Дэвид Бом. Смысл и информация

Инквизитор Эйзенхорн 2
СМЫСЛ И ИНФОРМАЦИЯ
Дэвид Бом (1989)

В этой работе наша конкретная цель - исследовать представление о том, что смысл является ключевым фактором бытия,  не только для людей индивидуально и социально, но, возможно, также для природы и для всей вселенной. Когда мы используем термин "значение" или "смысл", оно включает в себя значение, цель, амерение и ценность. Однако  это только отправные точки в исследовании значения смысла. Очевидно, мы не можем надеяться сделать это в нескольких предложениях. Скорее, это должно быть развернуто по мере продвижения. В любом случае, не может быть исчерпывающей обработки такого предмета, потому что нет предела смыслу. Здесь мы можем с пользой привести утверждение Коржибски, что что бы мы ни говорили, это не так. Это может быть похоже на то, что мы говорим, но это так также что-то большее и что-то другое. Следовательно, реальность неисчерпаема, и это очевидно так со смыслом. Таким образом, необходимо творческое отношение к целому, позволяющее постоянно обновлять восприятие реальности, которое требует бесконечного создания новых смыслов. Это особенно важно, в исследовании значения смысла.
Смысл неразрывно связан с информацией. Оперативное понятие здесь заключается в том, что информация должна делать с формой. Буквально "информировать" означает ‘придать форму " чему-либо. Прежде всего, информация должна храниться в некоторой форме, которая переносится либо в материальную систему (например, печатную страницу), либо в некоторую энергию (например, радиоволны). Мы находим, что в целом чистая форма не может существовать сама по себе, но должна иметь свое существование на некоторой материальной или энергетической основе; и потоу информация должна быть перенесена на такую основу. Таким образом, даже информация в наших чувственных впечатлениях и в наших мыслительных процессах переносится физическими и химическими процессами, происходящими в нервной системе и мозгу.
Для того, чтобы форма представляла собой информацию, важно, чтобы она имела смысл. Например, слова в языке, который мы не можем прочитать, не имеют для наст смысла и, следовательно, не передают нам никакой информации. Грегори Бейтсон сказал: "Информация - это разница, которая имеет значение". Но если быть более точным, мы должны скажем так: информация - это различие формы, которое проводит различие содержания, то есть значения. (Так, например, разница в формах букв на печатной странице обычно имеет значение в том, что они значат).

Смысл - это деятельность информации

Как информация связана со смыслом? Чтобы углубиться в этот вопрос, полезно рассмотреть понятие активной информации. В качестве примера возьмем радиоволну, форма которой несет информацию, представляющую либо звук, либо картинки. Сама радиоволна имеет очень мало энергии. Приемник, однако, имеет гораздо большую энергию (например, от источника питания). Структура радио такова, что форма, переносимая радиоволной, накладывается на гораздо большую энергию приемника. Форма в радиоволне, таким образом, буквально "информирует" энергию в приемнике, то есть вкладывает свою форму в эту энергию, и эта форма в конечном итоге трансформируется (что означает "перенос формы") в родственные формы звука и света. В радиоволне форма изначально неактивна, но поскольку форма входит в электрическую энергию приемника, мы можем сказать, что информация становится активной. В общем, эта информация потенциально активна только в радиоволне, но она становится действительно активной только тогда, когда и где есть приемник, который может ответить на ее собственную энергию.Аналогичное явление имеет место и в компьютере. Форма удерживается в кремниевых чипах, которые имеют очень мало энергии, но эта форма входит в гораздо большую энергию общей деятельности компьютера и может даже действовать вне компьютера (например, на корабле или самолете, управляемом автопилотом, управляемым информация в радиолокационных волнах).
Во всех этих случаях мы рассматривали устройства, созданные людьми, которые активно реагируют на информацию. Однако в современной молекулярной биологии предполагается, что молекула ДНК представляет собой код (то есть язык), и что молекулы РНК "читают" этот код и, таким образом, фактически "информированы" о том, какие белки они должны создать. Таким образом, форма молекулы ДНК входит в общую энергию и активность клетки. В любой данный момент большая часть формы неактивна, так как только определенные ее части могут быть "прочитанными" РНК, в зависимости от стадии роста и обстоятельств жизни клетки. Здесь мы имеем случай, когда понятие активной информации не зависит ни от чего, построенного людьми.
Это показывает, что идея активной информации не ограничивается человеческим контекстом, и предполагает, что такая информация может применяться довольно широко.
Понятно, конечно, что понятие активной информации также относится непосредственно к человеческому опыту. Для например, когда форма дорожного знака воспринимается мозгом и нервной системой, эта форма непосредственно активна как смысл (например, если дорожный знак говорит "стоп", человек останавливает машину). Еще более ярким примером является человек, который встречает тень в темную ночь. Если этот человек
предыдущий опыт таков, что можно предположить, что по соседству могут быть нападающие, такое значение может быть немедленно отнесено к этой форме. Результатом будет обширная и мощная деятельность ума и тела, включая выработку адреналина, напряжение мышц и увеличение частоты сердечных сокращений. Но если при ближайшем рассмотрении этот человек увидит дополнительные доказательства, указывающие на то, что это всего лишь тень, вся эта деятельность прекращается, и тело и ум снова становятся спокойными. Тогда ясно, что любая форма, которой может быть приписан смысл, может представлять собой информацию. Она, как правило, потенциально активна и может стать действительно активной в уме и теле человека при подходящих условиях.
Такие отношения деятельности в уме и теле были названы психосоматическими, где "психика" означает "ум" или "душа" и "сома" означает "тело". Это предполагает две отдельные системы, которые взаимодействуют. Но примеры, которые мы обсуждали, указывают на гораздо более тесные отношения, чем простое взаимодействие отдельных сущностей. Скорее, предполагается, что они являются всего лишь двумя сторонами или аспектами общего процесса, разделенными мысленно для удобства анализа, но неразрывно соединенными в реальности. Тогда я хотел бы предположить, что активность, виртуальная или реальная, в энергии и в соме и есть смысл  информации, а не так, что информация влияет на сущность, называемую умом, которая, в свою очередь действует так или иначе на материю тела. Таким образом, связь между активной информацией и ее смыслом в основном похож на различие между формой и содержанием, которое, как мы знаем, является разницей без реального различия или разделения между различаемыми элементами.
Чтобы помочь сосредоточить внимание на этом различии, я предложу термин "сома-значение" вместо психосоматика. Делая это, я обобщаю понятие сомы, чтобы включить всю материю. Каждое проявление материи имеет форму, и эта форма имеет смысл (по крайней мере, потенциально, если не на самом деле). Итак, мы видим, что, как правило, сома имеет большое значение. Но, в свою очередь, это значение может привести к дальнейшей соматической активности (например, как с тенью в темную ночь). Мы назовем эту деятельность сигна-соматической. Итак, у нас есть два неразделимых движения сомы, что становятся значимыми, а значение - соматической деятельностью.Это справедливо не только для людей, но и для компьютеров (например, компьютеры теперь могут "распознавать" формы и действовать таким образом, который отличается в зависимости от различий в форме). Точно так же РНК в клетке может реагировать на форму ДНК, так что "сома" ДНК становится значимой, и это действует сигна-соматически на производимые белки, которые различаются в зависимости от различий в форме ДНК. Итак, действие сомы-значения, таким образом,  как значимое и знакосоматическое может быть распространено за пределы области человеческого опыта и даже за пределами области устройств, созданных людьми.
Важно учитывать тот факт, что деятельность смысла может быть только виртуальной, а не актуальной. Виртуальная деятельность - это больше, чем просто потенциальность. Скорее, это своего рода приостановленное действие. Например, значение слова или любой другой формы может действовать как воображение. Хотя нет видимого внешнего действия, тем не менее, все еще существует действие, которое, очевидно, включает в себя соматическую активность мозга и нервной системы, а также может включать гормоны и мышечное напряжение, если значение имеет сильный эмоциональный заряд. Однако на каком-то этапе это действие может перестать быть приостановлено, так что внешнее действие не имеет результатов. Например, при чтении карты формы на бумаге представляют собой информацию, а их значение воспринимается как совокупность виртуальных действий (например, в воображении), представляющих действия, с которыми мы можем занять территорию, представленную на карте. Но среди них только один будет актуализирован внешне, в зависимости от того, где мы находимся в данный момент. Таким образом, информация на карте потенциально и практически активна во многих отношениях, но на самом деле и внешне активна максимум в одном. Если, однако, мы не можем найти места, по крайней мере на данный момент, к которым карта действительно имеет отношение, вся такая внешняя деятельность может быть приостановлена. Как уже указывалось, такого рода приостановление внешней деятельности - это все еще вид внутренней деятельности, которая вытекает из общего смысла доступной информации (которая теперь включает в себя осознание того, что нет места, к которому карта на самом деле привязана актуально).  В более общем смысле все действие (включая то, что называется бездействием) происходит в данный момент времени непосредственно и немедленно в соответствии с тем, что общая ситуация означает для нас в этот момент. Это  не значит, в частности, что мы сначала воспринимаем смысл информации, а затем выбираем, действовать или не действовать соответственно. Скорее, постижение смысла - это в то же время совокупность действий в данном вопросе (даже если это должно включать действие приостановки внешней деятельности).
Эту неразрывную связь смысла и действия можно понять более подробно, рассмотрев, что смысл указывает не только на значение чего-либо, но и на  наше намерение по отношению к этому. Таким образом, " я имею в виду "сделай что-нибудь" означает "я намерен это сделать". Это двойное значение слова "смысл" - не просто случайность в нашем языке, но, скорее, оно содержит важное понимание общей структуры значения. Чтобы подчеркнуть это, мы сначала отметим, что намерение обычно возникает из предыдущего восприятия значения или смысла определенной общей ситуации. Это дает все соответствующие возможности и подразумевает причины для выбора того, что из этого лучше. В качестве простого примера можно рассмотреть различные продукты, которые можно есть. Фактический выбор может быть сделан в соответствии со значением пищи как чего-то, что вам нравится или не нравится, но это может зависеть от значения знаний о питательных качествах пищи. В более общем плане такой выбор, действовать или не действовать, будет зависеть от совокупности значения в данном моменте. Источник всей этой деятельности включает в себя не только восприятие и абстрактное или явное знание, но также и то, что Поланьи называл неявным знанием; т. е. это знание, содержащее конкретные навыки и реакции, которые не конкретизируются в языке (как, например, при езде на велосипеде).
В конечном счете, именно вся эта значимость, включая всевозможные потенциальные и виртуальные действия, порождает общее намерение, которое мы ощущаем как чувство готовности реагировать определенным образом. Однако следует иметь в виду, что большая часть смысла в этом процессе неявна. Действительно, что бы мы ни могли сказать или сделать, мы не можем описать в деталях больше, чем очень малую часть общего значения, которое мы можем чувствовать в любой момент. Более того, когда такое значение порождает намерение, оно тоже будет почти полностью подразумеваться, по крайней мере, в начале. Например, то, что подразумевается в настоящем намерении писать или говорить - это целая последовательность слов, которые человек не знает подробно, пока он действительно не произнесет или не напишет их. Более того, в разговорной или письменной речи эти слова не выбираются по одному. Скорее, многие слова, кажется, заключены в любом данном сиюминутном намерении, и они возникают в естественном порядке, который также предполагается.
Таким образом, смысл и намерение рассматриваются как неразрывно связанные, как две стороны или аспекты одной деятельности. На самом деле, они не имеют четкого существования, но ради описания мы различаем их (как мы сделали также с информацией и смыслом). Смысл разворачивается в намерение, а намерение - в действие, которое, в свою очередь, имеет дальнейшее значение, так что существует, в общем, круговой поток, или цикл. Значение и намерение тесно связаны со смыслом и ценностью. Таким образом, сказать "Это очень много значит для меня" означает "Это имеет очень высокую ценность для меня". Слово "ценность" имеет тот же корень, что и доблесть, и поэтому предполагает некий вид силы или добродетели. Вообще говоря, то, что имеет для нас широкое и глубокое значение, даст подняться до чувства ценности, которое пробуждает в нас какой-то отклик и наполняет нас соответствующей силой или интенсивностью энергии, необходимой для выполнения нашего намерения. Без такого чувства ценности у нас будет мало интереса и энергии, и наши действия будут иметь тенденцию быть слабыми и неэффективными. Так же ясно, что значения, подразумевающие какую-то высокую ценность, приведут к сильным и твердым намерениям. Когда такие намерения сосредоточены на определенной цели или ценности (опять же, в зависимости от общего смысла), они называются волей. Таким образом, намерение, ценность и воля могут рассматриваться как ключевые аспекты сома-значимого и сигна-соматического цикла. Из этого следует, что все три из них вместе со смыслом текут и сливаются друг с другом  в непрерывном движении. Различия между ними только в мысли. Эти различия полезны в попытках понять и рассказать об этом процессе, но не следует воспринимать их соответствующим каким-либо реальным разделениям между ними.
До сих пор мы обсуждали, как уже известные значения участвуют в описанном выше цикле. Вообще говоря, такие значения имплицитно содержат предрасположенность действовать соответствующим образом. Таким образом, если наш взгляд на дорогу предполагает, что она ровная, наши тела немедленно будут расположены идти соответственно. Более того, если на дороге есть неожиданные выбоины, они могут "сбить нас с толку", пока мы не увидим смысл новой ситуации и, таким образом, немедленно изменим расположение наших тел. Все значения действительно подразумевают (или предполагают) различные виды такой предрасположенности действовать (или не действовать), и они являются неотъемлемой частью сигна-соматической активности смысла. До тех пор, пока действие, вытекающее из данного набора таких уже известных значений, является когерентным и соответственно, такого рода предрасположенность будет постоянно усиливаться, пока не станет привычкой или фиксированной диспозицией. Но рано или поздно возникнет ситуация, в которой эта диспозиция больше не подходит. Тогда необходимо приостановить старые диспозиции и наблюдать, учиться и воспринимать новый смысл,
подразумевая новую диспозицию.
В качестве примера рассмотрим очень маленького ребенка, для которого яркие предметы всегда означали добро, счастье, приятное возбуждение и т.д, в которых подразумевается расположение протянуть руку и ухватиться за такие объекты. Предположим теперь, что ребенок впервые сталкивается с огнем и действует в соответствии с его привычной диспозицией. Он обожжется и уберет руку. В следующий раз, когда ребенок увидит огонь, изначальная склонность тянуться к нему будет подавлена памятью о боли. Когда действие таким образом приостанавливается, ментальная энергия в намерении действовать будет стремиться уйти на вызов образов предыдущего опыта работы с такими объектами. Они будут включать в себя не только изображения многих приятных ярких объектов, но и воспоминание об огне, которое было приятным, когда испытывалось достаточно отдаленно, но болезненным в опыте контакта. В некотором смысле эти образы теперь представляют собой новый уровень соматической формы, напоминающий об изначальных объектов, но более тонкой природы. Эта форма как бы "сканируется" или просматривается с еще более глубоким и тонким уровнем внутренней активности. Мы еще раз подчеркиваем, что в таком процессе то, что ранее было смыслом (т. е. образы и их значение) теперь рассматривается как соматическая форма. Ребенок может оперировать этой формой, как бы она могла оперировать формами обычных объектов. Таким образом, ребенок способен следовать образу огня, так как он становится ближе, и в определенный момент он вызывает основанный на памяти образ боли. Из этого возникает новый смысл, позволяющий ребенку решить проблему определения соответствующего отношения к огню, без опасности снова обжечься. В этом новом значении огонь приятен, когда рука находится достаточно далеко, и болезнен, когда находится слишком близко. И возникает новое расположение, которое состоит в том, чтобы подходить к огню более осторожно и постепенно, чтобы найти "лучшее" расстояние от него. Если ребенок участвует во многих подобных опытах обучения, возникает еще более тонкая и более общая склонность учиться  таким образом, подходя ко всем видам объектов. Это позволяет легко и умело использовать воображение во множестве различных контекстов для решения широкого круга проблем такого общего характера.
Ясно, что этот процесс может быть перенесен на еще более тонкие и абстрактные уровни мышления. На каждой стадии, то, что раньше было относительно тонким смыслом, теперь может, как и в случае с огнем, рассматриваться как относительно соматическая форма. Последнее, в свою очередь, может породить намерение действовать в соответствии с ним. Таким образом, намерение способно порождать постоянно меняющуюся последовательность образов с еще более тонкими значениями. Это происходит способами, похожими на те, которые имели место с изображением огня. Очевидно, этот процесс может продолжаться бесконечно, до уровней все большей тонкости. (Слово "тонкий" основано на корне означает "тонко сплетенный", а его значение - " разреженный, высокоочищенный, тонкий, неуловимый, неопределимый и нематериальный").
Затем каждый из этих уровней можно увидеть с ментальной или материальной стороны. С ментальной стороны это информационное содержание с определенным смыслом как тонкая виртуальная деятельность. Но с материальной стороны это фактическая деятельность, которая работает для организации менее тонких уровней, и последние, таким образом, служат "материалом", на котором происходит такая операция. Таким образом, на каждом этапе смысл является связующим звеном или мостом
между двумя сторонами. Тогда предполагается, что подобные отношения сохраняются даже на бесконечно больших уровнях тонкости. Предполагается также, что эта  возможность выхода за пределы любого определенного уровня тонкости является существенной особенностью, на которой основан интеллект. То есть весь процесс внутренне не ограничен никаким определяемым образом мышления, но в принципе постоянно открыт для свежих, творческих и оригинальных восприятий новых смыслов.
Такой взгляд на предмет сильно контрастирует с общепринятым понятием, о которому я ранее упоминал, что материя и разум считаются отдельными субстанциями. Это представление, что я предлагал, что ментальное и материальное - это две стороны одного общего процесса, которые (как форма и содержание) разделены только в наших мыслях, а не в действительности. Итак, есть только одна энергия, которая является основой всей реальности. Форма, воспринимаемая на ментальной стороне, придает форму деятельности этой энергии, что позже действует на менее тонкие формы процесса, которые составляют для этой деятельности материальную сторону. Таким образом, каждая часть играет обе роли, то есть ментальные и материальные, но в разных контекстах и связях. Никогда не бывает реального разделения между ментальной и материальной сторонами на любом этапе общего процесса.
Это означает, в отличие от обычной точки зрения, что смысл является неотъемлемой и существенной частью нашей общей реальности, а не просто чисто абстрактным, "эфирным" качеством, имеющим свое существование только в уме. Или,
иными словами, в человеческой жизни, как правило, смысл - это бытие. Таким образом, если бы кто-то спросил, какого рода кем бы ни был данный индивид, нужно было бы включить все его характерные тенденции и предрасположенность к действию, которая, как мы видели, вытекает из того, что все значит для этого человека. Таким образом, наши
смыслы текут в наше существо, и поскольку соматические формы в этом существе значимы, такое бытие течет назад в смысл. Таким образом, каждый из них отражает другого. Но в конечном счете, каждый из них является другим. Для деятельности то, что порождает информацию, - это наше бытие, и это бытие - это действительность и действие, которые таким образом "информированы". Итак смысл и бытие разделены только в мысли, но не в действительности. Это всего лишь два аспекта одной общей реальности.
Ясно, что, поскольку нет предела возможным уровням тонкости смысла, существо
вытекание смысла в принципе бесконечно и неисчерпаемо. Можно также видеть, что из этого следует: еще один способ отметить, что все значения в некоторой степени неоднозначны, потому что каждое содержание зависит от некоторого контекста. Но это последнее, в свою очередь, может стать содержанием, которое зависит от еще более широкого контекста (который может включать в себя много уровней тонкости), и так до бесконечности. Таким образом, значения по своей сути неполны, и они подвержены изменениям, поскольку они включены в более широкие, глубокие и тонкие значения, возникающие в новых контекстах.
Можно посмотреть на весь этот процесс с точки зрения импликативного или свернутого порядка (который у меня обсуждается в другом месте). То есть все эти уровни и контексты смысла охватывают друг друга и могут иметь значительное влияние друг на друга. Таким образом, смысл - это постоянно расширяющаяся структура, в которой потенциальная значимость любой части всегда актуализируется включением в более широкие контексты. Он может поэтому никогда не быть полным или окончательным. В пределах того, что в любой момент было понято, всегда есть неясности, неудовлетворительные черты и неудачи действий, вытекающие из намерения соответствовать тому, что случается. Еще более глубокое намерение состоит в том, чтобы осознавать эти несоответствия и позволить всей структуре при необходимости измениться. Это приведет к движению, в котором происходит постоянное раскрытие еще большего всеобъемлющего значения. Но, конечно, каждый новый смысл, воспринимаемый таким образом, имеет некоторую ограниченную область, в которой протекают действия, и можно ожидать, что это будет соответствовать тому, что происходит на самом деле (например, как в случае с ребенком, для которого слово "яркий" означало "добро" и "счастье"). Такие ограничения в принципе могут быть расширены на неопределенный срок путем дальнейшего восприятие новых смыслов. Однако, как бы далеко ни зашел этот процесс, все равно будут пределы какого-то рода, на который будут указывать дисгармонии между нашими намерениями, как основанные на этих смыслах, и фактические последствия, вытекающие из этих намерений. На любом этапе восприятия новые значения могут устранить эти несоответствия и дисгармонии, но будут существовать пределы, так что полученные знания все еще неполны.
Тогда подразумевается то, что мы уже указали; значение способно к неопределенному расширению до еще более высоких уровней тонкости, а также всесторонности. Это действительно может иметь место, однако только тогда, когда новые значения воспринимаются свежо от момента к моменту. Конечно, такие свежие восприятия могут свободно поступать в кратковременную память, которая не содержит фиксированного содержания. Поэтому кажется естественным включить сюда кратковременную память как естественное расширение свежего восприятия. Однако долговременная память - это своего рода относительно фиксированная запись, стремящаяся иметь определенную стабильность качества. Конечно, даже долгосрочные воспоминания могут исчезать или иным образом изменяться по мере того, как их значения воспринимаются как изменение в реальном опыте. Тем не менее, когда долгосрочная память действует как основной фактор в сознании, оно не способно трансформировать свою собственную структуру фундаментальным образом. Это действительно только оограниченная способность адаптироваться к новым ситуациям (например, путем формирования комбинаций известных образов, идей, принципов и др.). Чтобы выйти за эти пределы, необходимо свежее восприятие новых смыслов. Чтобы создать новые смыслы, требуется наличие, по крайней мере, потенциально бесконечной степени внутренней и тонкости наших ментальных процессов. Но такие ментальные процессы бесконечно глубокой внутренней глубины и тонкости могут включать в себя содержание памяти вместе с остальной частью восприятия в целые, в которых, например, старые долгосрочные воспоминания могут обрести новые смыслы. Таким образом, хотя память по существу механична, когда она является основным фактором работы, она тем не менее способна, в второстепенной роли, значительно участвовать в творчестве.

Физика и активная информация

До сих пор мы фокусировались главным образом на смысле, поскольку он действует в человеке. Нам, однако видно, что понятие активной информации может быть расширено за пределы этого, чтобы применить его к радиоприемникам, компьютерам и активности ДНК в клетке. Теперь я хотел бы пойти дальше и показать, что подобное понятие может быть применимо ко всей неживой материи на уровне самых фундаментальных законов физики, которые известны из квантовой теории.
Я начну с рассмотрения одной частицы материи, например, электрона. Согласно квантовой теории, такая частица проявляет волнообразные свойства, а также частицеподобные свойства. Я предлагаю объяснить это допущением, что, хотя электрон является частицей, он всегда сопровождается новым видом волнового поля и определяется уравнением Шредингера (скорее, как уравнения Максвелла определяют распространение электромагнитного поля). Электрон, с которым мы фактически сталкиваемся, должен быть понят в терминах и частицы и поля, которое всегда сопровождает частицу.
Когда кто-то смотрит на значение уравнения Шредингера, выраженное в терминах этой модели, он видит, что это подразумевает необходимость добавить к классическим силам, действующим на частицу, дополнительный новый вид силы, выводимый из того, что я назвал квантовым потенциалом. Принципиально новые возможности квантовой теории исходят главным образом из новых свойств квантового потенциала. Из них одним из наиболее важных является то, что этот потенциал связан с волновой функцией Шредингера  таким образом, что она не зависит от интенсивности волны, а только от формы. Это подразумевает, что волна Шредингера не действует, например, как волна воды на плавающий объект, чтобы подтолкнуть частицу двигаться с силой, пропорциональной ее интенсивности. Скорее, лучшей аналогией была бы та, что мы уже рассмотрели в связи с нашим обсуждением информации - корабля или самолета на автопилоте, что управляется радиолокационными волнами. Корабль или самолет с автопилотом - это самоактивная система, т. е. он обладает собственной энергией. Но форма его деятельности определяется содержанием информацией, касающимся его среды, которое переносится радиолокационными волнами. Это не зависит от интенсивности самих волн. Мы можем аналогичным образом рассматривать квантовый потенциал как содержащий активную информацию. Он потенциально активен везде, но на самом деле активен только там, где и когда есть частица.
Мы можем проиллюстрировать, что это значит, рассматривая, что происходит со статистическим распределением электронов, которые проходят через систему из двух щелей и обнаруживаются на экране, как показано ниже. Каждый из этих электронов следует по четко определенной траектории, которая может быть математически показана перпендикулярной к волновому фронту в точке, где находится частица. Предположим, что мы рассматриваем указанную частицу, которая находится так, что проходит через одну из щелей. После этого она будет следовать по сложному пути, так что частица будет значительно подвержена влиянию квантовый потенциал, определяемый интерференцией волн из обеих щелей. Ясно, что, хотя электрон проходит только через одну щель, его движение будет зависеть от информации, поступающей из обеих щелей. Действительно, даже на таких больших расстояниях, что интенсивность волны мала, это может иметь значительный эффект, потому что, как уже отмечалось, электрон реагирует своей собственной энергией на форму волны, какой бы слабой ни была последняя, а не на ее интенсивность. Как уже отмечалось, этот ответ может сильно отражать отдаленные особенности окружающей среды, и это подразумевает определенное новое качество целостности электрона и его связи с окружающей средой, которой нет в классической физике. Таким образом, мы понимаем, что путь каждой частицы очень сильно зависит от того, открыта ли одна щель или обе (что противоречит  тому, что можно было бы ожидать в классической физике). Это предлагаемое объяснение того, как электрон может вести себя в некоторых отношениях как частица, а в других - как волна.
Таким образом, как мы видели, каждая отдельная частица следует по сложному пути, сильно зависящему от информация в форме волны, которая отражает всю окружающую среду. Тем не менее, это в конечном итоге приходит в определенной точке экрана, демонстрируя тем самым частичную природу электрона. Тем не менее, в случайном статистическом распределени электронов с одной и той же волной Шредингера мы можем видеть, как показано на рисунке, что всеэти частицы "связываются", чтобы создать распределение на экране, подобное бахроме. Поле информации в волне Шредингера отражается в статистическом распределении, и таким образом  мы понимаем, как зависимость каждой частицы в этом информационном поле приводит к волнообразному поведению статистического распределения таких частиц.
Однако эта модель подразумевает, что электрон (например) не является простым объектом, подобным бильярдному шару, но что он может иметь внутреннюю сложность, сравнимую с радиоприемником или судном, управляемым автопилотом. Однако рассмотрение такого понятия идет вразрез с общим подходом в физике за последние несколько десятилетий, в которых предполагается, что по мере того, как мы анализируем материю и разлагаем ее на все меньшие и меньшие единицы, ее поведение будет становиться проще и проще. Здесь мы подразумеваем, что в квантовой области такой подхода больше не адекватен. Скорее, ситуация больше похожа на ту, с которой сталкивается большое количество людей. Принимая во внимание, что в большой массе людей мы часто можем сделать некоторые относительно простые статистические анализы,
тем не менее, когда мы подходим к личности, мы обнаруживаем сложность и тонкость, которые бросают вызов нашей способности анализа.
Современные теоретические представления предполагают, что электрон не может быть больше, чем что-то порядка 10 - '6 см. Возможно ли иметь так много структуры в таком маленьком пространстве? Применение квантовой теории к теория гравитации предполагает, что наши обычные представления о пространстве и времени будут держаться на расстоянии порядок того, что называется планковской длиной, которая составляет около 10-33 см (за которым все наши нынешние концепции физики, вероятно, сломаются). Между электронным размером 10-'6 см и планковской длиной 10-33 см, существует диапазон масштабов, который так же велик, как и между повседневными измерениями и предполагаемым размером электрона. Таким образом, существует достаточно места для возможности необходимой структурной сложности.
До сих пор мы обсуждали только одночастичную систему. Когда мы рассматриваем много частиц таким образом, значение активной информации для квантовой теории становится еще более очевидным. Во-первых, нужно сказать, что в системе многих частиц волна Шредингера больше не способна быть представлена в обычном трехмерном пространстве. Скорее, теперь ее нужно рассматривать в пространстве нескольких измерений, называемом конфигурационным пространством, в котором для каждой частицы существует три измерения. Одна точка в этом многомерном пространстве соответствует определенной конфигурации всей системы частицы - отсюда и название, конфигурационное пространство. Невозможно непосредственно представить себе такое конфигурационное пространство. Однако, если мы вспомним, что существенное значение волны в одночастичной системе состояло в том, что она определяет вид информации, то интерпретация может быть легко распространена на многочастичную систему. Ибо хорошо известно, что информация, будучи очень абстрактной вещью, может быть организована и понята в любом количестве измерений. Это  естественное развитие идеи о том, что волну Шредингера следует рассматривать не как силовое поле, а скорее как поле информации.
Более тщательный анализ математики для этого случая показывает, что весь набор частиц теперь подвержен обобщенному виду квантового потенциала. Это зависит от поля Шредингера для всего множества тел в системе. Таким образом, мы имеем расширение этой интерпретации на систему многих тел, в которой каждая частица имеет самостоятельную активность. Однако форма ее действия теперь может зависеть от общего пула информации, принадлежащей всей системе. Активность такого общего пула информации в механистическом контексте наиболее ясно видна в сверхпроводящем состоянии в металле. Это состояние, которое может возникнуть при очень низких температурах, когда электрический ток течет бесконечно без трения, потому что электроны не рассеиваются через неровности или препятствия в металле, в котором они текут. С точки зрения этой модели, можно видеть, что в сверхпроводящем состоянии, общая часть информации индуцирует организованное и скоординированное движение, где
электроны напоминают балетный танец, в котором частицы огибают неровности и препятствия без того, чтобы быть рассеянными. Однако при повышении температуры состояние системы изменяется таким образом, что свойство сверхпроводимости исчезает. Объяснение этого заключается в том, что волновое поле Шредингера начинает распадаться на независимые факторы, представляющие отдельные пулы информации, которые применяются к аналогичным подсистемам, и в конце концов, при достаточно высоких температурах, к самим отдельным частицам. Это как если бы в балете танцоры начали распадаться на отдельные группы, которые руководствуются разными "партитурами", пока в конце концов каждый из них не стал исполнять собственный танец, не связанный с танцами других. Скоординированное состояние движения поэтому исчезает, и электроны ведут себя скорее как неорганизованная толпа людей, чем как упорядоченная группа артистов балета.
В более общем плане можно показать путем изучения математики, что поведение крупномасштабных объектов, особенно при заметных температурах, будут определяться отдельными пулами информации. Это объясняет, почему в обычном крупномасштабном опыте никто не находит доказательств этого нового организованного и скоординированного квантовомеханического поведения. Скорее, как можно показать, это последнее будет иметь тенденцию становиться значимым в основном в малых масштабах (т.е . с атомами и молекулами). Это может появиться в больших масштабах, но только в особых ситуациях, которые включают низкие температуры, или с другими необычными экспериментальными условиями, что могут быть установлены в лаборатории.
Возможность того, что многие частицы могут двигаться описанным выше способом в соответствии с общим пулом информации, подразумевает, что может быть то, что называется нелокальной связью. Как и в случае с одной частицей, это связано с тем, что квантовый потенциал не обязательно падает до пренебрежимо малого значения, когда частицы разделены даже макроскопическими порядками расстояния. На первый взгляд кажется, что такая нелокальная связь, которая может произвести своего рода мгновенный контакт удаленных частиц, нарушила бы теорию относительности, которая требует, чтобы никакой сигнал не может быть передан быстрее света. Однако можно показать, что квантовый потенциал не может быть использован для переноса сигнала, т. е. что он не может представлять собой хорошо упорядоченную серию импульсов, которые могли бы передавать четко определенный смысл. Но я не буду, однако, вдаваться в подробности на этом этапе, поскольку это не имеет прямого отношения к основной теме этой статьи.
Понятие такой нелокальной связи, очевидно,выходит довольно далеко за рамки понятий, которые были общеприняты в классической физике. Но, конечно, это совершенно рациональная идея. И действительно, я бы сказал, что большая часть сопротивления, с которым она столкнулась, носит характер предрассудка, который имеет тенденцию возникать против любого незнакомого понятия. Мы видели, что в квантовой теории квантовый потенциал в целом можно рассматривать как представление активной информации, которая может быть организована в пулах размеров, варьирующихся в зависимости от условия. В соответствии с предположением, что смысл - это деятельность, виртуальная или фактическая, которая вытекает из такой информации, мы вынуждены рассматривать движения самоактивных частиц как смысл этой информациия. Это означает, однако, что понятие активной информации и значения, которое было предлагаемо в более ограниченных контекстах (которые включают людей, компьютеры и ДНК) теперь может быть расширено до основных физических законов, которые применимы ко всей материи.
Представление о том, что смысл - это бытие, было таким образом распространено на неодушевленную материю на уровне самых фундаментальных законов физики, известных нам до сих пор. Таким образом, если бы мы спросили, что такое электрон, мы
должны были бы включить в ответ на это описание того, как он ведет себя при различных обстоятельствах. Согласно классической физике, электрон - это объект, который движется механически и отклоняется только внешними силами и воздействиями, которые в целом существенно не отражают отдаленные особенности его среды. Но согласно квантовой теории, электрон - это то, что может значимым образом реагировать на информацию, исходящую от отдаленных особенностей его окружения и этого способа реагирования, который является смыслом. Так что информация имеет важное значение для того, что такое электрон.
По аналогии с тем, что было сказано о человеческом опыте, частицы, составляющие материю в целом, могут считаться тем, что представляет собой более грубый (эксплицированный) соматический уровень активности, в то время как волна Шредингера соответствует более тонкому, более импликативному и "умственному" уровню. Однако применительно к человеческому опыту было высказано предположение, что каждый "разумоподобный" уровень можно рассматривать как соматического носителя формы, если смотреть с еще более тонкого уровня. Это будет означать, во-первых, что информация, представленная волновым полем Шредингера, "переносится" более тонким уровнем материи, который еще не раскрыт более непосредственно. Но что еще более важно, это также подразумевает, что может существовать более тонкий уровень информации, которая направляет поле Шредингера, как информация о поле Шредингера направляет частицы. Но это, в свою очередь, еще более тонкая "соматическая" форма, на которую действует еще более тонкий вид информации и так далее. Такая иерархия в принципе может продолжаться бесконечно. Это означает, конечно, что современные законы квантовой механики являются лишь упрощениями и абстракциями от огромного целого, которым мы только "царапаем поверхность". То есть в физических экспериментах и наблюдениях, проводимых до сих пор, более глубокие уровни этой тотальности еще не раскрылись.
Таким образом, мы приходим к понятию материи в целом, которое близко параллельно тому, что было предложено ранее и касается отношений разума и материи в человеческом существе. Как же тогда эти две иерархии - активная информация, материальная и ментальная, связаны? Или на самом деле существуют две различных и независимо существующих иерархии? Здесь предлагается, что на самом деле существует только одна такая иерархия. На этом, более тонком уровне, некоторые, что мы переживаем как мысли, чувства, намерение, волю и т.д., непрерывно сливаются с менее тонкими уровнями. И поэтому то, что мы переживаем как ум, в конечном счете связано, сома-значением и сигна-соматически, с волновым полем Шредингера и частицами. Таким образом, мы можем объяснить, как материя на обычном уровне познаваема через то, что называется умом, и как последний может влиять на то, что называется сомой и через это на материю в более широком смысле. Таким образом, у нас нет разделения между умом и
материей в целом. Как и в случае с информацией и смыслом, они являются двумя сторонами одного процесса, разделяемыми только в мысли, но не в действительности.
Это, конечно, подразумевает, что человеческое сознание не является чем-то совершенно вне общей вселенной материи. Но материя теперь стала обозначать тотальность бытия, и в конечном счете обрела тонкость, превосходящую все определимые
пределы. И, таким образом, ее можно в равной степени назвать умом, или умом-материей, или материей-умом. В этой одной целостности смысл обеспечивает все бытие и, действительно, все существование.

Диалог как свободный поток смыслов

Таким образом, предполагается, что могут существовать космические значения, выходящие за пределы любого человеческого индивида или даже всей совокупности человечества. Но с другой стороны, человеческие смыслы влияют не только на сому человека, который держит их, но также и на других людей, которым эти значения сообщаются. И наоборот, на каждого человека глубоко влияют как смыслы общества в целом, так и смыслы природы и космоса. Более того, такие значения передаются неодушевленной материи, как и люди в их действиях глубоко влияют на всю их среду, которая, в свою очередь, глубоко влияет на них. Таким образом, сущность всего сущего заключается в потоке смысла, который является обобщенным видом коммуникации. В этом потоке все охватывает все и разворачивается во все. Это в основном творчество, а на внешний взгляд относительно фиксированных форм происходит своего рода временная кристаллизация смысла, которая может, однако, растаять'снова в поток, когда условия меняются.
В обществе основным носителем смысла является культура, которая на самом деле является просто общим смыслом. (Таким образом, искусство, литература, наука и т.д., которые обычно считаются частями культуры, соответствуют этому понятию). Крайне важно, что формы культуры (как и формы социальной организации) не должны чрезмерно застывать, иначе общество развалится во фрагментации. Мы можем сравнить это с тем, что происходит с набором электронов в металле. Они могут двигаться вместе через организованный и согласованный общий пул информации; или же они могут распадаться на отдельные группы или даже на отдельные частицы, которые движутся в соответствии с отдельными и независимыми пулами информации. Когда человеческое общество в целом распадается на отдельные нации, религии, идеологии и другие группы, то есть много субкультур, которые в значительной степени игнорируют друг друга, и таким образом, все разваливается, потому что нет общего пула общего смысла• В конце концов, это заходит так далеко, что в значительной степени каждый индивид, по-видимому, имеет отдельный и независимый пул значений, который, в свою очередь, может фрагментироваться на множество моментоа. Такой человек чувствует себя одиноким, даже в присутствии других, ибо без общего более глубокого, более внутреннего и более тонкого смысла люди имеют только довольно поверхностные, грубые механические отношения.
Одна из наиболее важных причин, почему такая фрагментация сохраняется, заключается в том, что каждый человек, каждая группа, и т. д. как правило, жестко придерживаются определенных базовых значений, которые по сути не подлежат обсуждению. Таким образом, когда люди встречаются в группах, цель состоит либо в том, чтобы заверить других в своей собственной позиции, либо в том, чтобы убедить их принять ее. Очень часто это приводит к конфронтации, в которой никакое реальное общение невозможно, или, в лучшем случае, ведет к соглашению, которое опять же довольно поверхностно. То, что здесь требуется, - это подлинный диалог. Слово диалог основано на греческом значении "dia" ‘через" и "логос" означают "слово". Но то, что здесь обозначается, - это не слово как таковое (то есть звук), но его смысл. Диалог - это свободный поток смысла между людьми. Мы можем использовать здесь образ: поток течет между берегами. Для диалога важно то, что, хотя человек может предпочесть определенную позицию, другой не придерживается ее. Это не подлежит обсуждению. Такой человек готов слушать других с достаточной симпатией и интересом, чтобы правильно понимать смысл позиции другого и готов изменить свою точку зрения, если есть веская причина для этого. Очевидно, что для этого необходим дух доброй воли или дружбы. . Это не совместимо с духом, который является конкурентным, или агрессивным.
Если люди способны участвовать в реальном диалоге, то может быть свободный поток смыслов, в котором возникает творчески новый общий пул, который позволяет группе двигаться вместе по согласованному интеллектуальному пути. Это произойдет, когда люди смогут столкнуться со своими разногласиями без конфронтации или вежливого избегания вопроса, и когда они готовы вместе исследовать точки зрения, под которыми они не могут лично подписаться. Если они могут таким образом участвовать в диалоге, свободном от уклонения или гнева, они обнаружат, что ни одна фиксированная позиция не настолько важна, чтобы ее стоило удерживать за счет блокирования креативности самого диалога. Если бы такое могло произойти в больших масштабах, это составило бы революционное преобразование самой природы культуры и даже самого сознания. Я надеюсь, что в ходе чтения и обсуждения идей в поисках смысла мы сможем не только исследовать природу диалога как свободного потока смысла, но также чувствовать побуждение участвовать в реальном диалоге такого рода, который должен был начаться  здесь. Таким образом, мы можем увидеть на самом деле, является ли понятие о том, что смысл - это бытие, актуальным или нет.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn