Облегчение невыносимой боли. М. Эриксон

Гадаев Алексей Вениаминович
Что есть личность и её состаляющие?
Каждый человек является обладателем невероятного, глубокого
внутреннего мира, что делает его Я - уникальным. Внутренняя вселенная опирается на трех китов – тело, ум и чувства, которые стоят на двух черепахах – Сознательное и Бессознательное. Эти системы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. В каждой системе есть ряд автоматических, врожденных программ, цель и задача которых обеспечить выживание человека.

Составляющие личности:
Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида
Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности, мотивы и направленность
Эмоционально-волевая сфера
Когнитивно-познавательная сфера
Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств
Способности – сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.
+++
Онкологическая боль — это тяжёлый синдром, возникающий у пациентов с онкозаболеваниями, который представляет собой неприятные ощущения различной степени выраженности.
оль не всегда сопровождает онкологическое заболевание и возникает много реже, чем принято считать. И также нечасто боль при раке достигает пугающей окружающих невыносимой интенсивности. Что такое боль? Боль – это сигнал о неблагополучии и ответ организма на непорядок в нём. Боль – психофизиологическая реакция на органические изменения в любой части организма человека. Боль – защитная реакция организма на избыточное раздражение нервных окончаний каким-то патологическим фактором. Но именно «защитная» смущает больше всего, потому что боль воспринимается как нападение своей части организма на все ваши же органы и системы.

Если происходят психологические изменения личности, то необходима утилизация личности пациента и его способностей к облегчению при апатии, снижении работоспособности, потере интереса к окружающему миру. В работе психотерапевта случаются очень осознанные запросы пациентов. "Крайне необходимы изменения", "Больше так не могу, мне нужно меняться", "Мне нужна трансформация". Слыша или читая такие запросы, я понимаю, что часть работы по изменениям клиент сделал сам. Он принял необходимость изменений. Особенно нужна утилизация личности самого  пациента и его способностей к облегчению боли.

М. Эриксон и Э Росси в книге "Гипнотерапия" пишут:
Тигр под кроватью (отвлекающие ассоциации)
В кабинет к Эриксону доставили женщину, страдавшую неизлечимой формой рака. В отношении гипноза она была настроена откровенно скептически и, оказавшись в кабинете Эриксона, сразу же выказала свои сомнения. Но Эриксон внушительно ей ответил: «Мадам, я думаю, что смогу убедить вас. Вы знаете, какую боль вам приходится испытывать, и на сколько эта боль неуправляема. Если бы вы увидели, что в эту дверь входит голодный тигр и смотрит на вас облизываясь, будете ли вы чувствовать такую сильную боль?». Похоже, она была ошеломлена этим неожиданным вопросом и ответила: «Ничуть. На самом деле, сейчас я вообще не чувствую никакой боли». И тогда Эриксон ответил ей: «Вы согласились бы держать у себя этого голодного тигра?». И она ответила: «Конечно!» Все ассоциации с голодным тигром настолько сфокусировали её внимание, что она пребывала в двигательном трансе, из которого её не нужно было пробуждать. И всем остальным казалось, что она пребывает в состоянии бодрствования. К тому же, она могла видеть и ощущать присутствие этого тигра в любое время, днем и ночью. Гипнотерапевт просто вызывает неожиданный набор эмоциональных, когнитивных или поведенческих реакций. Чтобы вмешаться в симптомы, которые необходимо изменить.
Затем Эриксон сказал ей, что врачи и медсестры могут в это не поверить, хотя сейчас она почувствовала облегчения боли. Её врачи и медсестры, и правда, так ничего и не поняли. Каждый раз, когда они предлагали этой женщине обезболивающий укол, она с приветливой улыбкой отвечала им: «Нет, спасибо, не надо. У меня под кроватью голодный тигр». Они полагали, что у нее начались галлюцинации и, возможно, потеря контакта с реальностью, но последние месяцы своей жизни она прожила, испытывая явный комфорт, без всяких наркотиков и транквилизаторов. К тому же, родственники считали , что с ней всё в порядке.
;+++
М. Эриксон: "Я хотел вызвать анастезию, чтобы облекчить боль Кэти, находящейся на последней стадии рака. Она страдала от невыносимой боли, которую невозможно было облегчить ни морфином, ни промедолом, ни другими средствами. (...) Я не хотел стараться изо всех сил убедить её войти в транс, потому, что это было бесполезно. Поэтому я попросил её сделать то, что было для её понятно в её ориентировке в реальности. Я попросил её, чтобы она, от шеи и выше оставалась в состоянии бодрствования. Это было то. Что она могла понять. Я сказал ей, чтобы она позволила своему телу погрузиться в сон. Кэти имела представление о том, что значит, засыпает нога, засыпает рука, поскольку такой опыт был у нё в прошлом – в детстве, в юности и в молодости. Ей было знакомо ощущение, когда тело пребывает в гипнотическом состоянии утреннего пробуждения. Когда наполовину бодрствуешь, на половину спишь.
Все, что я хотел сделать, это запустить процесс размышления и понимания, который позволил бы этой женщине вызвать навыки своего тела, приобретённые в прошлом.
Следующее, что я попросил её сделать. Когда её тело уже находилось в состоянии сна – развить ощущение зуда в подошвах ступней. Но женщина вскоре сказала мне, что она очень сожалеет, но вызвать ощущение зуда у неё никак не получается. Всё, что она смогла сделать, - это развить ощущение онемения в тыльной части стопы.
Итак, какова же была цель моего посещения этой пациентки? Именно этот момент вы должны учитывать, когда имеете дело с пациентами.
Вы пытаетесь изменить их ощущение тела, их осознание тела, их понимание тела, их реакции тела. Каждое изменение, которое развивается, должно служить «зерном для мельницы», поскольку это означает, что пациент реагирует.
Итак, суть, которую я пытаюсь донести, заключается в следующем: беседуя с пациентами, передавайте им свои идеи и понимание таким образом, чтобы ваши комментарии стыковались в целом со всей ситуацией, с которой вы имеете дело. Вы пытаетесь вызвать со стороны пациента постоянно усиливающуюся ответную реакцию, чтобы они всё больше и больше реагировали своими навыками, своими воспоминаниями о прошлом и пониманием, полученным в прошлом.
Приняв возникшее у Кэти ощущение онемения в тыльной части стопы, я также утилизировал её биографию и личность, чтобы поддержать её порадовать меня. Своей снисходительностью, которую я проявил. Приняв её неудачу в попытках вызвать ощущение зуда, я усилил её мотивацию к сотрудничеству со мной во всех послудующих задачах.