратегию на ходу - враг ее не разгадает. А сочинять на ходу мы умеем.

Как гласит старая шутка - у русских нет плана, русские страшны импровизацией.


28.03.2022