Р22 Пушкин РОК - 15 микс заметок

Поль Читальский
трагический провиденциализм и фатализм – Памятник и РОК

1836-й в жизни АСП  – год тотального несокрушимого раздумья о смерти, об успокоении и упокоении духа и устройства тела в выбранном для погребения месте. Это явные провиденциализм и фатализм. Причем провиденциализм трагический -  наступил конец личной истории, Смерть идет – таково персональное провидение – судьба личного Промысла. При этом до самого конца АСП не оставляет надежды на спасение его души. Его Памятник – документ о том, что сам поэт считает: я нерукотворным делом заслужил милость и спасение души. Весь РКЦ – это чистый персональный личный провиденциализм. О человеке погруженном полностью в подобные мысли говорят как о чокнутом (чокнулся стаканами с кальвой с Дьяволом?) и зря: только человек с сильным духом, волей и крепким разумом может погрузить себя в Хаос Праматерей и разглядеть свой финиш. Ибо Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее».  Но исходная трагическая фатальная установка – пора, пора…моя смерть уже пришла – говорит о потери инстинкта жизни, потери мотивации борьбы за жизнь как цель жизни – о психической болезни. «Пир во время чумы« не является (как полагают тупоголовые рабы) отчаянием обреченных – наоборот, это символ борьбы со злом, воли к драке и победе, соперничества с Сатаной Дьяблычем. В мировой традиции это пир венчался танцем морриса или Танцем смерти.  Этот танец был своеобразным ритуалом, со стороны напоминавшим массовую истерику. Хаотичные движения участников действа сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все оканчивалось общим веселым хороводом. Это была танцевальная психотерапия=  характерный пример таких танцев – пляска св. Витта – кончавшийся , правда, массовой  истерией

В своем Пире АСП еще проявляет признаки борца … но …уж виден проблеск мрака конца.

***
Автобиографизм

АСП не столько «поэт с биографией» сколько поэт со своей биографией или поэт своей биографии. Важно: Душа в заветной лире = Душа его в заветной лире. Заветной – «в смысле запретной, потаенной, скрытой» от непосвященных и недопущенных к переходу от личной биографии к поэтическим текстам о ней. Причем, НВН душил не единожды: Души прекрасные порывы  и Душа в заветной лире
К Чаадаеву

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

РОК – Жил на свете рыцарь бедный – трансцендентный страх и экзистенциальный психоз

Сурат И. С появлением романса-легенды «Жил на свете рыцарь бедный» (был он парень шибко вредны) с мая 1828 стало очевидно = АСП - в духовном кризисе, вызванном трансцендентным страхом. Это симптом явного психического расстройства и начала психического заболевания с последующим летальным исходом пациента. Свидетельство того, что АСП кризис не преодолел, а болезнь в нем развивалась и победила (хотя и борьбы то особо не видно) – появление затем в лирике «покаянных псалмов» (определение П. Щеголева) с усиливавшемся со временем преобладанием мотива поиска спасения от наказания за грехи (вино, девки, карты и богохульство). Вся тематика напевов в духе псалмов составляет то, что мы и назвали условно РКЦ.   
АСП при этом страшит не смерть, а то, что он пытается узреть за ней – запредельное, трансцендентное.
Женитьба видится им с этого времени одной из спасительных гаваней. Он ищет Деву и находит ее в зрительном образе НН – она предстает пред ним на балу в белом бальном платье непорочности с золотым обручем на прекрасной ангельской головке девушки ослепительной красоты. АСП решил- это его Мадонна и лучше будет сделать ее домашней…  Это и есть западня. Личная.  Появление в лирике АСП мотивов трансцендентного страха – это след полученной психотравмы или, скорее всего, возрастная активация части родовой программы. Ахматова и Сурат отметили: в 1835  трансцендентный страх стал у АСП  экзистенциальным – тема самоубийства в лирике и прозе стала преобладающей, а само самоубийство - навязчивой идеей. Пока за ним не пришел Старик в белом из ниоткуда и увел в Никуда царства Нечто в Ничто. Хотя есть и предположения: АСП подвергся инопланетной атаке и был заражен  SCP-213 - "Дематериализующим паразитом" (см Artproject  The SCP Foundation):
Любой – разыгранный мифодраматически – сюжет о рождении мира оказывается архетипическим методом исправления сущности своего бытия, своего видения мира. Любой сюжет о досрочном освобождении от мирского, о превращении (прерывании) своего присутствия в проявленном мире - это свидетельство проигранной битвы этого исправления с поражением психики. РКЦ – это рассказ о психическом заболевании автора. Ре-изюм: непонятно и неизвестно как когда и отчего, но к маю 1828 АСП оказался в плену Фобоса и Танатоса и до конца в нем остался. Может ответ надо искать в работах по глубинной психологии, например, у Беннета Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. АСТ или  у Эриха Фромма. Величие и ограниченность теории Фрейда, ИСКУССТВО БЫТЬ, Человек волк или овца? Лоренц - Что такое Зло?

Прим. Трансцендентный экзистенциальный ужас. Основой вопрос, "В чем же смысл, ****?!", задает себе каждый, первым своим криком сотрясая стены роддома, юрты, пещеры итп. Разве не красив этот крик, разве не означает он "Я - человек страдающий, принимаю эстафету отца моего и матери"?  Экзистенциальный ужас - фундамент каждой человеческой личности (по слухам, кроме Будд). Именно ему мы обязаны появлению веры, субъективной реальности, или даже "психо-эмоционального пространства". Короче, мы вынуждены жить в сконструированных нами мирках, потому что жить в реальном мире выше наших сил. Мы живем в мире денег, шмоток, гэджетов, научных теорий, книжек, словом, кто во что горазд. Мы думаем, что наделяем пространство смыслом. Но в действительности это квази-смысл, привидение, как в в хорошем мультике "Мёд - это такая странная штука! Вот он есть. И вот его нет". Мы не создаем незыблемых смыслов. Они существуют независимо от нас. Но и они, по-большому счету, бесполезны, потому что не отвечают на Главный Вопрос (42), не открывают для нас врата трансцендентного.

Трансцендентное. Концепция тоски и печали.
 
Сурат: акцент не на проблему неизбежности и готовности к смерти, а на проблему послесмертия, личного Судного дня и спасения души.

Ци,тата
Эпитафия: не плачьте о нас, уже умерших – плачьте о себе, о живущих – вам еще предстоит умирать…

дополнение
РКЦ с подачи И. Сурат ст. Стоит, белеясь, Вителуя  надо дополнить Когда владыка ассирийский (1835). Нравственный ориентир Гордость к этому времени поэт сменил на Смирение. Гордость важна в плоскости человеческих отношений, без вертикали, без Бога. Если же есть вертикаль, то все иначе: гордыня греховна, а смирение перед Промыслом дает силы не склоняться перед земным врагом.
Это смирение перед властью Бога с гордостью против земных врагов и терпеливой подготовки к подвИгу. Такую смену ориентиров духа  от абсолютной гордости к смирению и терпению мог сделать только приговоренный, но не павший духом. АСП среди овладевающих им мотивов самоубийства ищет опоры для сражений среди личных драматических катаклизмов последних 2-х лет жизни.

Памятник
И. Сурат в ст. Памятник задала кучу пометов и один такой: как можно воздвигнуть но нерукотворно ...ибо она сознает: онанизм - это и есть самообладание... но рукотворное же..  .alex- вот и я хотел сказать…

Психо без делик

Пресс раздумий: Судьба и Воздаяние за грехи. Смертельный скептицизм. Болезнь смерти.

Принципиальное разуверение в поэзии как подвиге – величайшая внутренняя трагедия, ведущая к отказу поэта от поэзии. О Ходасевиче.
Что такое сущее
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

«И дурак…» (Отрывки: 1830)
; и дурак
<та>к и сяк
;боже<?>
<дру>зья <?>

***
Памятник – островное пророчество: апокалипсис Иоанна с о. Пафмос и пушкинское с Каменного

Листов: Под последней строкой белового автографа стихотворения Пушкин делает характерный завершающий прочерк и ставит: «1836 авг. 21. Кам. остр.», обозначив важный  островной топоним.
Прим. ВВП: мы - в рай, а они просто сдохнут. АСП в последний раз выступает в своем Памятнике проком.

Пророчества Пушкина:
1815 – Наполеон на Эльбе
1821 - Наполеон
1823 – Свободы сеятель пустынный
1826 – Пророк
1830 – Герой
1836 (авг!) – Памятник…

Фра, ты что-будь заметил?  Даты пророческих стихов – это знаки судьбы = верстовые столбы на всех Перекрестках линии жизни Пушкина!  Ноу-чую! Каждая дата – репер – Перекресток, с которого АСП идет непременно «не туда», о чем и извещает его очередное пророчество.

Так он дошел «до точки» - точки-пули своего жизненного пути, за которой следовала безжизненность и Памятник на последнем Перекрестке. Последнее  пророчество было островным – «пафмосским», что означает что оно было иоанновым – апокалиптическим. Тема Памятника в РКЦ – пророчество.

***
АСП, декабризм и Памятник

Печальный факт – на перекрестке судьбы всей России и на решающем перекрестке личной судьбы АСП добровольно и сознательно выбрал сторону служения Самодержцу, который юридически неправомерно захватил власть и приговорил несогласных людей к смерти и каторге. В этом вся суть само-державия полновластного, вся суть дикого  русского крепостничества и варварской азиатской деспотии. Вся Европа давно устремилась в рывке к буржуазности и демократии. Московия осталась в традициях фактического рабовладения. В нем она по сию пору. И одновременно в этом истинная трагедия человека Пушкина.
14-ОЕ ДЕКАБРЯ 1825
Декабристам
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил[2].
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
 Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.
Прим. Ф.Тютчев.  Журнал «Русский архив», 1881. Вып. 1. С. 340 (под впечатлением обнародованного приговора, отсюда слова — «Сей приговор закон скрепил»).   
Якушкин В.Е., первый опубликовавший лист л.37 с рис. пяти повешенных (Рукописи А.С. Пушкина, хранящиеся в Румянцевском музее в Москве. Русс.старина-1884 №6), прочитал фразу «И я бы мог, как ТУТ на …».  Венгеров С.А.  затем опубликовал фототипическое изо листа (По поводу рисунка Пушкина на листе…»)и прочитал «И я бы мог, как ШУТ на…» , назвав мнение Якушкина недоразумением.  Поэтому возможно согласиться с мнением Боцяновского В.Ф. <…Пушкин естественно говорит о себе – и я бы мог висеть также, как они…Но не совсем так… Они висели бы как герои, бившиеся, выступившие в защиту знамени свободы… А он, стоявший в стороне от этого движения, но, вовлеченный в мятежный водоворот случайно, висел бы среди них, как шут, быть может, даже умалял их подвиг своим соседством> (Пушкин и декабристы. Вестник лит-ры, 1921 №2 (26)). Эфрос А. по решению парткома ПД  нашел чисто фарисейский компромисс: запись неоднозначной фразы к рисунку повешения отношения не имеет…= автор начал стих… а потом на свободном месте нарисовал то, над чем он задумался совсем по иному поводу … Ловко. Благой нашел позже иное объяснение: словом шут автор подчеркивал позорность казни дворянина чрез повешение: жертва дергается в конвульсиях как шут на веревке базарной площади. Увы, шутов вещали за ноги вниз головой… Городецкий Б..П. вслед за  Цявловским М.А. припомнил сцену у Майкова В.И «Елисей, или Раздраженный Вакх» - шут висел между богами «…кто не сорвется вовек, кто б ни был как удал»…

Однако Цявловский М.А. поддержал версию Боцяновского и Лернера…
ПЖ: АСП  знал многих «декабристов « и «тайников», в душе он считал их болтунами и шутами гороховыми, для практического рев.дела непригодными. Вот и написал в сердцах «шут»: если бы висел среди них «таких», то был бы шутом как они. АСП никак ни по какой версии не хотел быть шутом, даже в картах Таро. Когда в товарищах согласья нет…

Версия: 
в своем Памятнике, завершающем исповедальный РКЦ,  автор покаялся в грехе и сообщал: Я совершил подвИг и, перед надвигающимся уделом жертвы, я каюсь и возвращаюсь к свободно мыслящим:

И я бы мог,
Как Шут
Над Бездною
 Вот тут
Между  Богами
Висеть шутом
И дергая ногами (руками?)…
На выкате глаза
И с пеною у рта,
С подтеками мочи,
Следами калопарфюмери…
Все члены онемели
А  смерть нейдет…
Душа в отлет
И рвутся очи …
Терпеть нет мочи.
Конвульсии … все тело…
За что ж повесили?
Тебе какое дело?

АП не был специалистом и даже фаном-любителем квантовой физики – но гением ума мозга, дарованного им Богом игрой в рулетку, в долгих муках, отразившихся в философском РКЦ, он подобно мистам восточной традиции понял: смерть - иллюзия этого мозга, весь он не умрет – душа в заветной лире… вернется во вселенскую обитель душ – гигантскую область Темной материи первозданной…
АСП пришел стихийно к платонизму - признанию бессмертия души; земное существование с его непрерывной борьбой за проявленность на грешной Земле потеряло для него всякие смысл и ценность. 

***
АСП – НН – личная драма = пти КЦ

Погибельное семенное счастье из-за роковой женитьбы АСП в гоне лишь бы успеть продолжиться наглядно и символично отражено в его лирических посвящениях женке: кроме изначального и ошибочного, что Бог (до этого он в сердцах  признался, что это Чорт его догадал жениться…) послал ему Ма-Донну - чистейший образец чистейшей прелести, мы находим лишь откровенный поэтический рассказ о сексе с женой:

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом всё боле, боле —
И делишь наконец мой пламень поневоле!

При этом сексопатологи, потирая ручки и протирая очечки, отметят иные признания:  А - долгие моления отдаться (исполнить все ж упруго  супружеские обязанности)   Б – молодая женщина «предается без упоенья»  В – пламень сексуальной страсти мужа она делит поневоле! 
Больше не нахожу НН рядом на парнасской кухне АСП.  Женка была занята иным и  Луи ее на этом подловил.  Как поется - Она, увлекшись тем луем, совсем забыла о моем…

Как утверждают знатоки этого дела: Личная драма великого Пушкина — его жена была фригидной «ледышкой». Вряд ли НН была фригидной женщиной. Такие балами до утра и опосля не увлекаются, отдавая им себя всю. И не бегают в казарму для свидания («короткого и невинного» (видит Бог) по ее собственному признанию постороннему человеку) с кавалергардом, откровенно домогавшегося одного – мозоли ее тела. Так что, судя по всему, она была ледышкой лишь для нелюбимого мужа постылого, надоевшего ей своими стихами…

Как в кино – В постели с врагом.