До новых встреч, Тотьма, до новых встреч, родная!

Любовь Ханова
... история нашей семьи..

" Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома". Пауло Коэлью.

Я сижу на берегу реки Сухоны в далекой, немного забытой нами, но вновь ставшей родной и близкой Тотьме.

 Столько было " подсказок" в жизни. И мама просила, и тетя Катя, и столько их разговоров про их любимую Косновицу, и наш знаменитый и уважаемый дядя Саша. Все это из Тотьма. Да и у сына - жена Катя тоже оттуда! И вот звезды "сошлись"! Мы едем в Тотьму! Вместе  с нашим клубом! А меня особенно радует, что едем и мы родные - Макаровы-Хановы: Ольга, Надежда, Оксана я.

У меня оказалась очень долгая "дорога в дюнах" к моей Тотьме... Я "переплывала" Неву и Свирь, Волгу и Шексну..., Ладожское и Белое озеро, я побывала на Баренцевом, Балтийском, Черном, Красном, Средиземном морях, я сидела на берегу Атлантического и Северного Ледовитого океанах, десятки стран, городов... и найти свое место на Земле, такое родное и такое теплое по душе и сердцу.

Я сижу на берегу реки и мне так хорошо и спокойно, аж захватывает дух. Этот старинный, провинциальный городок, оказывается всегда был рядом с нами .Здесь, совсем недалеко родились наша мама, наша тетя Катя и дядя Саша. И все их воспоминания об их любимой Косновице и Тотьме ожили в один момент.

Я сижу и вглядываюсь в глубокие воды Сухоны. Вон там на том берегу - дорога упирается прямо в речку. Может именно на это местечко и приносила мама свою соль в рюкзачке, когда ей было всего 13 лет.

А эти улочки, такие тихие и спокойные. Может они помнят еще отголоски шагов моей бабушки Павлы и дедушки Ивана. А может они отплясывали в вихре танца здесь на праздниках - ярмарках.

Тут в педагогическом техникуме учился и наш дядя Александр Иванович Макаров, потом он более 20 лет проработал директором школы в Молочном.

 "Зов предков", - это сейчас так модно говорить. Может быть, может быть. Но ведь это очень хорошо! Вернуться к своим истокам, к своим корням и почувствовать их силу! И понять, что наш родник — живой!

Я сижу на берегу Сухоны и слышу голоса мамы и ее сестреницы : "Косновица, Фоминсоке, Погорелово, Топориха, Маныловица, Тиксна…"

Обрывки фраз, теплых воспоминаний их жизни, такой "натруженной", трудной, порой голодной, холодной, военной и послевоенной, но по-своему яркой и наполненной.

Мы обязательно сюда вернемся, милая и родная наша Тотьма! Чтоб поделиться с тобой нашими радостями, попросит совета, набраться у тебя сил. Я мечтаю приехать сюда со своими детьми и внуками и ,сидя на берегу Сухоны, рассказать им о маленькой и хрупкой девочке Ане Макаровой ( маме), сумевшей своим трудолюбием, упорством и характером стать настоящей русской женщиной - мамой подарившей миру столько жизней....и свою любовь!

До новых встреч, Тотьма, До новых встреч, родная! С нежностью, Любовь Ханова.