Маленькая или большая

Людмила Колосова
Летом Люсенька с бабушкой на даче жила, и очень часто ей бабушка говорила:
— Вот какая большая выросла — во всём мне помощница! А, бывало, звучали и другого
толка слова, к примеру такие:
— Мала ты ещё эту передачу смотреть, вот вырастешь, тогда, может, родители и
разрешат.
А тот день был очень длинный и к вечеру, как будто разорвался в клочья, и маленькими
фрагментами мельтешил в голове девочки Люси. Она, переполненная впечатлениями
выходного дня, не могла понять маленькая она девочка или уже большая — настолько
противоречивые были суждения взрослых о ней.
Суббота — день во всех отношениях прекрасный, потому что приезжает мама, папа, и
даже могут приехать гости. В ту субботу приехали родители и дедушка и сразу же
принялись за дачные дела, мама в лес засобиралась по ягоды-грибы, а папа с дедушкой за
дровами. Люся попросила маму:
— Мамочка, давай ты мне сначала дочитаешь про Буратино, где же золотой ключик
находится? А потом в лес вместе пойдём.
— Доченька, ты же уже девочка большая, надо самой научиться читать!
— Я маленькая ещё, хоть и все буквы знаю, но читать не умею, — в её голосе
чувствовалась обида.
— Маленькая ты была, когда под стол пешком ходила, а сейчас какая же ты маленькая —
вон какая вымахала — большая! — сказала мама и даже рукой махнула.
Люся потопталась и пошла к цветнику — там, в цветках наперстянки, жужжали большие
бархатно-полосатые шмели: они деловито подлетали к цветку-напёрстку, залезали
вовнутрь, копошились там какое-то время и вылетали, чтобы забраться в следующий
цветок. Люсенька двумя пальчиками зажала цветок-колпачок, и шмель оказался в
ловушке. Она поднесла пойманного шмеля к уху, капсула цветка вибрировала
сердитостью большого насекомого.
— Смотри, смотри! Я шмеля поймала! Как гудит, послушай только! — Люся радостно
подбежала к дедушке, — Давай будем вместе ловить пчёл, ос и шмелей, а, может, сачок
возьмём для бабочек — вот весело будет!
Дедушка погладил внучку по голове и сказал ну очень серьёзно:
— Я думал, что ты уже большая девочка и интересуешься серьёзным делом.
— Да, я бы хотела собаку, я бы гуляла с ней, играла, кормила и любила бы её очень. Ведь
это серьёзное дело! Но папа и мама сказали, что хватит и кошки.
— Кошка тоже дело серьёзное, видимо, они правы, ведь кошка у вас уже есть.
— Кошка есть, только она сама по себе живёт, — тихо промолвила Люся.
— Что я слышу? Речь опять о щенке идёт? — это подошёл папа, он собирался распилить
на дрова упавшее дерево, которое дедушка принёс.
— Просто дедушка сказал про серьёзное дело, я сказала, что воспитание щенка — это
серьёзно, — Люся погрустнела, но ненадолго. Папа стал распиливать брёвнышко на
чурбаки, и в одном из них Люся углядела тело для Буратино.
— Ах, папа! Сделай мне из этого полена Буратино! Сделай, прошу тебя! Ты же всё
можешь! — она с надеждой и мольбой смотрела то на отца, то на дедушку.
— Фантазёрка ты моя! Я-то думал, что ты уже большая девочка. Смотри-ка, хочет из меня
сделать папу Карло, — отец весело рассмеялся, посмотрел на деда: — Ты сойдёшь за
Джузеппе!
Они развеселились, но не обещали сделать деревянную куклу. Люсе не было смешно, она
едва не заплакала и решила, что побежит по лесной дорожке и догонит маму.
Все были заняты своими серьёзными делами — бабушка готовила обед, папа и дедушка
пилили дрова, мама в лесу искала ягоды и грибы, а Люся искала маму. Она бежала по
дорожке, смотрела по сторонам, но маму не увидела. Вдруг в стороне от тропинки прямо в
лесу она увидела много-много красных звёздочек. Ей стало очень любопытно, и она
решила посмотреть — откуда в лесу столько звёздочек взялось. Красные звёздочки,
прибитые к зелёным палкам, стояли на земляных бугорках. Невдалеке виднелись кресты и
ограды. Человек в военной форме стоял под деревом и удивлённо смотрел на девочку.
— Малышка, ты чья? — спросил он.
— Я не малышка, я уже большая девочка, — важно сказала Люся.
— Понятно, а мама-то где твоя?
— Мама грибы ищет в лесу, а я ищу маму. Красные звёздочки везде — скажите, откуда
они здесь?
— Давно, давно здесь шли бои, каждая звёздочка — это павший солдат.
— Как это павший? Он упал? И где он сейчас?
— Здесь, под землей и покоится. Убило его на войне. Каждая звёздочка — нам
напоминание. Солдаты они, свою жизнь за нашу, мирную, жизнь отдали.
— Тут под землёй лежат? И мы ходим по ним? Они живут в земле теперь?
— Нет, живут они в памяти нашей, а в земле покойно спят, так можно сказать, большая
уже, говоришь, значит понять должна.
Люся подумала и заплакала.
— Давай-ка я тебя домой отведу, дорогу домой помнишь?
Девочка кивнула, и они пошли по дорожке к дому.
А в доме, понятное дело, переполох — ребёнок пропал! Все друг другу пеняют на
недосмотр, мама с бабушкой в слезах, а где ребёнка искать не знает никто.
И тут видят: Люся с военным каким-то идёт, что тут началось:
— Доченька моя маленькая, сладкая моя малышка, — причитала мама, мокрым лицом
тычась в Люсю. Бабушка приговаривала:
— Совсем ешё несмышлёныш, куда ж ты, маленькая моя, ушла? Не сказала ничего!
Дедушка басил:
— Люсёк-малышок, напугала всех, и вот как тебя, такую маленькую, искать — сбились
все с ног!
Папа прижал доченьку к груди и шептал ей:
— Маленькая моя, любимая, не пугай так нас больше.
Пока маленькую Люсю обнимали и целовали, мужчина в военной форме исчез.
Вечером этот беспокойный день какой-то стайкой разрозненных пазлов метался в
сознании. Люсенька никак не могла понять: она ещё маленькая или уже большая. С этими
мыслями она заснула, и приснился ей удивительный сон — как будто все пазлы
сложились в цельную картину. Она уже не ходит пешком под стол, у неё есть кошка, и
щенок в конуре сидит и ждёт, когда с ним играть начнёт маленькая хозяйка. Дедушка
увлечён насекомыми, а папа мастерит деревянную куклу — Буратино уже почти готов!
Тут и Мальвина, и грустный Пьеро, и весёлый Арлекин. Нашёлся и ключик золотой — он
случайно попал в старый башмак — вот и попробуй найди его! А совсем рядом, близко-
близко живут какие-то люди, может и под землёй обитают, только мало кто их видит.
Люся видит и не боится. Маленькая она или большая — ей пять с половиной лет.