Дин Рид для нас был звездой первой величины

Михаил Сафиканов
    1973 год. Перед началом концерта Дина Рида из США  в главном здании МГУ (высотка) то и дело в студенческой толпе слышалось:
    — Нет ли лишнего билетика?
   Редко кому удавалось   выйти  из массы  людей со счастливой улыбкой. А как иначе?  Ведь удалось  купить билет на концерт всемирно  известного, революционно настроенного певца  Дина Рида, который будто тайно  приехал в СССР. Песни в его исполнении  у нас в стране слушали  на пластинке, и многие заучивали, а потом пели, К тому же,  он был киноактёром, кинорежиссёром.  Нередко был лихим  ковбоем-красавцем  в  вестернах  о Диком Западе». Такого героя не заметить было нельзя.
   В нашей стране Дина Рида встречали тепло потому, что он выступал против участия США  в  войне  во  Вьетнаме, помогал в выборах социалистического президента  Альенде  в  Чили, за что там  сидел не раз в застенках. Был дружен он  со многими политиками левого толка.
   Нам с однокурсником Александром Лескиным повезло – билеты выдали нам за активность в  общественной работе  и на курсе, и на факультете журналистики. По этой причине мы оказались поближе к сцене – в  пятом ряду.
         
   ЕГО ПЕСНИ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ
   ЗАЛ ПОДХВАТЫВАЛ

   Появление  Дина Рида на сцене было встречено бурными долгими аплодисментами. Когда ведущий концерта сообщил, что Дин будет петь без выгоды для себя, вырученные деньги пойдут в фонд борющихся против чилийской военной хунты, зал снова  аплодировал.
   В то время мы не знали и не пользовались словом харизма.  Не было его в нашем лексиконе. Дин  Рид был высокого роста,  с модной в то время прической под битлов, приятной, открытой улыбкой. Такого раз увидишь – и через  годы не забудешь. Особенно заинтересованно всматривалась на него женская половина аудитории. Вот это и есть харизма!
   Концерт начался. Когда Дин Рид запел песню итальянских партизан в годы 2-й мировой войны «Белла чао»    о революционной борьбе, свободе, любви к  Родине, зал неожиданно подхватил её. Слова припева были настолько зажигательны, что невозможно было удержаться.  Дин не возражал. Более того он сказал, что он не  против,  если и  другие   песни зал подхватит,  «Мы революционеры». Чудо: зал включился в пение.  В эти минуты нам казалось, что это не уже не просто концерт, а концерт- митинг. Тем более, что акустическая гитара по своей мощи и звучанию  могла сравниться, а, может, и превосходить звучание электрической.

   Не только революционные песни, о борьбе за справедливость исполнял Дин Рид, но и популярные тогда:  «Попурри из песен группы «Битлз», «Элизабет», «Джерико», «Моя любовь будет вечно»  и другие.
  Песни Дина Рида слушать бы да слушать, но  концерт подошел к концу.  Смолкли последние аккорды. Девушки одна за другой понесли цветы, чтобы подарить знаменитому певцу, которого империалисты  называли «коммунистическим певцом» и ненавидят его.
     На прощание Дин Рид  студентам и преподавателям  МГУ сказал:
   - Завтра я выступаю перед участниками всемирного конгресса миролюбивых сил. Я безмерно рад, что мои песни служат самому благородному делу мира.
После этих слов зал встал и долго аплодировал. Молодое красивое лицо Дина Рида светилось  в счастливой улыбке.

    H.S.
   Когда я писал этот рассказ, сделал запрос «Песни Дина Рида» и заново стал слушать знакомые мелодии.  Сколько в них души, мощи, энергетики.
Как нам повезло с Сашей Лескиным, что мы попали на тот концерт. Это был такой заряд энергии, что мы еще с большим усердием стали заниматься испанским языком. Нам знания пригодились. Я сдавал кандидатский минимум на кафедре испанского языка в МГУ, получил отличную оценку. По просьбе иновещания  СССР  я выступил на испанском языке в защиту Луиса Корвалана, коммунистического лидера Чили, которого арестовала хунта.
   А Александр Лескин , который учился в международной группе, после выпуска  как корреспондент АПН работал в испаноязычных странах  Кубе и Мексике.