Анаграмма. киносценарий. Часть 1 Пролог. Борис

Алексей Шенгер
АНАГРАММА
Киносценарий.

Часть1. Пролог. Действующие лица. Борис.



На экране появляются слова:
Любые совпадения имен и фамилий с реальными людьми случайны. Киносценарий написан по рассказу автора «ТРИ  «Л»  аnd  «К», ВСТРЕЧИ  НА  МАРСОВОМ  ПОЛЕ». Письмо Ага Саида героине сценария подлинное. Опубликовано с согласия родственников прототипа героини.



 
   Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, и снова Санкт-Петербург;  город Герой, город трех революций, Культурная столица, Трамвайная столица, самый читающий город страны! Как только не называют исполненный величия город, стоящий на древних болотах и костях строителей. Именно поэтому  это еще и город легенд, от самых первых, страшных, про нечистую силу Марсового поля до относительно современных,- о гуляющем по Литейному мосту призраке Ленина.
   А еще говорят, что в июне, в «белую ночь» на улицах Петербурга появляется древний трамвайный вагон. Ретро трамвай едет по старому городу, по забытым  маршрутам бывшей трамвайной столицы страны, останавливаясь на несуществующих остановках, заглядывая даже на те улицы и переулки, с которых уже давно сняли рельсы. Откуда он появляется, куда исчезает на рассвете, кто смотрит из его окон на изменившийся город, никто не знает.



1. НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Раннее утро. Пустынный город. Рассвет. Дворцы, набережные, Нева. Летний сад. Небольшой туман стелется по аллеям сада, по траве, у подножий статуй. Прекрасны в утренних лучах солнца  очертания женских фигур «Аллегории сладострастия», « Аллегории милосердия», «Аллегории архитектуры», «Аллегории красоты».
 Издалека слышатся металлический перестук колес и звонки. Это между Летним садом и Марсовым полем, вдоль Лебяжьей канавки едет, покачиваясь на стыках рельс, раритетный довоенных времен трамвай. Такое впечатление, что статуи провожают трамвай взглядом. В вагоне  девять фигур. Ведет вагон Борис.  На скамейках сидят молодые Ляля, Лидочка, Лиля, Клава. Около них стоят, держась за кожаные ремни, свисающие с перекладины, идущей вдоль вагона,  Алексей, Ага Саид, Володя, Михаил. Мужчины смотрят в окна на проплывающее мимо Марсово поле, особенно на одну из скамеек, практически, закрытую от посторонних взглядов густыми ветками растущего около нее то ли куста, то ли дерева.
Трамвай заворачивает на Миллионную, объезжает памятник богу войны Марсу и медленно, с натугой взбирается на Троицкий мост. Появляется шум современного города. По мосту начинает двигаться, обгоняя трамвай, современный транспорт.  Постепенно изображение трамвая тает. Наступает день. Современный город: мечеть, памятник  Горькому, Каменноостровский проспект, вход в Ленфильм. Надпись 2011 год.
На фоне современных пейзажей города Санкт- Петербурга  идут титры:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

БОРИС – писатель, сценарист известных милицейских сериалов, автор шуток для популярных юмористов,  возраст 50 -55 лет, в жизни чем только не занимался.
ЛЯЛЯ – из дворян, красавица и в 20, и в 90 лет, по образованию архитектор, следит за собой, предпочитает грузинские вина и хорошие сигареты.
ЛИДОЧКА – из семьи купцов, красавица в 17 лет, ветрена, кокетка и в 85, предпочитает пиво и «Беломор».
ЛИЛЯ – из семьи прибалтийских немцев, красавица в 17 лет, может пригубить водочку, не курит, в 85 лечится травами и гомеопатией.
КЛАВА – кубанская казачка, красавица в 17лет, учительница географии, в 85 лет воинствующий апологет программы "Жить здорово", не пьет, не курит.
АЛЕКСЕЙ – 30 лет, инженер, начальник цеха.
АГА САИД – 20 лет, боец Красной армии.
ВОЛОДЯ – 25 лет, музыкант.
МИХАИЛ – 20 лет, летчик.
МАРК НАУМОВИЧ ИВАНОВ – продюсер.
ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
БРИГАДИР МАССОВКИ
АНДРЕЙ – начинающий сценарист
ВОДИТЕЛЬ ЗАВОДСКОЙ МАШИНЫ
МИХАИЛ ЕГОРОВИЧ – СОТРУДНИК ОРГАНОВ
КОМ. ПОЛКА
РАДИСТ
РАНЕНЫЙ БОЕЦ
ПЕРЕПЕЛКИНА НАТАША
ЧУБРАЕВ САША
КРЫЛОВ САША
ВОЛОДЕНКОВА НИНА
ВАРЮХА – Довоенная соседка Лили.
МАМА ЛИЛИ
ПАВЕЛ – брат Клавы
МИЛЕЦКОВ
ЕВДОКИМ ПАНТЕЛЕЕВИЧ
КАТЯ
АЛЕКСЕЙ  С КУБАНИ
АННА ТРОФИМОВНА
ДОЧА (ТРИ ГОДА)
ПАССАЖИРЫ ТРАМВАЯ, ВОЖАТЫЙ, БОЛЕЛЬЩИКИ, ТЕЛЕФОНИСТКИ В «СМОЛЬНОМ», ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ В 1941 ГОДУ, ФАШИСТЫ, ОДНОКЛАССНИКИ ЛИДЫ, ЛЕВКА КУДРЯВЦЕВ, РЫБАК, ПРЕДВОДИТЕЛЬ ШПАНЫ, ПЕРВЫЙ ШПАНЕНОК, ВТОРОЙ ШПАНЕНОК, ЖЕНЩИНА В ОКНЕ, МУЖИК И ТЕТКА – КАНИБАЛЫ, ФЕЛИКС, МАЙОР, КАПИТАН ОСОБИСТ, СОСЕДКИ БАБУЛЬКИ,  НЕИЗВЕСТНЫЙ, ПРОХОЖИЕ, ПОЛИЦАИ, ДАНИЛКО, НИКАНОРОВНА.

2. НАТ.  КАМЕНООСТРОВСКИЙ  ПРОСПЕКТ.  СКВЕР ПЕРЕД  КИНОСТУДИЕЙ «ЛЕНФИЛЬМ».

2011 год. Перед сквером, на проспекте стоит автобус с открытыми дверьми. За лобовым стеклом надпись: Киногруппа «Ментовские истории». По скверу между  автобусом и  Ленфильмом мечется женщина -  бригадир массовки. Кричит в ручной мегафон в сторону здания:

БРИГАДИР МАССОВКИ
- Артисты массовых сцен, внимание! Бомжи, бандиты, проститутки!  Быстренько занимаем  места в автобусе!

Из двери киностудии появляются и направляются к автобусу  самый разнообразный антисоциальный элемент.
(Крупным планом некоторые лица)

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
- Господи! Ну и морды! Где только набрали!

БРИГАДИР МАССОВКИ
(Водителю)
- Не морды, а фактурные лица.
(Подгоняет)
- Быстрее, быстрее!
(Заглядывает в автобус)
- Все на месте! А теперь полиция!

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
(Видит некоторые лица)
И эти тоже ничего! Фактурные!

Автобус набивается под завязку. Там не только сидят, но и стоят.

БРИГАДИР МАССОВКИ
Автобусов будет мало, так что поплотнее становитесь, господа артисты. Оставшиеся ждут следующего автобуса.

Вместе с не поместившейся в автобус массовкой в здание «Ленфильма» протискивается Борис.

3. ИНТ.  ЛЕСТНИЦА. КОМНАТА В КИНОСТУДИИ.

По лестнице поднимается Борис. С площадки открывается вход в коридор, в который выходят двери комнат. На первой же висит табличка с надписью: ГР. «МЕНТОВСКИЕ  ИСТОРИИ» ПРОДЮССЕР МАРК НАУМОВИЧ ИВАНОВ.
Постучав в дверь, Борис входит в комнату. За столом Марк Наумович радушно улыбается, жестом приглашая Бориса присаживаться в заваленное бумагами кресло.

МАРК НАУМОВИЧ
- О-о! Бип, бип,бип! Кто к нам пришел! Выкини на… бип этот литературный… бип и садись.
(Марк Наумович и Борис хлопают друг друга по ладоням, и Борис садится на освобожденное от хлама место).
- Пить будешь? О...бип,бип коньяк. Кстати, новый анекдот. Ответь-ка, что такое «говно с дымом», а? Догадался? … «С Новым годом».
(Смеется)
- Дарю! Можешь как автор-сценарист, своему артисту-юмористу эту анаграмму продать. Добавишь еще чего матерного и будете иметь успех.
(Выпивают коньяк)
БОРИС
- Ну,  да! Ну, да! Есть куда вставить. Правда многовато всякого, ну да лишние срамные слова Вовчик захрюкает, как всегда. А как Вам мой  синопсис на новый фильм из советских времен, посмотрели,  Марк Наумович?

МАРК НАУМОВИЧ
- Дай-ка мне вон ту голубенькую папОчку!
(Показывает на одну из тех, валяющихся на полу, которые Борис скинул с кресла).
- Твой новый синопсис …бип, бип, бип. Можно даже сказать …бип,бип, бип, бип.  В тренде будет сценарий. Следователь  тайный трансвестит, как говориться, "Джексон оказался женщиной", такого еще не было, тем более в годы …бип, бип перестройки. Только побольше  мраку напусти, про пустые полки скажи, про КГБ черкни этакого. Ты же помнишь те времена. Ты кем тогда…бип, бип.
 
БОРИС
- Пивную фирму с приятелями организовал. Пивом тульским и курским торговал оптом.

МАРК НАУМОВИЧ
- Так хорошее дело! С каких … бип, бип ты на литературу перескочил.

БОРИС
- О литературе с детства мечтал. А пиво, что пиво. Как обычно, сначала все хорошо. А потом  лето холодное, пиво не пошло. Кредит. Деньги профукали. Второй кредит. С приятелями разосрались. Морды друг другу били. Слава богу  до смертоубийства на тот момент дело не дошло. Хотя…

МАРК НАУМОВИЧ
- Что хотя?

БОРИС
- Да нашли нашего бывшего партнера Женьку Вашукова, правда, уже в связи с другими делами, дома с предсмертной запиской, явно не им написанной.

МАРК НАУМОВИЧ
- Да, дела! Надеюсь у нас все будет …бип,бип.  Давай за успех!
(Выпивают).

4. НАТ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ  ПАРК.

Из ворот Ленфильма показывается Борис. Он явно в хорошем настроении. Борис переходит Кронверкскую улицу, входит в Александровский парк и идет мимо Планетария, мимо здания Мюзик-холла, мимо Зоопарка. Слышится звонок мобильного телефона. Борис смотрит на экран. На экране отображается портрет его бывшего подчиненного по пивному бизнесу, а ныне, тоже пытающегося войти в литературу Андрея. У Бориса видимо портится настроение.
 
БОРИС
- Вот черт!
(Оглядывается по сторонам, находит скамейку, где есть пустое место, садится и отзывается на звонок).
- Слушаю!

АНДРЕЙ
Борис, привет! Ну, как, посмотрел мои исправления? Я их …

БОРИС
Ты скажи, сколько можно тебе говорить, что не бывает, когда все главные герои - друзья сплошь положительные. Нужно, чтобы один, скажем, предал другого, чтобы героиня, спасая от полевого суда своего парня, отдалась гебешнику, любовный треугольник должен быть, по крайней мере! А у тебя все дружат, все патриоты, все верны присяге, друг друга спасают. А ля песня «Третий должен уйти».

АНДРЕЙ
У меня в основе сюжета настоящая история, и героев я с друзей списывал. Не могу я из них говнюков делать.

БОРИС
Не можешь! Иди тогда с такими сюжетами к Мединскому. Сейчас зрителя интересует только секс, бабки, наркотики, кровавое прошлое КГБ. Я может, тоже хочу написать что-нибудь этакое, со всех сторон положительное, что называется, для души. Только мне в отличие от тебя, у которого жена директор, зарабатывать надо.  У меня алименты, еще одни алименты и жена молодая.
(Отключает собеседника)
- Вот, паразит!  Обеспечил мне бессонную ночь! Ой! Ё….
(Подскакивает от неожиданности).

Внезапно из расположенного рядом киоска по продаже сувениров раздается усиленный динамиками голос Лепса:
- …Самый лучший день приходил вчера…

Борис оглядывается по сторонам и тут же, вдохнув в себя облако вонючего дыма, закашливается. Оказывается,  рядом  с ним и на скамейке, что рядом с ним и напротив него располагаются четыре древние старушенции.  Две из них, те, что на его скамейке, кормят жирных голубей, бросая им куски лаваша. Ближняя бабулька, вся кругленькая, со светло-седыми кудряшками на голове, успевает одновременно «стрелять» у второй хлеб для голубей, кидать его в самую кучу птиц и калякать  с подругой. Заметив Бориса она начинает  постреливать в его сторону веселыми, несмотря на возраст, голубыми глазками и при этом с наслаждением, глубоко затянувшись,  раскуривает свой вонючий «Беломор», белесый дым от которого порыв ветра приносит к Борису.
Откашлявшись, он переводит взгляд на соседку бойкой курильщицы. Взгляд делается изумленным. Прямая, несмотря на возраст и неудобную скамейку, спина, аккуратная стрижка, небольшие ручной работы сережки, золоченные очки, умный, все понимающий взгляд, прямой тонкий нос с легкой горбинкой. Умело и умерено подкрашенное лицо, аккуратность, элегантность в движениях, все выдает чудом сохранившуюся до этого момента дворянскую кровь.
Тем временем голуби устраивают  между собой свары из-за корма, гоняются друг за другом. Юркие воробьи, снующие рядом, схватив клювом, казалось непомерный для птичей мелкоты кусок, улетают  в ближние кусты.
С противоположной стороны дорожки также прилетает корм. Борис переводит взгляд туда.  Зеленый мешок с пшеном лежит на коленях у светленькой, бледненькой, худенькой, курносенькой, на вид явно карело-финско- балтийской крови старушки. Едва присев на краешек скамейки, рискуя слететь с нее при первом порыве ветра или броске корма она достает зерно и веером кидает его птицам. При этом ведет беседу со своей соседкой по скамейке. Та, примерно такого же возраста, как ее собеседница, явно женщина с юга, с многолетним загаром на морщинистом лице и крашенными рыжими волосами. Не в правилах южанки переводить добро на никчемных птиц, поэтому голубям  ничего не бросает. Но разговор поддерживает.  Тема разговора интересна обеим: свои болячки в свете последнего выступления Елены Малышевой. Говорят они почти одновременно, не очень прислушиваясь к собеседнице.

ЛИЛЯ
- Главное для здоровья – это держать под контролем обмен веществ. Переваривание, усваивание, выведение.

КЛАВА
- Все пупки разные. Существует шесть видов пупков, а в них сидят 67 видов бактерий и грибов…

ЛИЛЯ
- Не надо быть рабом на кухне. Салатик, кашка! Водичку надо пить. Она все промывает, все лишнее выходит…

КЛАВА
- Там темно, влажно, тепло. Ухаживать надо, а то может быть воспаление.

ЛИЛЯ
- Яблочный сок, сок крапивы, морковь…

Неожиданно вся воркующе-чирикующая братия с великим шумом поднимается в воздух. Это, непонятно откуда взявшийся, мелкий хулиган лет семи, оторвавшийся на метров 20 от своих родителей, с удовольствием глядящих на действия отпрыска, прокатывается на самокате, чуть не по ногам Бориса, направляя свой транспорт прямо в голубиную стаю.

ЛЯЛЯ
(Вздрагивает от неожиданности, глядит на часы)
- Вайме! (груз.)
(Собирается)

ЛИДА
- Ты куда, Лялечка засобиралась?

ЛЯЛЯ
- Совсем забыла, именины у меня сегодня, гости придут, подготовиться надо.

ЛИДА
- Погоди, погоди! Сегодня ведь именины у Ксении, а ты Ляля.
 
ЛЯЛЯ
Я Ксения и есть, Ксения Ивановна. А Ляля… мне просто нравится, чтобы меня так называли.
(Встает со скамейки и медленно идет к остановке трамвая).

БОРИС
(Слыша весь разговор, глядя вслед Ляле).
- Во истину Ивановна …грузинская княжна, … или предводительница пиратов.  Трубку в зубы, кинжал и точно корсар с Казбека в юбке.

ЛЕПС
( Из громкоговорителя в киоске исполняя песню Высоцкого)
- Я коней напою…

От громких звуков музыки взлетают голуби.  Опять в опасной близости от ног Бориса проезжает пацан на самокате.  Борис встает и идет по аллее в сторону метро «Спортивная».

БОРИС
(Размышляя, вслух).
- Нда, колоритна – эта уходящая натура!

СТОП-КАДР:

Уходящий вдаль Борис, входящая в трамвай Ляля, сидящие на скамейках в парке Лида, Лиля, Клава, взлетающие голуби, пацан на самокате.



Продолжение следует.