Сыне, даждь ми твое сердце

Екатерина Домбровская
"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской". Эта сентенция принадлежит православному святому, великому наставнику аскетики (эта наука из наук  описывает духовные законы, на которых зиждется путь ко спасению души человека). ПЕТРУ ДАМАСКИНУ, которого почему-то часто путают с другим великим богословом Иоанном Дамаскиным. 

Исходный текст высказывания Петра Дамаскина, который полнее часто цитируемого отрывка,  содержит однако не только более полное описание этого духовного закона, но и выделяет важнейшее, ключевое понятие, - неоспоримый опознавательный признак, опрелеляет некое состояние "начинающегося здравия души" человека, в которое его повергает это благодатное, поистине великое вИдение своих прегрешений как песок морской.  А именно СОКРУШЕНИЕ СЕРДЦА.

К этому драгоценному и спасительному состоянию или, если хотите, установке, приводит только правильное, аскетически выверенное самопознание по прочерченными святыми отцами лекалам - канонам православной аскетики (испытания - искушения - самоукорение - плач - исповедь - покаяние).

Душа сокрушается, учит Петр Дамаскин, "... от многих стенаний и горьких слез покаяния и скорби, чрез которые... отвергает радость мира и самую пищу",  "потому что начинает видеть свои согрешения, как песок морской"  (Преподобный Петр Дамаскин. Творения - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с. 243-244. Книга 2.,8 (19).) 

И это страшное, тяжелое вИдение вкупе с плачем и сокрушением и становится  "началом просвещения души и признаком ее здоровья".

Нет правильного самопознания, нет порожденного им сокрушения, нет плача - нет ничего: нет истинного покаяния, нет и начального смирения, а с ними нет и кротости, нет и православного христианина. Потому что  таким только (означенным) путем  подлинного самопознания сокрушенное сердце превращается в самую добрую почву для приятия Божественной благодати, Божественного Света, способного помогать спасению тысячей других душ.

Так что, если видим, что человек бездумно повторяет великие слова великих святых о сокрушении, а сам в то же время развлекается ерничеством, наполняет ноосферу глупыми шутками, огрызается на малейшее к нему движение "против шерсти", оскорбляет обидчиков, бесстрашно мстит  неугодным и не кается, то  можем твердо заключить, что никакого  вИдения "песка морского" там и близко нет, а с ним нет и благого сердечного сокрушения, почему и  сердце такого, как было холодным камнем, окаменелой гордыней (по причине не увиденных и не оплаканных в покаянии грехов), так им и осталось. А ведь Богу нужно от нас не великие наши земные созидания и творения, не церковно-обрядовая исправность (она необходима, но только вкупе с внутренним сердечным деланием), но только одно - очищенное, просвещенное  и умягченное для принятия от Творца величайшего дара любви сердце. 
"Сыне, даждь ми твое сердце", - зовет Господь, святые Божии человеки указуют единственный верный путь к богоугождению, ну, а там дело за нами.