Борис Житков- моряк, писатель

Леонард Позолотин
Борис Степанович Житков -моряк, путешественник- исследователь, писатель.
Окончил естественное отделение Новороссийского университета  в Одессе(1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища.
Но в первую очередь он был именно моряком. Основной профессией на протяжении всей жизни Бориса Житкова было морское дело. Капитаном научно-исследовательского судна, на котором обошел  полмира, побывал во многих портах не только России, но и других стран. Во время своих плаваний Борис Житков выучил более десяти различных языков, на которых мог вполне свободно изъясняться, это турецкий, арабский,греческий, итальянский и другие. Свободно он владел французским, английским и немецким языками.
Борис Степанович Житков – человек необычной судьбы. Он родился в Новгороде 30 августа 1882 г. в интеллигентной семье. Отец, Степан Васильевич Житков, преподавал математику в новгородской учительской семинарии. Мать будущего писателя, Татьяна Павловна, была пианисткой, училась у самого Антона Григорьевича Рубинштейна. Дети Житковых – три дочери и младший сын жили среди книг и нотных тетрадей, среди разговоров о математике, физике, музыке, литературе. Борис Житков с детства играл на скрипке.
Генетически ему было суждено стать моряком. Три брата отца были военными моряками. Двое из них – герои обороны Севастополя, и все трое вышли в отставку в адмиральском чине, четвертый брат был морским инженером, он строил маяки на Черном море; пятый брат Степана Васильевича Житкова погиб молодым во время учебного кругосветного плавания. Все трое братьев Бориса Житкова также связали свои жизни с различными морскими профессиями.
С 1890 г. семья Житковых переехала в Одессу, где жили его два брата и сестра.  В Одессе Степан Васильевич, отец Бориса Житкова, поступил на службу в «Русское общество пароходства и торговли». Там будущий писатель впервые увидел море, которое стало главной страстью его жизни . Они жили прямо в гавани, на Военном молу. 
Все, что манило мальчика в книгах и рассказах старых моряков, он увидел воочию: море, порт, океанские пароходы, белоснежные парусники,
Среди матросов, грузчиков и прочего портового люда Борис быстро стал своим человеком. С гаванскими мальчишками ловил рыбу и крабов. И со взрослыми легко находил общий язык, и те относились к нему с уважением, как к равному. В Одессе, в том же дворе, где жили Житковы, помещались мастерские Русского общества пароходства и торговли — токарные, слесарные, столярные. «В раннем возрасте он мастерил лодочки, — рассказывает его сестра, — а теперь делал настоящие модели яхт… Рабочие с охотой возились с любознательным мальчиком, учили его, давали в руки инструменты, подпускали к станкам». Когда ему было одиннадцать лет, родственники подарили Житкову парусную шлюпку. и скоро Борис научился владеть парусом и рулем
В 1892 г. Борис, получивший начальное домашнее образование, поступил в первый класс 2-й Одесской прогимназии. В этом учебном заведении и происходит знакомство Житкова-младшего с Николаем Корнейчуковым — будущим писателем и переводчиком Корнеем Чуковским, а также с Владимиром Жаботинским — будущим основателем Еврейского легиона.
Чуковский вспоминал: «С Борисом Житковым я познакомился в детстве,. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии, Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка под парусом. Он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов…» .
Окончив гимназию, Житков в 1900 году начал изучать химию и математику в Новороссийском университете, но через год перешел на факультет естественных наук.  Борис сделался членом яхт-клуба, участвовал в гонках яхт, изучал парусники, водил *"дубки"*. В студенческие годы сам вместе с товарищем построил "Секрет"- небольшой парусный бот с каютой.
  В годы студенчества, летом нанимался матросом на парусники или грузовые пароходы, побывал во многих  портах Черного и Средиземного  морей -Констанце, Варне, в Константинополе, Яффе, Неаполе, Марселе, Александрии, Порт-Саиде  и других портах 
Морская наука шла своим чередом. В Одесском училище торгового мореплавания он экстерном сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.
Когда началась революция 1905 г., Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. По поручению стачкома Б. Житков на парусном судне «дубок» отправлялся в Констанцу, Варну и Измаил.
В 1906 г. Борис Житков окончил Новороссийский университет.  Имея диплом Штурмана дальнего плавания, в качестве капитана и ученого по поручению университета, Житков отправляется в ихтиологическую экспедицию по Енисею. Ему было поручено обследовать Енисей до самого устья, до Ледовитого океана, и изучить водящихся в реке рыб.
По прибытии в Красноярск Житков получил специальное моторно-парусное судно «Омуль», но в разобранном виде, и Житкову пришлось собирать судно самому, вместе с ярославскими плотниками-переселенцами.. Научное путешествие завершилось успешно и  «Омуль» благополучно вернулся в Красноярск..
После окончания экспедиции, в 1909 г. Житков поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге.
В 1910 году Б. Житков был направлен в Копенгаген на завод «Атлас», на практику. Работает по 10 часов в сутки. Осенью опять за книги.
Летом 1912 г., во время морской практики, Б. Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром, но имея диплом штурмана дальнего плавания, к концу путешествия уже был помощником капитана.  В плавании, он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал, Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток.
В 1914-м году Борис Житков командирован в Николаевский судостроительный завод, принимает участие в завершении строительства броненосца “Мария”.
В 1915 году в Архангельске как инспектор “Русского Ллойда” занимался проверкой морских судов.
Затем Житкова призывают на военную службу в морской авиации. В 1916 году, после окончания института и срочного выпуска гардемаринов, Борис получает звание прапорщика по авиационной части и его направляют в распоряжение Военного морского штаба. Штаб командировал его в Англию принимать моторы для самолетов и подводных лодок. Через год присваивают звание  подпоручика по адмиралтейству.

После революции, Борис Житков вернулся в Одессу, устроился работать морским инженером в порту. С 1918-го по 1920 год Одесса попеременно находилась под властью иностранных армий и Центральной рады, атамана С.В. Петлюры и генерала А.И. Деникина. Учитывая его участие в революционных событиях 1905 года в Одессе,Житков был вынужден скрываться. Отпустив бороду, он служил сторожем на «университетской даче», потом рыбачил вдалеке от города, на пустынном берегу. Этот период нашёл позже отражение в рассказах «Варька», «Беспризорная кошка».
Весной 1920 года Б. Житков от отдела губнаробраза направлен заведующим технического училища в Тираспольский уезд, в 1922 году преподавал черчение, химию, физику в Одессе на рабфаке.

Осенью 1923 года Житков уезжает в Петроград к своему другу К. Чуковскому. В Петрограде он ищет работу на заводах, в порту, в проектировочных бюро. Он всё ещё считает себя кораблестроителем-инженером.
Борис Житков даже не пытался публиковать свои рассказы, пока Корней Чуковский не посоветовал ему издать их, чтобы поправить своё финансовое положение.  Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку.. . В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал». С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику — «Мастеровой». Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».
В рассказе «Микроруки» он описал микроскопические устройства, сходные с нанотехнологиями, которые действительно начали развиваться в 21;м веке
В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы».
Он писал о дружбе и товариществе, о настоящей храбрости и мужестве в самых критических ситуациях, в которые нередко попадают его герои, например в рассказах циклов «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и других.
 
Он писал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
При описании животных писатель находит в их поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании,
Ему принадлежит идея создания еженедельного журнала-картинки для ребят, еще не умеющих читать (сейчас это комиксы).
Повесть-энциклопедия «Что я видел», опубликованная в 1939 г. посмертно, стала вершиной его творчества и настольной книгой для многих поколений детей. В ней писатель ведет рассказ от лица маленького мальчика Алеши (Почемучки) и отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша во время путешествия при первом столкновении с новыми людьми, разными жизненными ситуациями, новыми предметами, незнакомыми животными.
Главным своим произведением Борис Житков считал роман «Виктор Вавич», рассказывающий о периоде революции 1905 г. (при жизни автора полностью опубликован не был).
За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей.

Борис Степанович Житков прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.
Значительную часть своей жизни Житков посвятил путешествиям, в ходе которых он жадно впитывал новые знания и впечатления, которые затем и служили ему вдохновением для литературного творчества. В основе многих его произведений лежат личные впечатления от поездок. Наверное, именно поэтому его книги кажутся такими «живыми», когда читаешь их и веришь тому, что написано на страницах.
Борис Степанович Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

прим. *дубки"- дубок -небольшое парусное судно на Черном море