Лекция на тему, как быть хорошим

Марина Леванте
    

      Ему не было ещё и сорока, его звали Борис, которому всегда можно было сказать : «Борис, ты не прав» тем более, что он  и вправду был во многом не прав,  не ударяя себя в грудь на камеру, но на неё же признаваясь в том, что в сегодняшние не лучшие времена испытывает —  патриотизм, патриотизм, что поселился неожиданно у него  в душе.

      Но,  не желая говорить только за самого себя и даже учиться такому,  он на ту же камеру поучал всю страну, в которой родился,  жил и ещё не умер,  ему же не было ещё и сорока и потому планировал ещё жить в той стране, где  людская нравственность и мораль, у него, у Бориса, который здесь был сильно не прав и это сто пудово,    упиралась  в то, что кто-то ругается матом и хоть  при этом плохого ничего не делает, но все равно по его  версии, безнравственен.
 
     Во как! То  есть человек оценивался им  по шкале:  ругается, молчит или говорит,  и что говорит,  но только  ни  что делает.
 
     Боря не в курсе был, как видно,   слов  известной  многим покойной  ныне  Фаины  Раневской,  которая в своё  время сказала: " Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью."   И была права. Как не  прав был  Борис.

      Но он же был христианин,  и ему был  близок список постулатов, не имеющих отношения к выражению  великой актрисы, такие, как : Смирись с тем, что ты не можешь изменить;  Измени то, что в твоих силах поменять, исправить;  Сумей отличить то, что ты можешь изменить, от того, что изменить не можешь (с чем ты можешь только смириться). Которые были больше игрой слов, а даже не смыслов.


     И потому Борис, что и здесь был не прав,     шёл  по жизни с лозунгом:    "Будь добрым, когда это возможно», считая это возможным всегда.  "Это всегда возможно"—    так он думал  и снова был он   не прав, этот Борис, любитель христианской морали и ещё  буддийской нирваны.

       Да,  это был его лозунг по жизни, правда,  слыша нечто подобное, от разных борисов,  ибо был он не одинок в своих постулатах,  всегда хотелось добавить,  "Будь добр, особенно к злым,   потому что это для кого–то  возможно",  и тут же спросить,  "Как такое называется?" у таких,  как он,  этот Борис, этот  любитель нравственности и духовности?

     Но он не знал, не знал ответа ни на этот,  ни на тот вопрос, которыми никогда не задавался,   путая христианство и буддизм, и потому соединяя их воедино, будто Буда и Христос, это было одинаковое явление в жизни верующих и желающих  верить во что-то хорошее, которое обязательно  состоится в их жизни, вот только ещё раз добро победит зло и всё  у них будет хорошо, а в это надо верить и не важно с помощью кого, Будды или Христа, потому что на себя в этой жёсткой реальности положиться нельзя было, если только ты не дурак и не умственно отсталый.

      Но он же не был умственно отсталым, и он не был вроде,  дураком, и потому в  жёсткой форме,   сам,  являясь слабаком, но главное,  моралистом,   выносил  суждения о  том, кто и чего в этой жизни заслуживает. И не  просто кто-то, а население всей страны, чего оно  заслуживает, той страны,   в которой не только те, кто матом ругаются, но и те, кто только на свет этот появился, ничего не успев совершить,  но уже, что-то там  заслужил вместе со всеми.  И такое уже было и не раз,  у христиан, считающих себя высокоморальными индивидуумами, чья нравственность не шла ни в какое сравнение с тем же качеством у людей, не верующих в  Христа  и его постулаты,  что являются для кого-то всё же  сказочным  мифом, где добро всегда побеждает зло.  Только откуда столько этого зла берётся, если оно, только и делается, что  постоянно побеждается добром, и давно должно  было исчезнуть с лица земли, и не возвращаться, опасаясь добра и его победы над ним, злом,   хоть бы кто спросил обо всём  этом,   о том, о чём   только и говорится,  и пишется.  И в  конце концов, уже сделал бы выводы для себя, что  зло, видно, всё же непобедимо,  коли  его постоянно побеждает добро, а оно почему-то  вновь появляется на горизонте жизни людей  в огромном количестве. И потому, в общем-то,  те христовы постулаты,  являлись всегда и  на самом деле  всего лишь  воздушным шариком,  каждый раз лопающимся при ближайшем рассмотрении.

  Но Борис, который снова был не  прав, или прав, но  если только для себя и для себе подобных, говорил: побеждай зло при помощи добра!

     Но, если смирился, как тоже предлагал ко  всему остальному, этот правый вечно Борис,   зачем тогда побеждать?   Хотя, что значит,  зачем?   Это же не его  мысли были,  подборка  стереотипов,  которые он называл христианской православной молитвой и  которую   пытался сделать своим жизненным  кредом,  сразу тогда умерев,  и не успев даже   пожить.

   Это, не его  мысли и  стереотипы,  и попытка их использовать,    как свои,  было сродни тому, как пытаться втиснуться в чужую одежду не своего размера, или  такую же обувь и пытаться освоить во всём   этом свой  жизненный путь, не изобретая ничего своего собственного, то есть даже не думая. И потому Боря, не думая, только повторял, теперь беря на вооружение Будду и его постулаты, говоря про себя, как читая молитву:

  "Побеждай гнев при помощи спокойствия, побеждай зло при помощи добра", Что на другом, человеческом языке означало:  будь равнодушен, соблюдая спокойствие при виде творящегося зла, хотя тебя это возмущает, то,  что не удалось обернуть во благо, ответив на преступление поощрением.

       И кто-то же знал, что  такие рассуждения по типу,  на зло добром ответь,  свойственны умственно отсталым человеческим индивидуумам, когда их убивают, а они от непонимания происходящего поблагодарят злодея.  И не только им, но и людям, которые,  даже пожив немало, не столкнулись лично со злом,  а только услышали о таком явлении,  и тем, кто не поел  в жизни  вдоволь дерьма  и потому не успел оценить его вкус, попросив ещё добавки, или  тем, кого в это дерьмо мордой окунули, а он,  решив, что отмоется, ничего страшного, тоже может среагировать как Христос велел, щеку вторую подставить.
 
           Им повезло в какой- то мере этим людям, которые часто по сути были лицемерами,    кто бы сомневался в том, что   жизнь к ним благоволила, но только не те, кому и дерьмо дерьмом показалось,  и они больше не захотели такого в своей жизни иметь —     мордой в дерьмо и сапогом в спину.  Это те, из  нравственного списка Бориса  на понимание которых рассчитывают некоторые,  предлагающие по иисусовски на зло добром отвечать, хотя можно было бы ограничиться,  и просто —  не уподобляться.

     И потому,   он желал всем мира в душе,  а в то время шла война, не важна,  какая и какая по счёту,   мира, который  внутри, в то время, когда снаружи идёт война, убиваются и умирают  люди, льётся кровь, назвать  такое  миром не то, что  никак нельзя, язык не поворачивается,  как и желать этого мира только себе и своим соратникам,  чуть утрируя, остальных загоняя в ад ещё при жизни, потому что они не из твоей страны, в которой ты родился, вырос и ещё  не умер, планируя ещё здесь  пожить, а значит, они враги, хоть и такие же люди, и им сразу  Ад, а тебе—   рай.

      Впрочем, это было не всё, не все то, когда хотелось сказать, Борис, ты не прав, ибо    имел этот Борис  мнение, что тот, кто  всю жизнь  творил зло, а на смертном одре вдруг  очухался, поняв,  кем был, то  и стал тут же  хорошим.  Только для кого? Не для тех ли кому это зло всю свою жизнь причинял?

    А так как  спросить у Бориса всё равно   не получится, к тому же он и не ответит, как и на все остальное, он занят, он  молится, читая одну из молитв, то ли православно- христианскую,  то ли буддийскую, тут он   сам ещё не понял какую, но которая, как и все его жизненные   лозунги-постулаты,  резонирует у него в душе, и потому,  раз никак, раз не сказать  ему в чём он ещё  не прав, да и незачем, он всё  равно для себя останется прав,  то осталось только произнести на прощание: «Спасибо тебе,  Борис,  за лекцию на тему, как быть хорошим», и  пойти  исправляться, пытаясь при этом не ругаться матом, при воспоминании  об этом облико- морале, но   в надежде,  что  к моменту своей  смерти получится  улучшить свою нравственность и ты тоже, как Борис, который не прав,  будешь весь в шоколаде и во всём прав.

23.03.2022 г
Марина Леванте