Главы из книги Цветок от Матроны 8

Евгений Дегтярёв
Яви свою силу...

    В том году,  у меня  был удивительный курс, -  таких серьёзных, вдумчивых студенток, и в таком количестве, я уже давно не встречал. Были и ребята, человек пять (на три группы),  но они ничем не запомнились. А вот девчонки…

     Кроме «Культурологии», читал им «Историю религий», уделяя особое внимание христианству и  исламу, двум доминирующим в регионе конфессиям. Часов было не много, на один семестр.  Конечно, это был не просто исторический экскурс.  Одной из главных проблем, специально поднятой мною была: вера и неверие. При этом, старался «не лезть в душу»,  а корректно исследовать эту щепетильную тему, но общие вопросы истории, традиции и культуры всё равно выводили на глубоко личностные переживания в этой непростой сфере «тонких» материй.  Невозможно говорить о вере, не учитывая личный опыт её ощущения и постижения. А о Боге?
 
     Как меня «информировали» – было интересно. Студенческую активность, повышенный градус дискуссии  связываю не столько с внутренней свободой, которой  стало несоизмеримо больше у студенчества нового века в сравнении со студиозами 90-х, сколько  с жизненной актуализацией многих, ранее «проходных» в этой области тем и какой-то особой, задушевной атмосферы сложившейся на наших семинарах.   
     Давно я не получал такое удовольствие от дела.
     Как жалко, что не сохранились  письменные работы в которых  эти молодые люди так удивительно   раскрывались.   
     Какие это чистые и светлые души! Я просто упивался этими встречами, и они стали чем-то большим, чем просто семинарами или коллоквиумами по расписанию.

     И не мог не заметить этой худенькой  девушки, очень модно одетой, то ли чеченки, то ли дагестанки. Её огромные  глаза, на тонком, почти прозрачном лице, часто скрываемые непослушной чёлкой роскошной копны иссиня-черных волос, словно гипнотизировали меня. Всегда в одиночестве, на последней парте, она никогда не участвовала в наших словесных баталиях,  и только слушала. Но несколько раз  в её глазах закипали слёзы.  Я видел.  И она молча, не выдавая себя ничем, беззвучно плакала. Знаю, что нельзя задавать вопросы, нельзя обращать внимание ребят на эту её слабость. На Кавказе -  так не принято.
     Я продолжал лекцию или обсуждение каких-то проблем, и видел, что она  благодарна, признательна  мне за мою «скромность». Так, между нами, на уровне глаз, установился немой контакт. Я не знал её фамилию и однажды,  проверяя очередную письменную  работу, вместо ответа на вопросы прочитал путанную  просьбу-мольбу о желании что-то объяснить мне и о чём-то попросить. Я не сомневался, что это была она.
     Так оно и оказалось.
    
     На следующий день девушка ждала меня у входа на факультет. То, что я услышал, растрогало и, одновременно, ужаснуло меня. Растрогало, потому что эта, девчушка, по виду, почти подросток,  доверила мне, пусть педагогу, но каких много в университете, самую сокровенную и страшную тайну своей жизни. Ужаснуло…

     Она сирота, воспитывалась теткой, властной  и жестокой женщиной. Её муж и изнасиловал Ниагару, так её назовём.  Учеба в университете, как и барахло на девушке -  это не только плата за молчание, но и желание подальше с глаз убрать  свой грех. Но, девочка не могла  больше жить с этим, мучалась,  боялась, что не выдержит и наложит руки на себя.
 
     Вопрос о полиции вообще не стоял. Дядька дома был влиятельным человеком. Мужчин-родственников, у кого можно было просить защиты и отмщения за поругание, у неё не было. Рассказать тётке,  не поверит, наверняка скажет, сама мол, подстелилась. Поведать всё мулле, стыдно до обморока, да и не поможет он, сказала, - у нас другое отношение к женщинам. И она, под впечатлением моих рассказов о христианстве,  о Нём, Добром и Заботливом о детях своих, решила искать совета и помощи у православного священника.

     Понимая, какой ужас, какое несчастье девушка носит в сердце своём, даже не спросив, собирается ли креститься, помчался к единственному близкому среди священников, отцу К. Батюшка внимательно выслушав, сразу согласился на встречу,  назначил время, о чём с радостью, отзвонив по оставленному телефону, поведал Ниагаре.

     Но она не пришла.
     Не отвечала на телефонные звонки.
     Я вообще,  больше не видел её на занятиях.
     Пытался узнать у однокурсников: сказали,  уехала мол  домой…

     Меж тем, события  шли своим чередом. Логическим   завершением курса  был фильм  глубоко чтимого мною архимандрита Тихона, настоятеля Сретенского монастырского подворья в Москве, с которым  посчастливилось быть лично знакомым. Потихоньку готовил студентов к откровениям архимандрита:  замечательного историка и человека, одного из умнейших людей нашего времени. Фильм и должен был стать кульминацией  нашего последнего занятия.
     Я рассчитал всё по минутам – времени занятий хватало только-только, даже перемену не мог захватить, на курсе был зачёт по физкультуре. Заранее побеспокоился об установке проекционной аппаратуры, и был настолько поглощён прелюдией к последнему занятию, что меня   даже  не насторожила беспомощность лаборантки деканата, ковыряющейся в бесконечных коммутационных шнурах проектора. Урок начался, преамбула  исполнена и… и ничего.

      Вместо знакомого лица архимандрита на экране, взмокшее от технических  потуг лицо диспетчера.
     А кто в деканате занимается настройкой техники?
     Да,  всё я же, был ответ, юного техника. «И чтец, и жнец, и на дуде игрец…».
     Минуты уплывали, а вместе с ними летели в тартарары все мои затеи, идеи и  настроение.

     И тут от отчаяния я воскликнул: «Господи! Яви свою силу, включи Ты эту аппаратуру!!». Где я слышал такую просьбу? Зачем озвучил её? Неужели верил, что вот так, просто, всё произойдёт.

    Но.
    Вдруг лампочки загорелись-заморгали красным, проектор зажужжал-зашуршал и архимандрит на экране, после клятой этой паузы -  заговорил! заговорил!!
     Студенты были в шоке, я при смерти.
     А в душе пели ангелы...

     Но, почему я не попросил Господа тогда, - когда вместе с Ниагарой оплакивал  её судьбу?