Гибель боллитры

Ritase
 За тектоническими сдвигами последнего месяца обрушение халупы «премиальной литературы»,  худо-бедно   продержавшейся в стоячем положении (или правильнее  в  лежачем состоянии? ) последние  двадцать лет, привлекает не особенно много внимания.  Тем не менее, оно, это падение дома Ашеров,    несомненно будет поучительно  для будущих литературоведов, если  словесность после того, как перестроят — или не станут перестраивать – руины, вообще будет иметь будущее. 

         Это был особый слой книг, выполненных главным образом  своими и для своих; слой самоопыляемый и делящийся почкованием, нежная  субкультурная плесень.    Тиражами в несколько тысяч экземпляров издавались  сочинения, сделанные по последним  политкорректным  лекалам  и призванные  изображать «серьезную», «передовую»,   «большую» литературу – «боллитру». Эти сочинения пролистывались (кто же будет читать такое  всерьёз    без того, чтобы ему заплатили) и обсасывались    в особенном узком кругу; это была  «игра в бисер» –  происходящее отнюдь не  естественным образом, как дыхание,  но по системе особых, доступных лишь посвящённым, правил.  Система   питалась  главным образом за счёт  гос-  и загран- подпитки: дотационные журналы, стипендии, переводные издания, премии… Этот «recycled food» ( буквально, «неоднократно переработанная пища» - слово «recycled» используется на Западе для  процесса изготовления бумаги из макулатуры или получения алюминия из банок из-под пива,  мне трудно подобрать русский аналог выражения) старались  как-то пропихнуть в массы, но корм откровенно   в коня не лез. Простые   люди  упрямо   не желали глотать  политкорректное писево, а немногие независимые критики наподобие Кузьменкова  яростно рихтовали стилистическое и смысловое убожество, дешёвый  эпатаж, псевдо - глубокомыслие, аутизм,  халтуру и упадочность, из которых  в основном  и состоял процесс. Премированные сочинения  расходились тиражами в 3, 5, реже десять тысяч; лишь изредка то или иное чтиво  вырывалось вперёд  на  несколько  десятков – в основном вещи, которые  разбавляли  боллитру  масслитрой, подавая политкорректные идеи под соусом из детектива, лавбургера,  или фентези —  голливуд не первой  свежести    а-ля Гузель  Яхина – которую, полагаю, в связи с ее недавними швейцарскими высказываниями, мы снова узрим  в премированных  не  особенно    скоро, если увидим там  вообще…

      Траки донецких танков  смешали тонкий   культурный слой с грязью. Получатели премий и стипендий сейчас лихорадочно отлетают, отплывают и отъезжают  к далёким  берегам –  точнее,  те из них, кто  не находился там  ранее –  и выдают оттуда  заявления, плохо совместимые с продолжением банкета за счёт РФ.  Список подписантов почти фамилия в фамилию   повторяет списки недавних  лауреатов «Нацбеста», «Носа», «Букера», «Большой книги» и прочих специальных литературных  олимпиад. Путь обратно к кормушке большинству из них   теперь закрыт   – кое-кому явно придётся переквалифицироваться в управдомы… Белые акации, цветы эмиграции… 

     В неделю лесок выгорел дотла, обрушились   могучие дубы и стройные  осины, не дававшие света молодой поросли. Что вырастет  на пожарище?  Без сомнения, грядёт эпоха цензуры, пора  реставрации — частичный  ренессанс  СССР; время  осмыслений и поисков новых смыслов. Всадник доехал до перепутья с  мало обнадёживающей надписью: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь… ». Но  и обратный путь  не обещает ничего хорошего.  Время   присесть в тенёчке и подумать…  Возможно, вновь  наступает пора, когда чтение – без «Нетфликса», HBO и прочего Голливуда    — снова   может встать на повестку дня обычного гражданина… 

  Конечно, есть  шанс на то, что нынешние подписанты еще вернутся под свет  кремлевских звезд  на белых бронемашинах Объединенных Наций; но в обозримом будущем такая перспектива мне представляется некоторым чудом — наподобие прокручивания в обратном направлении  фарша в мясорубке. По-видимому, надо исходить из того, что боллитра в ее нынешнем виде окончательно  перешла из состояния зомби  в состояние  трупа, не вынеся   заколачивания в ее  тушку  кола спецоперации… Так в 90-е сгинул соцреализм, последний раз икнув под перестройкой.

  Может ли выжить  письменность  во времена цензуры? Несомненно. Вся русская классика  за  несколькими  исключениями (Радищев, Чаадаев,  Герцен… ) была подцензурной…Та, которая не была цензурной, была вне…  Откровенно подцензурной была – как минимум до середины 20 века –  и литература Запада.  Запрещали «Песни» Беранже, резали «Цветы зла», изымали «Лолиту» и «Улисса»… Таскали в суд Флобера за безнравственную и пошлую  «Мадам Бовари».  И что?   

Тютчев, который подрабатывал в свое время  цензором,  выковал когда-то  восьмистишие:

«Веленью высшему покорны,
У мысли стоя на часах,
Не очень были мы задорны,
Хотя и с штуцером в руках.

Мы им владели неохотно,
Грозили редко и скорей
Не арестантский, а почетный
Держали караул при ней.»

            Я сам  цензуру терпеть не могу, но ее формальное отсутствие  при недавнем  порядке вещей фактически означает наплевательское отношение к литературе вообще – старой  даме  снисходительно разрешают нести любую чушь, так как   никто не воспринимает ее всерьёз.  Шуту гороховому разрешено говорить то, за что  с приличного гражданина   в момент   снимут голову – одинокий голос человека лучше всего глушится не дубиной запретов, но хором тысячи площадных фигляров из каждого утюга… Запрещая, власть придаёт слову ценность  в глазах даже  тех, кого эту ценность долго и  упорно отучали ценить…  Марио Варгас Льоса  («Цивилизация балагана») придерживался  примерно такого  мнения, и  проводил  аналогию с половой свободой:  по его мнению, запреты и табу, существовавшие до толерантности  и мульти-культи, делали из акта любви нечто более значительное, чем нынешний  эквивалент поедания  гамбургера в Макдональдсе. Это, как мне кажется,  сомнительный аргумент – табу любой сознательный индивидуум может создать себе и сам; однако опыт показывает, что сознательные индивидуумы находятся в обществе в подавляющем меньшинстве (  меня такое наблюдение  всегда немного подавляло) …

    При всех недостатках  весёлого времени у него есть одно преимущество – скучно в такие времена бывает редко. Страшно, тоскливо, муторно — сколько угодно. Скучно — увы…