Диалоги о религии. 18. Оскорбление чувств

Виктор Гаврилов Степ
18. Оскорбление чувств

– Дорогая, как хорошо, что наши дети уже взрослые!
– Да, конечно, но у нас есть маленькие внуки…
– Ну, не такие уж и маленькие, и они уже хорошо понимают, что Дед Мороз, это сказочный герой, и что его на самом деле не существует!
– Конечно понимают, они же живут не в лесу, и общаются со сверстниками, да и вообще, я думаю нынешние дети гораздо умнее, благодаря умным телефонам.
– Значит я могу высказать своё недовольство Дедом Морозом, не травмирую детских чувств.
– А Дед Мороз то, тебя каким боком задел???
– Ну вот посмотри, он живёт в России, а работает всего один день в году. Закупает где-то подарки, наверно у него есть какой-то фонд! И никто его не контролирует, как он деньги фонда тратит. И ведь подарки он не всем детям приносит….
– Дорогой, отодвинься от батареи, ты явно перегрелся…
– Да я ещё половины его грехов не назвал…
– Всё тормози, я ничего не понимаю, о чём ты говоришь?
– Ну ведь я могу его критиковать, ведь так?
– Да, пожалуйста. Наверно ты даже можешь его побить, если дотянешься. Ведь он сказочный герой, его же нет на самом деле, он не обидится.
– Вот и я думаю, если его нет, и я его критикую, то я критикую не его, а его творцов, авторов, писателей этих сказок. Так?
– Конечно.
– И я не оскорбляю чувств детей?
– Нет, не оскорбляешь. Если его очеловечивать, то конечно многое будет странно. Например, то, что он живёт целый год неизвестно где…
– Значит слово Богохульство неправильное слово.
– Ну у тебя и повороты!? Какая связь с Дедом Морозом?
– Слово «Богохульство», говорит о том, что кто-то хулит бога, а ведь бог — это литературный герой, и атеист просто практически никак этого сделать не может. Он же знает, что бога нет! Он не может критиковать того, кого нет! Он может критиковать только автора, который написал нелепости про своего литературного героя. Так?
– Что-то в этом есть, мне надо переварить…
– Ведь бог может быть где-то и есть, но то как его описывают очевидцы, не выносит никакой критики. И виноват не Бог, а его биографы. Так что я "религиокритик", а никак не богохульник.
– Да, я поняла твою мысль: «Критикуя религию ты критикуешь тех, кто её сочинил, а не их литературных героев». Эта критика ничем не отличается от критики Деда Мороза, или Старика Хоттабыча! Это всё что ты хотел сказать?
– Нет, есть ещё такое понятие, как «Оскорбление чувств верующих», это ведь тоже неправильно. Получается, что у верующих чувства есть, а у остальных их нет? А надо просто говорить: "Оскорбление чувств", это будет точнее. Ведь так?
– Да, конечно! А иначе это дискриминация неверующих...
– Весьма интересно и то, а какие именно чувства верующих оскорбляются? Ведь это могут быть только этические чувства. Например, чувство гордости за свою веру? Но нет, ведь это «гордыня», и это смертный грех. Может чувство принадлежности к чему-то великому, и значит чувству превосходства верующего над другими? Но это опять гордыня…
– Да! Другие, оскорбляемые, чувства у верующих трудно придумать… Если только раболепие! Постой, но ведь там, по сути, говорится не про чувства, а про убеждения…
– Вот-вот! Ты это поняла сама! Получается, что оскорбляются убеждения, а никак не чувства. А вот любые убеждения критиковать никто не запрещал, тем более, если они основаны на сказочных сюжетах, и совершенно не поддаются логическим объяснениям…. Это как разные партии с разными убеждениями, и они критикуют друг друга, так что «дым коромыслом». И при этом, ни о каких чувствах речи не идёт, главное правда и справедливость, все бьются за неё!
– А правда и справедливость стоят того чтобы за них биться!
– О, Анна, да вы похоже уже готовы вступить в чьи-то ряды борцов за справедливость! Так держать!