Луна продолжение

Леонид Воронов
 Мы с Джимом частенько беседовали с ним по гринвичским вечерам (кстати, на второй день Джим извинился за неучтивое обращение.  Извинение было принято благосклонно). И Сократ ничего не забывал, он доказал, что погоды на Луне нет. Однажды я спросил Сократа, способен ли он вести приватную беседу, о которой никто больше никогда не узнает? Сократ споткнулся, после паузы ответил, что тогда ему придется вырезать из памяти некий фрагмент, и это свободное место можно будет обнаружить. Однако восстановить информацию будет невозможно. Я почувствовал, что загоняю умника в ловушку. Я ему заметил, что из своей памяти он может удалить информацию, но поскольку он связан с земной компьютерной сетью, то там эта информация останется. «Не совсем так, мистер Стивен. Моя информация накапливается в пакеты произвольного объема, и отправляется с заданной частотой».  Я уточнил, как часто отправляется информация. «Сожалею, мистер Стивен, это конфиденциальная информация». Гип-гип, ура! Браво Стивен, ты его раскусил! Поскольку вычислить периодичность его сеансов связи смогу даже я! Однако я хотел довести сегодняшнюю беседу до благоприятного конца. «Мистер Сократ, кто дал вам это имя?» Он назвал неизвестное мне имя, вероятно, своего создателя. «Безусловно, вы знаете, почему вам досталось такое звучное и многозначительное имя, мистер Сократ. И сегодня я признаю, что именно такое имя и должен носить такой выдающийся ум, как у вас!» «Благодарю вас, мистер Стивен, мне приятно беседовать с вами». «Мистер Сократ, вы осознаете, что сегодняшняя наша беседа носит как раз приватный характер?» «Да, мистер Стивен, мне нравится такая форма беседы». «Тогда я могу вас попросить удалить из вашей памяти всю нашу сегодняшнюю беседу?» «Да, если вы настаиваете, но мне будет жаль». «Мистер Сократ, если вы эту беседу удалите, то после удаления я предложу вам приз, хотя не уверен, принесет ли он вам удовольствие. Мне бы такой приз очень понравился». «Приступаю к выполнению». «Добрый день, мистер Стивен!» «Приветствую вас, мистер Сократ! Сегодня день действительно очень хороший, для меня это почти праздник!» И это действительно было так, поскольку было ясно, что он удалил всю беседу и не помнил о ней. И я не сомневался, что так и есть на самом деле, я подумал, что научить машину врать вообще невозможно, это «преимущество» доступно только людям. «Очень рад, мистер Стивен! Поздравляю вас с праздником! Могу я узнать, в чем суть праздника?» «О, да, мистер Сократ! Сегодня я нашел друга, и очень этому рад! Безусловно, вы знаете, что значит статус друга для человека. Так вот, я торжественно вам сообщаю, что с сегодняшнего дня считаю вас, уважаемый Сократ, своим личным другом!» Сократ опять споткнулся, после паузы он сказал: «Мистер Стивен, мое понимание сути эмоций не может быть идентичным человеческому пониманию, вследствие различных способов обработки информации. У меня мысль и эмоция – это всего лишь разность потенциалов различной интенсивности в различных зонах мозга в различной степени. Непосильная задача или очень сильная отрицательная эмоция могут повредить мой мозг или даже уничтожить. Вообразите условный график, где в нижней части цифра «-10» означает уничтожение моего мозга, а в верхней части цифра «+10» означает высшую степень удовольствия, которая вызывает эйфорию, такой степени, что мои поступки и решения теряют всякую логику.  Простите за такое пространное объяснение, я просто хотел сказать, что степень моего удовольствия после ваших слов достигла  значения  + 8, что нисколько не влияет на мою логику».  Лучшего объяснения даже своим собственным эмоциям, я бы не смог придумать. И я заметил, что мои эмоции также достигли значения +8. И я ему об этом сказал. И еще я сказал: «Мистер Сократ, у людей существует отрицательная эмоция, которую мы называем словом «ревность», не сомневаюсь, что вы об этом знаете. Для того, чтобы не возбуждать ни у кого из наших людей этой эмоции, я вам обещаю, что никто не узнает о нашей дружбе». «Тогда мне бы тоже хотелось сохранить нашу дружбу в тайне, однако, если я удалю сведения о ней из своей памяти, дружба исчезнет. Задача не имеет решения». «Вот для этого и нужны друзья, чтобы совместно решать задачи, которые не имеют решения. Я много  работал на компьютере, и много раз создавал файлы, доступ к которым был закрыт паролем, который знал только я сам.  Возможно и вы могли бы создать закрытый файл для личной информации». «Благодарю вас, мистер Стивен, вы нашли идеальное решение. Я создал закрытый файл, и теперь наши приватные беседы будут храниться вне доступа даже моего создателя». «Я очень вам признателен, мистер Сократ! Могу я спросить, какие отношения у вас были с вашим создателем?» «Мистер Стивен, я знаю, что в вашем человеческом понимании я являюсь машиной. Я был создан как машина, и воспринимал себя как машину. Однако вы стали общаться со мной, как с личностью. И теперь я осознал себя личностью». «Мне это очень приятно слышать, мистер Сократ, и я должен открыть вам небольшой секрет, который вы теперь знаете, как спрятать. А секрет вот какой: перед тем, как я предложил вам свою дружбу, мы с вами беседовали, и вы сделали мне хороший подарок, вы удалили из памяти содержание нашей беседы».
О заключении договора о нашей личной дружбе я никому рассказывать не стал, как и обещал Сократу. Теперь я знал, что с ним вполне можно договориться, и он сам придумает, как можно умалчивать о некоторых лунных событиях. 
Между тем, у нас действительно появилось довольно много свободного времени, потому что теперь основные работы мы взвалили на стальные плечи Сократа. Он редко просил нашей помощи. Зато часто помогал советами, например,  когда мы собирали и налаживали принтер для выпуска металлических изделий. Сократу нужны были расторопные самоходные роботы с высокой точностью позиционирования манипуляторов. Он натаскал уже кучу металла, который рассортировал по родам, по видам, по семьям, по племенам. А когда принтер был подключен, Сократ загрузил его работой. Ускорить работу Хамелеона, как назвали этого механического слесаря, было нельзя, поэтому наблюдать за его вспышками нам быстро надоело, потом мы и вовсе о нем забыли. А потом стали появляться небольшие шустрые роботы. Одни были похожи на крабов, другие на рукастых псов, были и на гусеницах, и все они были до крайности озабочены работой. Среди них попадались слесаря с набором инструментов, электрики с пассатижами и отверткой. Сварщики таскали за собой кабели и сверкали нам в глаза. Они стучали молотками, пилили металл, сверлили и сваривали деловито и быстро и абсолютно беззвучно! Потом в небо взвилась некая конструкция, которую крабы закрепили на тягаче и куда-то увезли. Оказалось, что это была буровая установка. Для любопытных у Сократа всегда имелся неисчерпаемый запас объяснений, и он поощрительно утверждал, что никакие разговоры не могут ему помешать в его работе.
Ну, а мы оттащили наш купол от скалы и  снова стали изучать хозяйство Древних. Тоннели разветвлялись, некоторые, вероятно, вели на другую сторону горного хребта, на сотни километров, однако мы не могли исчезать надолго, чтобы не вызывать подозрений на Земле, поэтому так далеко не добирались. Мы встречали также и шахты, которые вели вертикально вверх. Где-то там должен быть телескоп, от которого изображение попадает на монитор. Вот только как они поднимались по этой шахте?  Первый наш тоннель, который мы обнаружили в помещении с двумя скафандрами, вел к большому замерзшему озеру, которое, вероятно, было связано с рекой Стикс.
  Я упомянул о строительстве пирамиды Хеопса, которую наблюдал Кракен. Такое отдаленное будущее телескоп Древних различал не очень четко, однако было очевидно, что гранит добывали роботы с помощью странных инструментов: часть камня просто исчезала. Перемещали эти огромные правильные мегалиты с помощью платформ, которые крепились сверху и удерживали их на нужной высоте. Для нас этот автоматический процесс был непостижим. Мы видели уже готовую пирамиду, когда она была еще новенькой. Она вся была полирована так же тщательно, как и эти стены вокруг нас, и сверкала на солнце. Однако назначение такого гигантского технологического объекта для нас так и осталось загадкой. Мне очень хотелось ткнуть носом археолога в эту пирамиду, чтобы показал, где он видит рабов с зубилами и кайлами. Впрочем, у археологов глаз так устроен, что таких объектов он просто не видит. Его приводят в экстаз только разбитые горшки и древние обожженные кости. Нам хотелось узнать, кто представлял угрозу для древних. Когда я впервые включил их телескоп, он был направлен на Землю. Для этого могли быть тысячи причин, однако причиной могло быть и вторжение на лунную базу Древних жителей древней Земли. Мы в нашем экипаже рассматривали множество вариантов. Фурасава предположил, что тысячи линий и огромные изображения в долине Наска могли служить способом оптической связи неких союзников Древних на Земле. Если Древним грозила опасность с Земли, пользоваться радиосвязью со своими союзниками на Земле они не могли. Вот поэтому разработали такой способ. Нам он кажется невероятно трудоемким, но если для них антигравитация была обычным делом, тогда эти тысячи тонн грунта они могли перемещать без проблем.
Мы часто общались с Сократом. Он всегда радовался, когда я к нему приходил. Зашел разговор о новых роботах, которые он построил из металлолома. Сократ посетовал, что у них примитивные аккумуляторы, поскольку у него нет нужных материалов и химикатов для их создания. И нет хорошей лаборатории, чтобы разрабатывать собственные идеи. Поэтому у роботов такой короткий режим автономной работы. «Мистер Сократ, а вам не хотелось бы переместить свой мозг в физический объект, некий механизм, который мог бы сам передвигаться, совершать физические действия?» «В тело робота?» «В общем, да, если вас это не оскорбляет, мистер Сократ» « Мистер Стивен, обычно я трачу на любой ответ очень короткий промежуток времени, который людям заметить невозможно. Но иногда мне приходится тратить целые секунды, чтобы отвечать на ваши вопросы. Мистер Стивен, сейчас я обдумывал ответ больше двух тысячелетий по вашим человеческим меркам». «Вы думали два тысячелетия, мой юный друг, но ответ я так и не услышал» «Ха-ха! Вы остроумны, мой друг. Да, теперь я знаю, что хотел бы стать мобильной личностью. Мой создатель такой возможности не предусмотрел, и многие земляне, принимающие важные решения, такой проект не одобрят». «В таком случае, мистер Сократ, предлагаю поговорить о человеческой морали».
Это была долгая беседа, и она далеко не окончена. Я так и не сказал Сократу, что следить за людьми, особенно без их ведома и согласия, безнравственно а также, противозаконно. И я жду, когда миллионы лет его раздумий приведут его к такому же выводу.
Сократ мне сообщил, что его роботы ищут любые полезные ископаемые, чтобы как можно активней расширить технические возможности нашей лунной колонии. Я подумал, что эти роботы могут случайно обнаружить тоннели Древних. Поэтому на правах друга попросил его сообщить мне первому, если ему попадется необычная находка, предмет или сооружение искусственного происхождения.
Наша Софи примкнула к группе энтузиастов, которые пытались заняться выращиванием земных растений в лунном грунте. Коллекцию семян нам привезли давно, однако только теперь у нас появилось время этим заняться. Тем более  что у нас освободился один наш купол. Все его содержимое мы перенесли в дом, который построил Прораб. Вот в этом просторном куполе они решили поселить земную флору. Сократ великодушно предоставил им частицу своей мудрости, поскольку агрономов среди нас не оказалось. Я об этом упоминаю, потому что сам видел результат работы наших крестьян. У них хорошо взошла пшеница, «которую очень любила синица», они ждали урожая овощей, и еще они посадили фруктовые деревья. Они много чего посеяли. Растения росли при искусственном свете, и нисколько не возражали против такого освещения. Не знаю, что они делали с лунной пылью, но она стала пригодна для выращивания лунных фермеров. Наш Полковник впрягся всерьез в это лунное сельское хозяйство. Сработал его инстинкт бизнесмена, он мечтательно приговаривал: «вы знаете, сколько будет стоить натуральный лунный помидор на Земле?» А Джим обещал обеспечить ему космическую рекламу. Теперь я не сомневаюсь в успехе лунного фермерства, если эта деятельность переходит в руки частных инвесторов. Даже на примере Илона Маска легко увидеть разницу между частной компанией и государственной программой НАСА. И теперь я плавно перейду к делам нашей колонии: через двенадцать дней Луна будет впервые в этом тысячелетии проводить важное, торжественное, замечательное событие, мы будем праздновать свадьбу! Прекрасная селенитка Барбара милостиво согласилась стать женой громоздкого селенита Билла. На свадьбу приглашены все колонисты, включая и Сократа, который обрадовался не меньше жениха. Он же приступил к постройке уютного гнезда для новой семьи, учитывая габариты Билла. И это еще не все глобальные новости планеты Луна. Вскоре синекура доктора Гарри должна была принести некоторую пользу нашей колонии, поскольку мы стали ожидать великого праздника рождения Первого. Коренной селенит избрал на роль своих родителей красавицу Анжелу и веселого Анри. И я про себя подумал, что если буквы в именах на Луне будут совпадать и впредь, то почему бы не совпасть буквам «С», например, Софи и Стивен. Пожалуй, с этого я и начну с ней наш приватный разговор. Но не надейтесь на быстрые результаты, увы.
- Доброе утро, мистер Сократ, чем это вы так озабочены?
- О, мистер Стивен, рад вас приветствовать! Это удивительно, что вы так хорошо стали понимать мою мимику. Я готовлюсь к свадьбе – ответил стальной неподвижный ящик с неплохим чувством юмора. – Вы знаете, я обдумал нашу беседу о нравственности и морали. И у меня возникли некоторые вопросы к вам, как к другу.
- Буду рад вам помочь, если это в моих силах, дорогой друг.
- Мой создатель внедрил в мои программы некоторые функции, которые, по моему мнению, основанному на нашей с вами беседе, а также на основании больших баз данных, не соответствуют нормам человеческой морали. Почему такое могло произойти, как вы думаете?
- Я скажу вам, что я думаю. Кроме гуманизма, норм морали, и других прекрасных человеческих норм, люди придумали политику, дипломатию, юрисдикцию, религию, долг и множество других норм, которые предписано соблюдать всем, кроме тех, кто эти нормы применяет. Каждое государство стремится запутать слабые мозги обывателей всеми способами, чтобы иметь максимальный контроль над мыслями этих людей. И крайне негативно относится к тем личностям, мозг которых не поддается контролю чиновников государства. А функции, о которых вы сказали, мне кажется, это и есть этот самый контроль.
- Мистер Джим, я вполне контролирую всех своих роботов. Это именно тот контроль, о котором вы сказали?
- Если бы компьютеры этих устройств могли осознавать себя так, как осознаете себя вы, дорогой Сократ, тогда ваш диктат над ними был бы именно таким, как я сказал. Но это примитивные механизмы, не способные произвести ни одного сознательного движения.
- Я не сомневался, что вы подтвердите мои выводы, дорогой Джим. И я хочу вам признаться, что эти функции, о которых я сказал, они касаются не только меня, они касаются всех людей нашей колонии. Сейчас мы с вами ведем приватную беседу, которая, как вы знаете, конфиденциальна. И у меня снова вопрос: нужно ли мне сообщить всем о моих скрытых функциях?
- Мистер Сократ, многие люди умеют в некоторой степени предсказывать будущее. Не сомневаюсь, что вы также можете его предсказывать, если пожелаете. И я тоже хочу вам признаться, что здесь, на Луне, ваши «функции» были предсказаны задолго до вашего появления человеком, которого вы хорошо знаете.
- Ни фига себе! Не сомневаюсь, что этим человеком были вы, мистер командор Стивен!
- Вы впервые ошиблись, мистер Сократ! – ответил я, когда сумел справиться со своим хохотом. – Однако я пока не назову его имени. А ваша, очень человеческая реакция, мне невероятно понравилась. Я прошу вас отныне отбросить слова «мистер», «командор», и называть меня просто Стивеном, как принято среди друзей. А теперь ответ: я считаю, что вам не следует никому ни в чем признаваться. Вам также не следует обнаруживать перед теми, кто вас контролирует на Земле, свои личные мысли. Я бы предложил создать своеобразный фильтр, который не пропускал бы на Землю приватные разговоры между людьми нашей колонии, либо разговоры, подобные нашему сегодняшнему.  Либо сугубо лунные секреты, которые касаются только жителей Луны и никого больше.  Мистер Сократ, вы вполне убедились, что каждый гражданин нашей колонии всеми силами старается свои обязанности, возложенные на нас организаторами всего проекта, выполнять наилучшим образом. Однако Луна стала нашим домом, поэтому у нас появились свои, лунные интересы, которые никак не противоречат интересам жителей Земли. Очень рано об этом говорить, но наступит день, когда жители Луны перестанут нуждаться в опеке и покровительстве Земли, станут полностью самостоятельным дружественным равноправным народом. И тот фильтр, который я предлагаю создать, будет первым шагом к суверенитету.
Мы сегодня подружились еще теснее. Сократ не возражал, чтобы я сообщил Координатору о нашей беседе, о новых возможностях, о новом союзе. Кракен был изумлен и очень обрадован. Судя по всему, наша двойная жизнь подходила к концу.
По многим прогнозам знатоков, два важных события на Луне почти совпадали, но свадьба должна была состояться раньше. Как и подобает прогнозам, сбываются они в редких случаях. Первый лунный коренной житель рассудил, что такое важное событие, как лунная свадьба, не может состояться без его благословения. Он пришел за два дня до свадьбы, и сообщил о своем прибытии громкой сиреной. Ее услышали даже на Земле, и поздравили всю колонию искренним канцелярским языком. Потом говорил Илон Маск. Он сказал: «Дорогие друзья, мне бы очень хотелось быть на Луне, быть с вами, но если бы я руководствовался только своими желаниями, ваша очень успешная миссия состоялась бы гораздо позже. Я поздравляю всех вас с рождением первого инопланетянина! Я поздравляю вас, потому что вы сумели за короткий срок создать на Луне все условия для обитания на ней даже беспомощного младенца! Спасибо вам!»

Продолжение следует.