Автостопом к полярному полдню. Глава 11

Нина Энская
                ГИРВАС



 
 
Эту главу я пишу заново – ее текст погребен в недрах умершего ноутбука. Предыдущие главы я сохранила в интернете.
О Гирвасе я знала с детства — из статьи в томе сытинской детской энциклопедии 1913 года. Два  тома этих ( V и VI) мама купила в букинистическом.  Меня удивляла их наивность,  привлекали обстоятельность и простой язык, трогали великолепные иллюстрации и черно-белые в тексте, и цветные на вклейках, покрытые  папиросной бумагой.. Так и помню статью «В краю стремнин и водопадов», где Карелия названа Олонией.
 «Гирвас, Пор-Порог и Кивач — все это победы ее [Суны] над каменными преградами, встававшими на пути » ( Ibid. pag.51)
… Кивач я увидела в 2009 году, а Гирвас и Поор-Порог —только десять лет спустя.
Уже в зрелые годы  узнала я о том, что Гирвас — не только водопад, что река течет там, где два миллиарда лет назад был вулкан. И скалы эти — застывшие лавы...
Два миллиарда лет!
Когда это было... Кто жил тогда?
Я основательно порылась в книгах и страницах разных мудрых сайтов. Да, все примерно так, как я знала... Архейская эра сменилась протерозойской.  Случилось гуронское  оледенение, и планета наша вращалась, как белый  шарик пломбира. И все это — миллионы и миллионы лет...

 Два миллиарда лет спустя при строительстве электростанции люди добрались до древнего, давно потухшего и погребенного под слоями разных горных пород вулкана.
 Водопад Гирвас пал жертвой гидростроителей. Нынешний водопад – это водоскат через плотину Пальеозерской ГЭС.
Поор-Порог тоже «не тот», измельчал и ослабел.
Даже  после строительства ГЭС  и изменения течения Суны
водопады впечатляют. Понятное дело, что в весеннее половодье они  мощнее. Но и в августе было на что посмотреть...
 
… Что такое наша жизнь, наша цивилизация, пусть даже отягощенная всеми разрушительными технологиями и ядерным оружием –  против великих сил природы, еще до конца не познанных нами... Который раз в жизни я восхищаюсь масштабами мироздания... Что такое я, что такое мои эмоции — какие-то биохимические и биофизические процессы в организме одной особи Homo sapiens sapiens  по сравнению со всем этим? Да все человечество – это частный случай, да от популярных динозавров до нас времени прошло куда меньше, чем от архей до первых червей и членистоногих …
И ведь путь этот — не  прямая линия, а ветвистое древо.. Нас не было, мамонтов не было, любимцев публики —динозавров — не было... даже трилобитов еще не было. И жизнь лишь начиналась у вулканических подводных кратеров, в горячих ядовитых растворах... И оно шло. Шло само по себе, хотя верить в «разумного создателя» многим из нас удобнее. Жизнь началась,  согласно некоторым гипотезам,  у подводных вулканов на дне первичного океана. Это были только одноклеточные — бактерии и археи.  И как раз примерно в то время возникли первые эукариоты.
… Думать о том, что не было ни животных, ни растений, и что  кислородную атмосферу создали цианобактерии...
Думать о двух миллиардах лет и миллиардах миллиардов (наверное, еще на много порядков больше) живых клеток...



Карелия восхищает своей почти что универсальностью. Разнообразие при внешнем однообразии. Надо лишь знать, что ты видишь, и уметь видеть.  Мох и мрамор,  мачтовые  сосны до неба и тощие ели, княженика  и орхидеи, водопады и вулканы...
 
В августе 2019 года я добралась до Гирваса. Где-то после полудня водитель заказного петрозаводского автобуса притормозил по моей просьбе у поворота на Гирвас. (Это мы возвращались из Медвежьегорска с Дней Памяти. Кто-то из участников поминовения поехал дальше — на ББК и потом на Соловки, кто-то возвращался в Петрозаводск).
...Я вернулась из погружения в  трагическую историю XX века и собралась погружаться снова, но уже не в века, а в эпохи и эры, в те времена, где не было еще  трагедий в нашем понимании...
 ...Местный водитель на легковушке подвез меня всего лишь до поворота с гирвасской дороги на Поор-порог и посоветовал сходить сначала туда.
По лесной песчаной дороге через сосновый бор я пришла быстро.
 Вместо подковы нашла, увы, скобу от охотничьего  капкана.
Сфотографировала ее, подбирать не стала...
Жестокость человеческая... Ну двадцать первый век, люди!!! Какие, к черту, капканы! ...И ведь не только лиса или волк в него попасть может, но и сам охотник — бывало такое. Сюжет известный....
Пошла дальше. У реки на берегу — луговина. Растут клевер, иван-чай, что-то не очень понятное зонтичное. Цветет до сих пор земляника — или у нее второе цветение? Торчит желтовато-зеленый высокий молочай. Попадаются кусты шиповника, можжевельник...
  ...Вода пенится в узком прямом канале, прорубленном в темно-серой  скальной породе. Этот канал пробили для рыб. Даже сейчас, в межень, видна ее сила...
 Можно перейти на тот берег, надо лишь спуститься по уступу к импровизированному мостику из бревен и досок и по нему перебраться. Вроде бы и не очень большая высота спуска, и он  не отвесный, хотя крутой...
Но... Но я не рискнула лезть без палки, потому что опасалась, что меня подведет больная нога. Так-то при обычной ходьбе у меня все спокойно, а вот на пересеченке мне нужна палка, лучше —треккинговая или обычная лыжная.

Я сфотографировала у Поор-порога то, что было мне доступно —вид на озеро, канал, сам водоскат...

… Вернулась я на шоссе и потопала к Гирвасу.

В поселке —дома барачного типа, темно-коричневые, с серыми дощатыми заборами. Но вот на одном из них—солнышко. Золотисто-желтое,  веселое, выточенное из дерева  солнышко!
Какие-то садики-огородики у домов есть, но очень скромные.
Бедность, очень заметная, давняя  бедность.
У развилки дорог встретилась компания из троих или четверых местных мальчишек  –  они вели  «под уздцы» мотоцикл... но ни единого шлема на  лопоухих взлохмаченных светло-русых головах...
Мальчишки торговали лесными ягодами — по сотне за пластиковый пивной стакан. Я купила у них малину и спросила, где их шлемы.
– Денег нет   – честно признались ребята, – мотоцикл предки купили, а на шлем денег не хватило...

–   Голова все-таки дороже шлема, тьфу-тьфу,  –   сказала я и двинулась дальше, куда-то за поселок, мимо красивейших сопок, поросших хвойным  лесом...

     Оказалось, что соблазнительные изгибы дороги увели меня не в ту сторону, пришлось снова автостопить. На этот раз меня подвезли на какой-то легковушке милейшие мама с дочкой — девочкой лет десяти... Они тоже ехали к водопаду и тоже по дороге купили ягоды у местных мальчишек.
...И вот она —моя цель!
… Плотина, мост, стальное ограждение с поржавевшими серпами и молотами, спокойная темная вода внизу и скалы вокруг... И лес над водой...
Еще немного пройти —и там музей под открытым небом.  Довольно крупные образцы горных пород, бочки, сани, коромысло,  кадки и чугуны... Забавный деревянный лось (Hirvi). По музею я пробежала бегом, спеша на экотропу к самой чаше палеовулкана.

Чаша длиной и шириной в несколько сот метров —овальная,  неровная, уступчатая...
… Вода текла тонким перепутанным пучком белых нитей по скале и , темнея, успокаивалась в каменной чаше. Над темно-бурыми(кроме шуток – серо-буро-малиновыми —точнее — серо-буро-вишневыми)  скальными многогранниками стоял густо-зеленый лес. Уже вечерело, но пасмурное небо оставалось светло-серым... Не было ярких красок... и вдруг —синяя молния... Синяя, синее всего, что можно себе представить тут... и это была не вода(вода редко бывает синей на самом деле) и не огонь, и не настоящая вспышка электрического разряда... На зеленом фоне травы и кустов синева перьев синей птицы...  Это —дельфиниум. Дикий синий дельфиниум. Живокость. Редкое растение из Лютиковых.

 … В руках у местной женщины синие молнии остывают и гаснут, синяя птица умирает и счастья не принесет... быстро увянет нежный дельфиниум в букете...За что его, зачем?

… Я сфотографировала и дельфиниум, и  крупные синие колокольчики, и чашу вулкана, и разлив реки Суны, и растрепанные водяные нити...
… Возвращаться пришлось очень быстро – разумеется, никаких автобусов не ожидалось – автостопом, меняя машины,  до выезда на трассу и с небольшим зависанием под Кондопогой –   в Петрозаводск, на автовокзал...

Глоток остывшего чая из термоса, темнота в сонном автобусе и два миллиарда лет...