Р8 Пушкин РОК - 2 микс заметок

Поль Читальский
 II Заметки о РОКе - расширенном островном корпусе философской лирики Пушкина

 Часть 2

РОК   -  поэтический рассказ Пушкина о пути к дуэльной истории

Граф В.А. Соллогуб, знавший, о чем говорит, писал: "В сущности, Пушкин был до крайности несчастлив…". Написано это было за полгода до известных всем трагических событий, закончившихся смертью поэта.  https://godliteratury.ru/onegin
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор — и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит.»
еще тоньше выпезка:
Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит
Он сам нам все сказал .... Но мы упорно плутаем в своем недомыслии ... среди бредней пушкинистики ...

Пример: осень, 1826 г – Ник1, коронация в Москве и туда вызван из ссылки замученный одиночеством АСП.... он продается царю, затем явились его Стансы, Клеветникам и пр, в 1830 он женится на той, на которую положил  глаз Ник1... умно иль дерзко ... в 1832 он пишет прошение на возврат в госслужбу в МИД == высочайше ободрено, дано звание титулярного советника  и пожалован гонорар из спецфонда ... оч большой - не по чину и званию...и уже к 1834 он оказывается в жесточайшем духовном и творческом, как следствие (но НЕ ПРИЧИНА!), кризисе... он ничего как поэт не пишет... и признание  конца 1835 :

Я осужден на смерть и позван в суд загробный!

последовавший с весны 1836 криком души и духа величайший "КЦ"- в стол под сукно игральное... это исповедь = она не продается...
еще нет "намеренных (нацеленных!) ловелас-атак д-Антеса, нет авторских пасквилей, нет хождений НН на абс невинные (видит Бог ... аль подглядывает в альков...)  в офицерские казармы... с последующим пересказом мужу якобы подстав Идалии... нет травли ... а признание уже вот : Я осужден на смерть и позван в суд загробный = УЖЕ ЕСТЬ!  все последовавшее за этими "таинственными" событиями (событиями ДО КОНЦА 1835 г (!), было лишь маскарадом, главреж которого пытался за сценами и сценарием надуманного адюльтера АСП-НН-Д’Антес спрятать истинную драму, ее причины и следствие = убийство ...
alex: а не может быть это просто размышления о вселенском страхе смерти? : в пятницу захожу к одним арендаторам, сидят две бабы лет под 50 и пьют, приглашают, спрашиваю за что? дата говорят - Пушкин помер. serjeo: да как не запрягай мыслю и как не сучи оглоблями - есть ПРИЗНАНИЕ: я осужден на казнь (смерть)! Я - это личная моя беда, а не хренова эсхатология!  Он не боится - он не готов.. это разные вещи

: 1)  осужден .... ( есть же предопределение ... все осуждены и все идут вначале в один предбанник - Ад Земной (напомню: наземный ад №1 = чистилище (по Дуранте...)) alex: не на казнь, а на смерть, как и все люди. Но мне плевать на всех, мне страшно за меня  serjeo: 2) он знает - его казнят...и не Там, а Тут.. И не она его страшит, а неожиданность Приговора со сроками исполнения, не дающими ему времени и шансов не искупление  иначе, как в условиях казни.... искуплением грехов не личных... а Иного ... так им нелюбимого и высмеянного беспощадно площадно... вот в чем его мука = он останется грешником...и Божий за этим суд ...ему м.б. и страшен...всем страшно...т.е это означает без шанса на исповедь и искупление грехов ... alex: Ник2 за казнь смертью канонизировали, т.е. это не грех: ему страшна сама смерть, он не готов/  serjeo:
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
: Ник2...Романовы начали с предательства трона полякам и с трупа младенца, повешенного, но не задушенного и только замерзшего в веревке на морозе... и кончили младенцем умерщвленным ... чего тут святого и кто канонизировал ... современные монархисты путианцы...
alex: Я говорю о том, что не грех умереть на казни, а страх. serjeo: нет, это не простое признание страха перед смертью... это оповещение нас: есть приговор на смерть, и страшит одно - остаться при этом грешником   = ибо по Приговору искупление ... чужих грехов. alex: никто не мешает при этом причаститься и просить прощения за грехи свои. serjeo: в момент, когда тебе зачли ТАКОЙ Приговор не так думается - оч уж расчетливо: причащение = культовый акт - он не освобождает от отправки в Ад Земной в ожидании Суда Божьего и последующего Приговора = чистосердечное признание грехов, озвученных на исповеди и затем при соборовании = зачтется, но не искупает их полностью! : ибо причащение и соборование вместе суть НАПУТСТВИЕ = т.е в дорогу ТУДА (но чрез СУД!) сей помазан и идет с НАПУТСТВИЕМ от уполномоченного представителя Церкви ...: в актах ЗАГСа (тогда это была церковь!), полученных мною из архива синодальных контор Иркутской польской земли есть спецграфа: Напутствие РПЦ!: бол. часть в этих листах имеет четкую отметку о причине смерти! и отметку " без напутствия" (поляки в Сибири в осн своей массе РПЦ не покорились...уходили туда без напутствия и доброго слова). alex: Ответь мне: АСП был религиозен в конце жизни? он верил в Бога? в загробную жизнь? serjeo : что такое религиозность?    у меня есть четкое представление о Религии и религиозности ... :

Кратко: А) узкий (культовый) смысл - АСП не был религиозен Б) широкий смысл = духовный - без ортодоксальных культовых канонов и догматов Вероисповедания итп.  Большинство из нас религиозно, ибо при отсутствии четких доказательств Науки о нашем происхождении делает для нас мыслящих и образованных четкое понимание = никто не  знает как это произошло ... мож есть Некая  Сверх Сила (Природа) = демиург, Творец... Религия - это связь с этой Силой... АСП не был таким титаном, чтобы не быть не религиозным: АСП не верил смиренно в племенных божков - он не был православным в узком смысле, но он был религиозным по сознанию наличия этой Тайны...Бытие.
alex: так он, всё таки верил. А, зная, что идёт на казнь, почему нет свидетельств его молитвы о прощении его грехов? serjeo: молитва на спасает = это действия узко религиозного... АСП таким не был... : молитва есть у МЮЛ... : молитва не спасает - это церковный ритуал попизма... alex: если ему было страшно, то он должен был молиться: перед казнью. serjeo: это тантры смирения, покорности ... это попов кормушка .... нет у Христа текста молитвы ... у него есть технология спасения, но не  выкупом и просьбой, а  реальной жизнью... : ему же не страшно = он просто НЕ ГОТОВ! alex: раскаянием : вот и надо было покаяться: а он не каялся, значит не знал о казни.   serjeo:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит
alex: все осуждены на смерть. serjeo: мы уже анализировали Памятник  как текст о качестве кирпичей и раствора ... не все осуждены – 12 колен по 12 тыс = 144 тыс, столько же мук в аду в Данте!
: Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит
alex0: Я осужден на смерть... это просто, может быть поэтическое выражение страха человечества перед смертью  : не готов к суду - слишком долго  и много грешил, вот и не готов: и так каждый человек

serjeo: Какова простая логика:
1) суд неожидан, он не по его личным преступным делам и просто не по сроку!
2) позван ... это кем и за что?  он не болен  смертельно итп   это вне порядка природы ...
3) он сокрушен ИЗВЕСТИЕм (я крушусь!)   - АСП всегда точен в словах и смыслах...
4) не он себя приговорил!   это не экзистенциональный кризис !
5) осн проблема: из-за причин суда, с ним лично не связанным (!) и сути Приговора и срока исполнения его сильно (до кручины!)  заботит одно = не готовность к Суду...поэтому то смерть и страшит... — РОДРИГ:
Чудный сон мне бог послал
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.

Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
Скоро странствию земному
Твоему придет конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец...
Путник — ляжешь на ночлеге,
В гавань, плаватель, войдешь.
Бедный пахарь утомленный,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.
Ныне грешник тот великий,
О котором предвещанье
Слышал ты      давно —
Грешник     жданный
Наконец к тебе приидет
Исповедовать себя,
И получит разрешенье,
И заснешь ты вечным сном».

Сон отрадный, благовещный —
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, творец.
Но твоя да будет воля,
Не моя. — Кто там идет?..

Примечания Набросок вольного перевода отрывка из поэмы английского поэта Роберта Саути «Родриг, последний из готов» (см. выше прим. к стих. «На Испанию родную…», 1835). Набросок предваряет следующий эпизод поэмы: умирающего графа Юлиана исповедует священник, в котором он узнает короля Родрига, соблазнителя своей дочери. Юлиан прощает ему вину и умирает.
Отрывок написан в 1833—1835 гг!  но в КЦ удоды его не включают... а он по духовности - Эверест АСП...

РОДРИГ.  („Чудный сон мне бог послал"). При жизни Пушкина напечатано не было. Черновой автограф—ЛБ № 2375, л. 29 об.—29. Напечатано Бартеневым в публикации „Рукописи А. С. Пушкина"—„Русский Архив" 1881, кн. I, стр. 452; дополнения и поправки даны В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина—„Русская Старина" 1884, сентябрь, стр. 652—653.  Печатается по автографу.   Датируется 1833—1835 гг. Опубликовано в 1881 г. (см. выше). В собрания сочинений Пушкина входит, начиная со второго издания под ред. Ефремова, т. III, 1882, стр. 444—445, как отдельный черновой вариант к стихотворению „На Испанию родную". Как отдельное произведение печатается в собрании сочинений Пушкина впервые. (Н. И.)

РОДРИГ
Чудный сон мне бог послал —
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некой предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: „Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
[Скоро странствию земному]
Твоему придет конец.
Уж готов<ит> ангел смерти
Для тебя святой венец...
Путник — ляжешь на ночлеге,
В <гавань><?>, плаватель, войдешь.
[Бедный] пахарь утомленный,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.

Ныне грешник тот великой,
О котором предвещанье
Слышал ты            давно —
Грешник ждан<ный>
[Наконец] к тебе [приидет]
Исповедовать себя,
И получит разрешенье,
И заснешь ты вечным сном“.

Сон отрадный, благовещный —
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к [моей кон<чине>]?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, творец.
Но твоя да будет воля,

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств        всего.

„О НЕТ, МНЕ ЖИЗНЬ НЕ НАДОЕЛА"  -  При жизни Пушкина напечатано не было. Черновой автограф—ПД № 246. Напечатано А. Ф. Онегиным в публикации „Неизданное стихотворение Пушкина"—„Новое Время" от 29 января 1887 г., № 3922, стр. 1; транскрипция дана Морозовым в академическом издании собрания сочинений Пушкина, т. IV, 1916, прим. стр. 338—339; точнее Б. М. Энгельгардтом в сборнике „Неизданный Пушкин. Собрание А. Ф. Онегина", 1922, стр. 80—82. Факсимиле—там же, стр. 80/81. Печатается по автографу. Датируется предположительно 1830—1836 гг.  Опубликовано в 1887 г. (см. выше). В собрания сочинений Пушкина входит, начиная со второго издания под ред. Морозова, 1903. (Н. И.)

Обрати напоследок нашей дискуссии: это Родриг... есть автограф не датированный... ставят условно 1833-1835. Это после выхода старца ФМ-Ал1 и старушенции ВМ-ЕА из затворов и встреч АСп с посвященными... потом идет Странник...мотив тот же, но страху в Страннике сущ-но больше = конец то ближе...ибо в Родриге еще есть светлая печаль ... даже без видимости страха ...:
Сон отрадный, благовещный —
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить....
ничего исповедального, ничего из поэтических попыток увидеть за горизонтом мирских событий ... при жизни Пушкина напечатано не было!  Естественно

Так вот: хрен с ним - я качеством раствора ... Нам ясно как пень в сырой осенний день:
1) общий "Протокол о намерениях принести АСп в жертву с согласия кандидата №1837"  был известен ему в 1833-34 гг.  согласован со старцами, ЕА и Ал1...Начинается его тема бодания с духом Смерти  - он теперь старец-отшельник даже у себя дома ...
2) Родриг замечателен в этом признании о подписании Протокола о намерениях. По его  условиям жертве надо ждать сигнала ...
3) Когда и кто его подал?
4)  следующие послания нам АСп об этом - Нет, мне жизнь не надоела.. и ... и затем Странник ... Значит сигнал поступил до конца 1835 ... и связан с выходом на сцену Старце СВОП и ФК в Сибири!
5) 1836 год весь занят гоном к казни и боданием АСП с надеждой на Милость владельца Престола и Трона ... все кончается взаимным шантажом о тайнах подлости рождения и блудства... и запуском на сцену заказного д-Антеса с франц его друзьями и кавалер-гардами ...

ищем ответ на центр вопрос следствия:  Когда и кто его подал?    Сигнал: кто хошь твою Натаху – а ты ступай на плаху... как же не замечено это отчаяние:

Напрасно я бегу к Сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
начало июля 1836
Необработанный набросок. За вторым стихом первоначально следовало:
;Так, ревом яростным пустыню оглашая,
;По ребрам бья хвостом и гриву потрясая...

Это будто в гравюры Гюстава Доре...Значит к лету 1836  (еще до Пасквилей, свиданок-признанок НН и дуэльных историй) АСПу было  ясно - не соскочу с Приговора... все ясно и все напрасно.... И отчего так?

При этом:  несмотря на Приговор, прозрение судьбы и близкой смерти в 1835 ... он в кого то влюбляется ... :
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

я отказался от офиц трактовок и упаковки лирики АСп конца 30-х в так наз-ый "каменоостровский цикл" - больно он уж каменный  как обелиск  аль чей пиписк...я рассмотрю все, что овладело п-ным темой смерти уже с 33 года и кончил то он тем, что отказался от погребения на публичном кладбище: по хроносу - это последнее стих темы:

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,

это, братец, 14 августа 1836 (!)  нет еще никаких пасквилей и пр. АСП сидит на даче: мысль видно одна =... так жить нельзя ... да и вообще жить больше нет ни желания, ни сил...поэтому дуэль была для него абс ... нет не удачной - просчитанной и выверенной без рисков иного исхода избранного финала пиесы La Comedia....

и уже после разного осмысливания темы Казни, Смерти, Приговора, Милости и Напраслины (тщетности избегнуть сей невыносимой кары...) и избрания места захоронения (только не на публичном коммунальном кладбище …в непубличном! месте - точнее - почти безлюдном – ибо довершить ритуал масонам было б легче.... это пушкинский умысел в его последней игры насмерть...) и только затем следует Я Памятник себе

Литературовед Е. Жаринов:

«У Пушкина было гениальное предощущение своего завершения жизненного пути»