Армения. Рыбалка от Еревана до Севана

Рыбаков Андрей Станиславович
   Когда разговор заходит об Армении, лично мне сразу вспоминаются советские мультики. Ну, те, про «доброго» волшебник Ээха и в котором русалка поёт: «Оставайся, мальчик, с нами, ты будешь нашим королём!»
   Сейчас Армения – заграница, но сюда без проблем можно попасть по российскому паспорту, чем я и воспользовался.
   Из дождливой Москвы до солнечного Еревана лететь по времени меньше, чем на электричке добираться до той же Тулы. Только удобно устроился в кресле «Боинга», съел аэрофлотовский бутерброд, а в иллюминаторе – вот он, легендарный Арарат! Сверкает заснеженной вершиной под лучами утреннего солнца.
   Ереван какой-то уютный. Старинная архитектура, утопающие в зелени улицы, бабушки, с балконов, внимательно наблюдающие за прохожими. На тротуарах – царство торговли, как в Москве девяностых. Тут и коробейники, и фрукты-овощи, и цветочные палатки, в которых свежие розы нежатся под специальными водяными распылителями. Картину дополняют оформленные в национальных мотивах ресторанчики и кафе.
                Река Раздан.
   По предварительным планам рыбалка у меня задумывалась на озере Севан и в Ереванском озере, которое находится в черте города. Про Ереванское озеро я видел ролик в Интернете. Рыбак ловил тут  карасей. Караси клевали, но меня неприятно поразили кучи мусора на берегу.
   Водитель такси, который вёз из аэропорта «Звартноц» в гостиницу, категорически предостерёг от рыбалки и купания в этом озере:
   - Ты видишь хоть одного рыбака на берегу?  Все стоки и канализацию сюда сбрасывают! У твоего отеля есть речка Раздан, там и лови. Рыба есть, пройдёшься по берегу – найдёшь удобные для рыбалки места. А искупаешься в Севане.
   Не мудрствуя лукаво, я решил посвятить один день рыбалке в протекающей у отеля реке.
   Утром, позавтракав и собрав сумку, отправился к реке. Раздан, кажется, вот он, только руку протяни. Протекает через дорогу от отеля по дну ущелья. Но в горной местности расстояния обманчивы –  долго пришлось добираться, петляя по склонам.
    Рядом с рекой, чуть повыше по склону, ещё и канал имеется. Ознакомившись с картой, сначала перешёл по мостику через канал, потом добрался до красивого, с высокими арками, моста через реку.
   Увидев тропинку, ведущую под мост, подумал, что если люди ходят, то, возможно, там есть местечко и для рыбалки. Как же я ошибался! Тропинка вскоре исчезла, я продирался сквозь заросли и радовался, что надел кеды вместо сланцев. Еле выбрался на шоссе, с проклятиями принялся выбирать из носков колючки.
   Дальше отправился по шоссе, поглядывая на журчащую внизу реку и срывая с деревьев сочные ягоды шелковицы. Прошёл мимо стадиона, каких-то закрытых кафе, толпы культуристов, которые занимались на расположенных прямо у реки тренажёрах. По уму у них тут всё устроено: мостик через реку, самодельный бассейн-купальня.
   По пути присмотрел несколько местечек, решил начать с самого дальнего, постепенно перемещаясь обратно к отелю.
   Река Раздан быстрая, с каменистым дном, в этих местах чуть пошире той же Пахры у самых её истоков.
  По камням пробрался сквозь заросли к более-менее глубокому месту и с удивлением увидел на противоположном берегу местного рыболова. Оказалось, что напротив расположен парк с детской железной дорогой, рыбак ловил с высокой каменной набережной. Снасть – телескопическое удилище, грузило на конце лески, чуть выше – 2 поводка. Насадка – червь. Поплавка нет, поклёвка чувствуется рукой.
   Закинул донку – сразу зацеп. Ясное дело – река горная, одни камни на дне. Настало время опробовать мою обновку – телескопическую маховую удочку. Когда увидел её в магазине, то влюбился с первого взгляда. Четыре метра длиной, в сложенном состоянии размер этой красавицы – от кончиков пальцев руки до локтя. Компактная, лёгкая, мне как раз нужна была такая для путешествий. Ничего лишнего, леска не путается за кольца.
Оснастка хранится  на отдельном мотовильце, крепится карабинчиком к петельке на кончике удилища.
   Поплавок бальсовый, грузоподъёмностью меньше грамма. Крючок № 14, соответствующее грузило, поводок диаметром 0,1 мм. Ну не может на такую снасть не клюнуть! И, действительно, поклёвки были через проводку. На опарыша ловилась разнообразная мелюзга: рыбки, похожие на гольцов, но поисковик определял их как быстрянок; рыбки, похожие на пескаря, но Интернет пишет – голец. Несовершенен ещё компьютерный интеллект, к сожалению, а местные рыболовы знали названия рыбёшек только по-армянски.
   Где  взял насадку? Постоянные мои читатели знают, что черви и опарыши путешествуют со мной из Москвы в багаже.
   Новая удочка – выше всяких похвал, как продолжение руки. Ловить – одно удовольствие, не устаёшь  от постоянных забросов.
   Второе обловленное местечко –  ржавый металлический мост без перил. С него забросил донку, насадив на один крючок червя, на второй – пучок красных опарышей. Держал удилище в натяг, не давая грузилу зацепиться за камни на дне. Поклевка определялась «теребуньканьем» по кончику удилища, клевала всё та же мелочь. 
   Третье место -  снова у моста, на противоположном берегу какое-то недостроенное каменное кафе с деревянной верандой. Тут уже сидели два рыболова, сказали, что в реке ловится карась, чем меня сильно удивили.
   Потешил себя ловлей в проводку, наслаждаясь не столько выловленной мелочью, сколько идеально настроенной снастью.
   В обед под палящим солнцем поплёлся вверх по склону  к отелю. Над рекой возвышается церковь святого Саркиса, у входа – фонтанчик с питьевой водой. После путешествия по жаре припал я к этому фонтанчику, и показалось, что в жизни не пил воды вкуснее и слаще. 
                Севан.
   Конечно, хотелось бы написать, что на Севане ловил килограммовую форель, но врать читателю как-то не привык. Всё очень плохо – пара карасиков. И то, как обычно, выручила тончайшая снасть.
   Давид, таксист, который вёз меня из аэропорта, подрядился отвезти и на Севан.
   - Возьмём котелок для ухи, специи, свежих овощей, хлеба. Наловим рыбы, сварим уху, на костре запечём.
  Жизнь научила не загадывать заранее. Я, было, попытался намекнуть Давиду про шкуру неубитого медведя, но куда там…
   - Купим пару морковок и зелень. Будем брать продукты на окраине города, где местные покупают – так дешевле.
   Пару морковок и зелень оказались пакетами картошки, лука, моркови, огурцов, помидоров, перца. Ещё пакет соли, хлеб, пук зелнени… Да, не ищем мы лёгких путей, как выяснилось. Одно лишь утешает – за всё это великолепие уплачена сумма, эквивалентная стоимости в Москве килограмма огурцов и помидоров.
   Ереван расположен на высоте около километра над уровнем моря, озеро Севан – уже около двух. Ехать чуть побольше часа, дорога идёт через горный перевал, потом ныряет в аллею тополей, бежит по зарослям облепихи. По обочинам продают грибы и облепиховый сок.
   Давид рассказывает, что работы нет, цены выросли. Показывает город Гагарин (оказывается, такой есть не только в Смоленской области), в котором после развала СССР осталось совсем мало жителей.
   По пути заправляемся газом. Бензин стоит порядка доллара за литр, плохого качества, и большинство местных переводит авто на газ.
   Итак, практически на месте. Давид говорит, что ловить будем у моста на той же речке, что течёт у моего отеля, только в этом месте она вытекает из Севана.  Якобы, чтобы ловить на самом озере, нужно далеко заплывать на лодке.
   Ширина реки – хороший спиннингист забросит блесну под кусты на противоположном берегу. Здесь народ вчера ловил карася, усача и каких-то неведомых рыб, название которых по-русски никто не знает.
   Если в Ереване жарко, то здесь прохладно, сильный ветер. Возможно, он-то и повлиял на отсутствие клёва. Ну да рыбакам свойственно во всём искать причину своих неудач.
   Довольно крутой берег, за спиной – редкие невысокие сосенки. Стадо коров после водопоя с удовольствием «заминировало» все окрестные полянки.
   Вода прозрачная, дно поросло водорослями, глубина – чуть ли не 15 метров. Подсаживал на крючки донок кругляшки разноцветного пенопласта, чтобы насадка хоть как-то всплывала из растительности.
   Итог рыбалки – до обеда видел всего одну поклёвку.
   - Наловим! – уже как-то неуверенно предрекал Давид.
   Вегетарианские обеды в моей жизни можно посчитать по пальцам одной руки. Этот обед был как раз вегетарианский, благо овощей – полный багажник.
   Во второй половине дня съездили к Севану, поднялись на гору к монастырю Святых Апостолов. Конечно же, искупался, повергнув в шок теплолюбивых армян.
   Ближе к вечеру расположились ловить метрах в трёхстах от старого места, практически у обочины дороги. Дно здесь каменистое,  что стоило мне оторванной оснастки и сломанного удилища.
   Народ прибывал, садились плечом к плечу. Выяснилось, что на этом месте вчера один за другим брал карась, и мальчик, рыбачивший рядом со мной, поймал восемнадцать штук.
Местные снасти: поплавок для дальнего заброса, крюк и леска-трос. Ни у кого не клюёт. Не удивительно, что на мою оснастку с тонюсенькой леской и маленьким крючком здесь удалось-таки вымучить пару карасиков.
                Азатское водохранилище и экстремальная уха.
   Давид про это водохранилище не знал. Мы просто ехали на какую-то горную речку мимо посёлков с утопающими в садах домами из каменных блоков. В некоторых посёлках на столбах и возвышенностях часовыми в своих гнездах застыли аисты, оберегая взрослых уже птенцов.
   Водохранилище блеснуло водной гладью где-то вдали.
   - Как тебе? Давай свернём?
   Мне сначала идея не понравилась, но свернули. Кругом горы, чахлая растительность, вдоль дороги – плантации оливковых деревьев. Водохранилище окружено горами, на склонах которых из растительности – одна трава. Солнце печёт, а на берегу через каждые десять метров машины и рыбаки, выуживающие карасей. У впадающего в водохранилище ручья собрались поплавочники, а дальше, вдоль берега – фидеристы.
   Забросил свои донки – клюёт на всё! На червя, на опарыша, на кукурузу. Экспериментировал с насадкой, оставлял на крючках только шарики пенопласта – и тогда клюет, но реже.
   Клевать-то клюёт, но вот подсечь… Ладошечный карась клюёт неожиданно, резко, но не сильно.  И если поклёвку эту прозевал – всё, наживка сорвана и съедена. Местные рыбаки к такой поклёвке приноровились, мне же понадобилось время. В итоге просто устал постоянно менять насадку на двух донках, оставил одно удилище с двумя поводками и грузилом на конце лески, а через некоторое время всё-таки нашёл свой «метод против Кости Сапрыкина». Отказавшись от сигнализаторов, держу удилище в руке с натянутой леской. Как только чувствуется  потяжка - сразу резкая подсечка.
   Не смотря на жару, мало кто стремиться покинуть берег во время клёва, рыбаки ахлько подъезжают. Вот семья на «Мерседесе». Высадили дедушку со снастями, солидный папа завёл степенный разговор с моим соседом, паренёк школьного возраста играет с весёлой собачкой по кличке Леди. Для собаки, видимо, выезд на водохранилище стал настоящим событием. Она отчаянно «болела» при вываживании очередного карася, бесстрашно облаивала плещущуюся в садках рыбу, а вот от предложенного мною (с разрешения хозяев) карасика отказалась.
   Все рыболовы у воды предусмотрительно были в широкополых головных уборов, а у меня, впервые в жизни, сквозь короткую причёску обгорела кожа на затылке.
   Предлагаю Давиду, тем временем ловившему в компании поплавочников, поехать на какую-нибудь реку и сварить уху.
   Поехали не куда-нибудь, а в ущелье «Симфония камней». Стены ущелья необычные, природа создала как будто трубы каменного органа.  Кругом отдыхающие. Мы, забрав из машины продукты, отправились вниз по реке, стремясь найти местечко с минимум соседей. Когда, наконец, расположились, то выяснилось, что пакет с рыбой остался в машине – поплелись обратно в гору. Давид всё переживал, что за разведение костра в таком месте могут оштрафовать, я же понадеялся на русский авось.
   Нашли местечко у реки, спустились по камням, расположились между двумя семьями с детьми. Соорудил очаг из камней, развел костёр, Давид тем временем почистил рыбу. Алюминиевую кастрюльку с двумя ручками кое-как прикрутил проволокой к палке, заложил продукты и поставил на огонь.
   Вот ингредиенты ухи по-армянски:
   - вода из горной реки;
   - рыба;
   - молодая картошка, клубней 6 на кастрюльку;
   - стручок острого зелёного перца;
   - 1 морковка;
   - 1 луковица;
   - несколько зубчиков чеснока;
   - соль по вкусу.
   Зелень и один нарезанный помидор добавляют после кипения. Ни перца горошком, ни лаврушки не кладут. Предупреждаю сразу – уха довольно острая. Кто такую не любит – не добавляйте зелёный перец, а воспользуйтесь приправами для обычной ухи.
   С дровами тут беда, но мы справились – наломали сухих веток с деревьев, и за все хлопоты и переживания были вознаграждены дегустацией наваристой ухи под дым костра и шум кристально чистой горной реки.
   В заключение – несколько советов путешественникам по Армении.
   На момент поездки курс рубля к местной валюте драму составлял примерно 1 к 7.
   Как уже писал ранее, бензин здесь дорогой и плохого качества. Зато дешёвые фрукты и овощи – наслаждайтесь!  Как утверждают местные жители, всё натуральное, выращено без химии.
   Сувениры я покупал в ближайшем супермаркете, даже оформил  дисконтную карту. Тут дешевле, чем в сувенирных лавках. В супермаркете большой выбор местных коньяков,  вин, в том числе и в подарочных коробках. Здесь же я приобрёл домой орехи и сухофрукты в красиво оформленных плетёных корзинках, чурчхелу.
   Прекрасно кормят в ресторанах и кафе,  гораздо дешевле, чем у нас. Можно насладиться вкусом национальных блюд под национальные же танцы.
   Замечательная шаурма, цены низкие, а порции – огромные.
   Народ доброжелательный, практически все говорят по-русски. А вот надписи или по-армянски, или с английским дубляжом.
   Всем запоминающихся путешествий и трофейных рыбалок!
                Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк