Рецензия на фильм Эквилибриум

Анатолий Зоренко
Решил тут написать про кино, которое я несколько раз смотрел в юности, но понять не смог. И не могу до сих пор...

Итак, Эквилибриум. Этот фильм любим многими поклонниками жанра "антиутопия". Многие считают, что он незаслуженно обделён вниманием и забыт, хотя мог бы стать чем-то вроде ещё одной "Матрицы". Я не вхожу в число этих людей и считаю, что фильм не снискал широкой популярности абсолютно заслуженно - как и подобает... глупости. Да, кино глупое - глупость лежит в самой основе его сюжета:

Суть в том, что где-то в мире будущего эмоции оказались под запретом - в прямом смысле. Для их подавления люди принимают некий препарат, что (якобы) способствует комфортной жизни. А тех, кто отказывается от препарата, государство объявляет преступниками. Ибо, по логике гос-ва, это эмоции всему беда, причина преступлений и войн. Что, если задуматься, вообще не верно! Очень часто преступления совершаются не из-за эмоций, а из-за нужды; а преступникам, наоборот, приходится как-то заглушать эмоции, т. е. совесть. Далее - о войне... И с ней ещё более масштабный пр**б. Не эмоции - причина войны, а амбиции. Амбиции ГОРСТКИ людей, которые заставляют толпу идти на убой именно через управление её ЭМОЦИЯМИ. Ибо зачем была придумана пропаганда, заставляющая ненавидеть врага? А такое чувство, как патриотизм, разве не следствие... эмоций? В общем, эмоции - это лучший друг политиков, а умение управлять эмоциями толпы всегда ценилось на политической арене! А что же в фильме? Вместо ораторского искусства там показана идеологическая промывка мозгов логически выстроенной информацией, рассказывающей о том, почему эмоции - это зло. У такой подачи минимум 2 минуса. Во-первых, все люди разные, и среди них немало (мягко говоря) тех, кому будет откровенно скучно слушать бесконечные бубнящие нравоучения; именно поэтому хорошие ораторы делают упор на эмоциональность вкупе с краткостью мысли - такая формула универсальна, позволяет достучаться до любого человека. А во-вторых, даже те, кто проникнется "бубнящей, но логичной" пропагандой, захотят над ней задуматься и запросто могут прийти к выводам, что эмоции не так уж плохи, ибо не являются первопричиной любого зла на Земле. Понятно теперь, почему политики делают упор на красоту речи и "эмоциональное заражение" слушателей, а не на философствование? Если ты хочешь навязать людям какую-то ненужную им идею, ты уж точно не станешь читать лекции, которые одних утомят, а других, что ещё хуже, заставят ДУМАТЬ. Это может быть безопасно для гос-ва лишь в том случае, если его идеология является истиной в последней инстанции, да вот только... тоталитаризм - не про это; и даже сам фильм заявляет о том же. Иными словами, как там смогла установиться "безэмоциональная диктатура" при загнанном в могилу ораторском искусстве и невозможности "проповедовать" правдивую информацию - тот ещё вопрос.

Теперь вернусь к подтеме амбиций, виновных в развязывании войн куда чаще эмоций. Амбиции и эмоции - не одно и то же. Порой эмоции мешают осуществлению амбиций (вспоминаем про преступления и совесть). А у безэмоционального гос-ва явно есть свои амбиции, судя по тому, как оно правит железной рукой... Так откуда ж могут взяться гарантии, что у безэмоциональной диктатуры не возникнут амбиции распространить свою идеологию на... соседние страны? Вот вам и причина для вооружённого вторжения, для... войны. И у такой военной машины уже не будет стоп-крана в виде эмоций, ибо они под запретом, как главная причина начала войн. И объяснить этот парадокс тоже удалось бы по классической схеме "это другое"; дескать, это не мы хотим войны, а враги - они слишком эмоциональны и потому представляют опасность для всего мира; а мы всего лишь хотим эту опасность нейтрализовать. Напасть, пока не напали на нас, так сказать; ибо лучшая защита - это нападение. Той же логикой мы руководствовались, когда избавлялись от собственных "эмоциональных" граждан, так что и аналогичной внешней политике не удивляйтесь...

В итоге, отказ от эмоций даже в теории не мог стать решением проблем; и как те люди могли начать страдать такой фигнёй, я решительно не понимаю. Изначально это не могло быть даже чьим-то хитрым планом по удержанию власти и оболваниванию населения, т. к. для этого нашлись бы более простые, а главное РАБОЧИЕ альтернативы. Эквилибриум же - нерабочая система, которая слишком уж просто разваливается при ближайшем рассмотрении. Короче, это ещё одна глупая антиутопия вроде "Голодных игр" и "Дивергента"; только для мальчиков. Ну, и снята ещё до того, как всё это стало мейнстримом; потому и не получила хейта, соразмерного популярности, как у более именитых антиутопий нашего времени.

P. S. И люди ещё высмеивали "Судную ночь")) А ведь, если подумать, любимый многими ценителями жанра "Эквилибриум" имеет похожую основу "эмоции - причина агрессии"; но при этом "Эквилибриум" даже менее логичен...