Р20 Пушкин РОК - 13 микс заметок

Поль Читальский
Мист и богопознание от ибоги

Булгакова С. Отрицательное богословие... Это и есть мистика... это Не-что НЕ-кто...Ни-что. alex: короче все мы мистики. В меру способностей  serjeo: если ты о чем-то не можешь сказать что-то четко в дефинициях (самому тебе абс. понятных и ясных), то ты в мистическом поле плывущего в бреду мозга... Настоящим отцом отрицательного богословия в христианской философии и мистике является таинственный автор (как обычно полагают, начала V века), творения коего предание приписывает Дионисию Ареопагиту, мужу апостольскому, обращенному в христианство ап. Павлом в Афинах. Особенное значение здесь имеет сочинение «О божественных именах», представляющее собой одну из вершин мистической спекуляции.
alex: если ты о чем-то не можешь сказать что-то четко в дефинициях  самому тебе абс. понятных и ясных), то ты в мистическом поле плывущего в бреду мозга...у меня всегда так, но это от недостатка образования)  serjeo: Понято мной для ПЖ: БОГ - это абс непознаваемое и неопределяемое никак никогда  даже его Бытие ... Бог дается чрез Откровение (это код доступа для избранного) и Вера в него и Его Промысл  дается только через дарованную Благодать. При чем тут образование: у Ареопагита оно было? Это фил к софии = любовь (пристрастие и привычка) к размышлению об отвлеченном, о трансценденциях, запредельностя.
Ре-изюм С.Булгакова: Основная мысль, развиваемая в сочинении «О божественных именах», состоит в абсолютной трансцендентности и непознаваемости для нас Божества. Разум, предоставленный своим силам, может и должен идти лишь апофатическим путем, положительные же определения Божества могут составлять только предмет откровения и содержатся в Слове Божием, где сообщаются различные имена Божий; анализу значения этих имен и посвящен трактат.

стало быть, фра, если кто-то хочет поискать Бога и сблизиться с ним - нужно медитировать, попасть в пространство Откровений, получить доступ и прикрепить Душу.  Идя этим путем, мы неизбежно приходим к апофатическому определению, что на языке сущего Божество есть «подлинное ничто».. Познание Божества для человека, так же как и для чинов ангельских и для всякой твари, возможно лишь путем снисхождения Божества и ответного восхождения твари, только через сопричастие (;;;; ;;;;;;;; ;;;;;), «само же Оно, насколько Оно есть в себе, по своему собственному началу и свойству выше ума, сущности и знания» (ded.n.,II,4,с.641). Какую-то ясность в богопознании и богообщении персональном может дать Его снисхождение до твари, которая решилась возвыситься (восходить) и вырваться из греховных пут мирского, причастилась, покаялась, смирилась и исповедалась. Максим Исповедник: Мы познаем Бога, лишь поскольку Он открывается нам, но само существо Божие остается за пределами человеческого постижения

В любом случае нужно личное усилие, медитация, чтоб попасть в ту пространственно-врем сферу, где обитает Откровение, дается озарения и осуществляется выбор, инициация и посвящение в  избранные ... Не каждому : А если не открылся Он тебе лично, то ищи-свищи... не дано и бесполезно. Внутренний мир - сокрытый от нас Пушкин - грандиозная тема. Узнав о Приговоре, он стал искать в себе Бога, это доверие Его и откровение, чтоб узнать а что там дальше... за жертвенником и полной потери крови : и как уйти за ту дверь , войти во врата без груза греха: он строил лет 7 свою внутр церковь.

Отчего Ум ищет Божества, а Сердце не находит. Не был избран и принят в клуб благодатных, кому даровано Откровение? После стихотворения «Пора, мой друг, пора», читаем приписку: «о, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню! Поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь. Религия, смерть». (Булгаков)
Булгаков С. (прот) : В трагедии Пушкина обнаружилась вся недостаточность для жизни только одной поэзии, ибо писатель, даже гениальный, еще не исчерпывает и не определяет собой человека. В истории дуэли и смерти Пушкина мы наблюдаем два чередующихся образа: разъяренного льва, который может быть даже прекрасен, а вместе и страшен в царственной львиности своей природы, и просветленного христианина, безропотно и умиренно отходящего в покой свой. : Смерть на дуэли не явилась неожиданной случайностью в жизни Пушкина. Напротив, призрак ее, как некий рок, как навязчивая идея, преследовал его воображение. Он как будто заранее переживал ее в творческом воображении, уже в Евгении Онегине (после убийства Ленского, «окровавленная тень ему являлась каждый день»), и даже как будто наперед произносил суд над собой. Отсечем пушкинское: Религия. Смерть.  Это код к тропам мыслей АСП.  Религия (связь с неким Всевышним, Судией, Саваофом)  связана с мыслями о смерти = обращение к ней от страха смерти? Отчего С. Булгаков для названия доклада выбрал термин Жребий?
alex: очевидно считал произошедшее цепью случайных событий, если со стороны АСП, или, если это Заговор (сговор), то АСП попал туда случайно из списка нескольких претендентов  serjeo: это пишет богослов (и оч мудрый..) - тогда в его толковании Жребий д.б. от исходного для судьбы АСП  Промысла Бога, т.е. не спичку тянули. Жребий АСП был от Промысла.  alex: всё от промысла : если всё от Промысла, то что бы АСП ни делал, конец один и КОПАНИЕ становится не интересным   serjeo: э, не так просто.. составив РКЦ, мы могли заметить: тема  Религия - Судьба - Смерть нарастали в голове АСП и превратились в 1836 в смертельную лавину и сплошную поэтическую молитву  : тайное имя картины: А мне писец... Жеребьевку провели без меня... сделав из меня Гения  - Козла Отпущения.
    

***
Рождение и развитие Духовной темы

Юрьева И.Ю.: до 1830 в литературной критике АСП не встречается рассуждений на духовные темы. Эта тема мощно вступает  в работу болдинской осенью 1830! Отчего так? Да еще и Героем = Апокалипсической песнью! Из рецензии на Историю русского народа Ник. Полевого: «История древняя кончилась богочеловеком. Справедливо. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. Истрия новейшая есть история христианства. ГОРЕ СТРАНЕ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ВНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ!».  Пока АСП говорил как ученый-историк. Это еще не сама литература. Первое лит-критич. исследование на христианскую тему появится в 1832, когда АСП готовил рецензию на книгу Муравьева А. «Путешествие к святым местам в 1830 г» (дневник паломника). Затем в первом томе Современника АСП публикует  рецензию на собр.соч. архиепископа Кониского. Круг затронутых религиозных тем: искупление грехов (!) - путь к спасению в вере – бессмертие души – Царство Небесное – уединенная молитва. Темы говорят сами за себя: это то, что волновало душу внутреннего АСП.  Это показательно. Работа на духовные темы остановлена в 1836 – рецензией на Словарь о Святых кн. Эристова и Яковлева Мих. Плетнев П.А. к Я. Гроту  о разговоре с Пушкиным  «У Обухова моста во время прогулки» (за неск. дней до смерти): У него тогда было какое-то высокорелигиозное настроение. Он говорил со мною о судьбах Промысла…о благоволении…». Грибоедов А.С.: В русской церкви я в Отечестве, в России. Мы русские только в церкви.

Провидение
В пиесах Б.Корнуолла АСП отметил для перевода точно соответствовашие его прошедшей кокю-истории и ближайшему неотразимому будущему как ее следствию (заметка Филина М.Д.) с точным провидением того, что и как произошло!
 
Лестница чувств русская
Выражение «лестница чувств» принадлежит Пушкину. Оно завершает конспект плана не написанной им статьи о русской народной песне. Берестов В. высказывает свое, выдаваемое за «пушкинское», определение Лестницы Чувств: Национальное своеобразие русской народной лирики выражаено в том, что в традиционной необрядовой пенсе одни чувства постепенно сводятся к другим, противоположным:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...                (1832?)

Лестницы Чувств – по ней сводят чувства: от разгулья удалого (за здравие) – к сердечной тоске (за упокой) … ну , а там и мордобой да бабий вой.
   
Как за церковью, за немецкою,
Добрый молодец богу молится:
– Как не дай, Боже, хорошу жену, –
Хорошу жену в честной пир зовут,
Меня, молодца, не примолвили*.
Молоду жену – в новы саночки,
Меня, молодца, – на запяточки.
Молоду жену – на широкий двор,
Меня, молодца, – за воротички.

***
Родовая программа, кокюаж  и мифология автобиографии

Отчего АСП так много писал и размышлял о своей родословной, особо выделяя в ней пики проявления патологии  норова своих не ординарных предков? Да от того, что в браке с не любившей его женщиной он боялся не нелюбви, не неверности - он панически боялся своей ярости от ревности. Он предпочитал любовника рогатому мужу, но самому носить табличку «Cocu», подготовленную судьбой, ему было непосильно и погибельно.

Поэтому и

а) Воспоминание (! об уже бывшем с его предком! как deja vu!) :
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
         Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
      Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
         Но строк печальных не смываю.

Прим. Они не смываются, ибо кармические – не смываемые. Они проклинаемы – ибо несут в себе погибель
 
б) неоконченная повесть Арап Петра Великого (начат в 1827 – сразу после Приговора!), где описана под кальку-фантазм  его собственная жизнь в предке, доведенная до такой же нелепой женитьбы на якобы первой жене Наталье (!) Ржевской, которая по легенде (почти потом опровергнутой!) и наставила ему рога. Объяснение почему неокончено это произведение фантастич. (в прямом смысле, ибо в нем описаны не реалии, а архетипы и фантазмы провидения в собственной судьбе) прозы просто как аксиома ПЖ: после того, как АСП провидел и прочитал последствия женитьбы на желанной косой мадонне с убийством его рогатого в финале, писать такое было нельзя, ибо это было бы уже откровенной ложью =  его предки такой роскоши себе не позволили – в из драме была бешенная ревность и ярость, но не было суицида.  Пример фантазмы: по семейному преданию жена прадеда АСП - арапа Петра Великого – изменила мужу и родила вы****ка – белого ребенка, за что и была заточена в Тихвинский мон-рь (где потом и проявилась ВМ-ЕА!) = АСП говорил А.Н Вульфу, что верит в это и что именно эта история должна составить главную завязку «Арапа..». У АСП в «Арапе…» : государь предлагает прадеду обеспечить будущую свою жизнь – жениться,  Арап, любивший графиню Л. и обманувший  ее,  начинает судорожно в гоне искать невесту и останавливает свой выбор на Наталье Ржевской, брак этот не сулит ему ничего хорошего: она его не любит, она ему этого выбора, одобренного монархом (из-за чего ей и нельзя отказаться), и насилия не простит. Только АСП ошибся или намеренно исказил историю: первой женой Абрама Петровича была не Наталья (!) Ржевская, а Евдокия Диопер. Но Пушкину вероятно потребовалась в 1827 г именно Наталья (царь уже указал невесту?)  и вся повесть до брошенного момента посвящена размышлениям о сватовстве, очевидным его последствиям по ПЖ и потешным доводам жениха.
 
Далее следовало описать под кальку фантазмы последствия – измену и расплату супругов, ибо каждый в ней повинен по-своему. Но тут не получалось – ведь пишущему, в отличие от предка, суждено идти на казнь. И АСА бросил повесть не дописанной, скрыл от нас провидение. Но в 1828 (в 1829 уже публично) все ж признался в провиденном в своем Воспоминании (прим. 1 - напечатано в «Северных цветах» на 1829. Написано 19 мая 1828. В черновой рукописи имеет продолжение. См. «Из ранних редакций».  Окончание стихотворения в рукописи:
Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укор веселый и кровавый.
И нет отрады мне - и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые,- два данные судьбой
Мне ангела во дни былые;
Но оба с крыльями и с пламенным мечом.
И стерегут... и мстят мне оба.
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба.

Эти двадцать стихов не были напечатаны Пушкиным и не окончательно им обработаны. Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-573.htm  .Прим.2 – гречанка Евдокия Андреевна Ганнибал (Диопер) была выдана за Арапа Абрама насильно: Евдокия не соглашалась выходить замуж за Ганнибала, «понеже, — как говорила она, — арап, и не нашей породы». Но отец и зять не обратили на это внимания, принудили повенчаться с Ганнибалом  (1731). Брак был недолгим и бездетным. За супружескую неверность он приставил к ней караул, пытался образумить: за руки подвешивал к кольцам, бил розгами, плетьми и батогами, но, не сломив ее упорства, отправил на Госпитальный двор – в тюрьму. Потом подал жалобу в суд на Евдокию Андреевну и после 23 лет судебных тяжб по определению духовной консистории в 1754 году Е. А. Диопер была сослана в Староладожский женский монастырь, где и скончалась. Не дождавшись развода, женился на перновской жительнице Христиане фон Шеберх (полушведке, полуфинке)  и имел с ней 11 детей. Двое из них – Петр и Осип известны тяжбами со своими женами. Осип Абрамович был гуляка и мот.

Ре-изюм:
 1) АСП нафантазировал:  Евдокия, а не реально роковая Наталья (!), не провиденный им Тихвинский мон-рь, а Староладожский
 2) Рогачество (кокюаж), распри, порывистость, неуживчивость и  наклонности к двоеженству, мотовство – родовая программа Ганнибалов по житию и генам (геному).

Напряженное внимание к теме рогачества не покидало АСП с момента Приговора (в котором по всей видимости был приказ жениться и продолжиться) и начало гона женихания до того, как в Пасквиле-Дипломе не было написано слово «cocus”, выдавшее автора с головой!  Прим. 3 - Приказ (часть Приговора) жениться на НН и объясняет метания АСП со сватовством как попытками выскочить из петли, соскочить с жертвенника алтаря, вынырнуть из омута Западни, перепрыгнуть чрез забор Загона и убежать в деревню …

Ре-изюм с курагой:
 не стал АСП писать Арапа далее = пути его и прадеда разошлись, а дразнить Бога и его слугу Сатану  он  уже не решился....

        ***
Ходасевич обосновал:

 1) стихотворение «Куда же ты? – В Москву…» от 14 авг 1836 (по воле редактора Анненкова имеющее вымышленное название «Из записок приятелю») является окончанием творения «Румяный критик мой…»
 2) творение «Когда за городом, задумчив, я брожу» имеет окончанием «Пора, мой друг пора! Покоя сердце просит«. Т. есть вначале мысли о выборе места погребения, а после выбора – Пора!   

По Пастернаку: «...А ты прекрасна без извилин...» ? :

Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.                1931
            
Мой ответ: скорее к НН  относится первая строка :  Любить иных тяжелый крест, если предположить, что  АСП хоть как-то любил невесту, а не забавлялся красотой косой домашней мадонны, ставшей ж-вамп.
Если Пастернак жил по его словам «пронзенным и прозиненным», но АСП жил в 30-е пронатальеным и пронзенным в конце.

И я не одинок в этой догадке: утром в сети нашел ст. Меднис Нина Елисеевна. Тема безумия в произведениях второй болдинской осени.

***
РОК в прозе

Две темы:
 а) мистическая чертовщина в Уединенном домике на Васильевском острове (Автора два – идея  и устный рассказ - АСП, текст с правками АСП – Тит Космократов (Титов В.П)) и в рожденных им (в нем) трех повестях: Домик в Коломне, Медный всадник и Пиковая Дама и
 б) центральная их тема, не понятая Ходасевичем в очерке Петербургские повести Пушкина. Тут еще одно док-во: АСП шибко проникся приговором и спровоцированными им мистич. видениями и бредами = родовая его программа была этим активирована и «крыша поехала»! 
И все четыре прозаич. вещи + Бесы этому яркое и убедит. док-во! Но это ты получишь, как не брыкайся и не чертыхайся,  утром в виде аккуратно сложенного продукта в ночном горшке по имени Помет... Я и тут Ходасевича додумал: не вмешательство темных (хтонических)  сил суть основной мотив всех 4х повестей, а иное - безумие после  встречи с Адом или его агентом!

Второй порцией  помета будет развенчание мифа: АСП - первый професс. писатель и поэт Рашки =
   
Ходасевич анализирует связь  рассказа Титова-Пушкина Уединенный домик на Васильевском острове и трех повестей уже самого Пушкина: Домик в Коломне, Медный всадник и Пиковая Дама. «Однажды вечером в 1829г у Карамзиных АСП рассказал описанную в УД  повесть и присутствовавший на вечере В.П Титов потом ее записал и с разрешения просмотревшего повесть Пушкина и по настоянию Дельвига издал ее в альманахе Сев.Цветы за 1829г. Основная тема Уединенного домика выражена с совершенной ясностью в заключительных словах: «откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела?» Вмешательство темных (хтонических)), невидимо, но близко окружающих нас сил, то, как это вмешательство протекает и чем кончается , - вот основной мотив  УД и трех повестей Пушкина». Домик в Коломне, кстати, появился  в октябре 1830  - в знаменитую плодотворную пушкинскую осень того памятного года…Вслед за Бесами… Я же думаю так: не вмешательство темных (хтонических) сил суть основной мотив всех 4х повестей, а иное – безумие, настигшее героев после встречи с Адом или его агентом! Ведь все, кто в повестях уцелели, сошли с ума! За эти годы после Приговора АСП шибко проникся им и спровоцированными им мистич. видениями и бредами = родовая его программа была этим  активирована и «крыша поехала»!  АСП пугала и стала навязчивой тема не страха Ада как такова, а  неизбежное помешательство, безумие как следствия пребывания в нем и общения с Сатаной и бесами.

Схема: нештатная ситуация – разброд и шатания – явление Сатаны  - смерть (многих) или безумие (героя)
         
и непристойной до крайности. Ходасевич утверждает: определяя предположительно время написания поэмы 1822 г, в Кишиневе Бессарабской  (Бес-с-арабской стороны!) губернии Россия в лице АСП, создавшего Гавриилиаду, пережила Ренессанс. В пример он приводит для сравнения картины Веронезе на библейские сюжеты и суд над ним инквизиции, закончившейся оправданием: художник, писавший исключительно (по утверждению защищавшего себя автора) из эстетических соображений с учетом этических и эстетических ценностей республики Венеция той поры, имеет уважаемое право  на творческую свободу! АСП описал «прелести греха», оставаясь «сияющее чистым», что умел лишь только он.
    

Ци, тата
«Стремиться к небу должен гений...»