Р6 Боратынский Пушкин Лермонтов и космология с раз

Поль Читальский
Боратынский, Пушкин, Лермонтов
и космология с разговором звезд

Илл. художника М. А. Курушина (1986)

Первым к космологии в русской поэзии пушкинской вроде бы поры обратился Евгений Абрамович Боратынский, написавший в 1824 стихо-творение "Звезда", где есть такие 4 стиха:

Себе звезду избрал ли ты?
В безмолвии ночном
Их много блещет и горит
На небе голубом.
Но юный Пушкин в Наездниках (1816) уже обратил взор с двугорбого Парнаса к проблеме космологии :
Глубокой ночью на полях
Давно лежали покрывала,
И слабо в бледных облаках
Звезда пустынная сияла.
При умирающих огнях,
В неверной темноте тумана,
Безмолвно два стояли стана
На помраченных высотах.
В год "командирования на юга" (1820) он пишет
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
В тревожном бунташном 1825-ом он занят астрологией - составлением и чтением натальной и хорарной карт :
Под каким созвездием,
Под какой планетою
Ты родился, юноша?
Ближнего Меркурия,
Аль Сатурна дальнего,
Марсовой, Кипридиной?
Уродился юноша
Под звездой безвестною,
Под звездой падучею,
Миг один блеснувшею
В тишине небес.

В 1829-ом Пушкин, теряя интерес к стихосложению и моделируя свой уход под венец и следом быстро в Вечность, увлекся космологией и записал:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
В 1830-ом - отрывочно :
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа — запад темно-красный,
Слева — бледная луна.

Но недолго корчилась старушка в высоковольтных проводах космологической студии «Темный мир Тёмной материи с Темной энергией» - последователь Пушкина в школе гармонизации стиха, гладкописи и сладкозвучия русского стихосложения М.Ю. Лермонтов (МЮЛ) написал пятистопным хореем с «анапестическими ходами» (см. Лермонтовская энциклопедия, 1981, Роднянская) = космологический гимн в роковом 1841-ом:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1843, № 4).
 
рис. А. Г. Якимченко Тушь. 1914

История этого диалога звезд в видениях МЮЛ такова.
Звезда (Вверху одна...) (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал.
(1830-1831)

Звезда (Светись, светись, далекая звезда...) (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко...

Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но, как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя - смотреть его хочу...
(1830)

В диссертации «О Сущем и Смерти» МЮЛ в отрывке «Смерть» (1830/31) признался, что в черной дыре видений и озарений:

Я вздрогнул, прочитав свой жребий.
Как? Мне лететь опять на эту землю,
Чтоб увидать ряды тех зол, которым
Причиной были детские ошибки?
Я на Творца роптал, страшась молиться,
И я хотел изречь хулы на небо,
Хотел сказать…
Но замер голос мой, и я проснулся.

В 1831-ом:
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

В 1837-ом:
По смерти учителя гармонизации стиховедения п стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837):
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
 
В 1840-ом:
Теперь остынувшим умом
Разуверяюсь я во всем.
И вот финал 1841-го:
«Выхожу один я на дорогу…»
Ночь тиха.
Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.
 
Лермонтов был философичнее Пушкина ... Он был космологом и спецом по космогонии, теогонии и антропологии
Отчего ж не он первый в рейтинге Русского Парнаса?
Кто-то метко ответил:
А потому, что не дошел до простоты...

***
Образцы космологии русской поэзии:

Звезда (Евгений Абрамович Баратынский)
Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встает,
Ярчей горит она?

Нет! утешает свет ее
Расставшихся друзей:
Их взоры, в синей вышине,
Встречаются на ней.

Она на небе чуть видна,
Но с думою глядит,
Но взору шлет ответный взор
И нежностью горит.

С нее в лазоревую ночь
Не сводим мы очес,
И провожаем мы ее
На небо и с небес.

Себе звезду избрал ли ты?
В безмолвии ночном
Их много блещет и горит
На небе голубом.

Не первой вставшей сердце вверь
И, суетный в любви,
Не лучезарнейшую всех
Своею назови.

Ту назови своей звездой,
Что с думою глядит,
И взору шлет ответный взор,
И нежностью горит.
Июль — начало августа 1824

Фёдор Тютчев

Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной, -
Но днём, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
Фет А.А. - Молятся звезды, мерцают и рдеют…
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей неподсильные битвы,
Слезы в алмазном трепещут их взоре —
Всё же безмолвно горят их молитвы.
Год написания: 1883

Александр Блок

Мерцали звезды. Ночь курилась
Весной, цветами и травой.
Река бесшумная катилась,
Осеребренная луной.
Хотел я с этой ночью слиться,
Хотел в блаженстве без конца
Позволить счастьем насладиться
Душе сгорающей певца...
Но всё, к чему стремился пламень
Моей души, - разбито вновь...
На дне речном я встретил камень
И схоронил свою любовь...
Река - девица. Звезды - очи...
Она, как прежде, хороша...
Но лунный блеск холодной ночи -
Ее остывшая душа.

До первой звезды (Марина Ивановна Цветаева)
До первой звезды (есть ли звезды еще?
Ведь все изменяет тайком!)
Я буду молиться — кому? — горячо,
Безумно молиться — о ком?

Молитва (равно ведь, о ком и кому!)
Растопит и вечные льды.
Я буду молиться в своем терему
До первой, до первой звезды!

"Звезды — это грезы ангелов подлунных" (Игорь Северянин)
Звезды — это грезы ангелов подлунных,
А цветы земные — это слезы их.
А мечты поэта — нимфы на бурунах,
А ручей меж лилий— вот поэта стих.