Поиск пропавшего без вести

Владимир Давидович
Неудивительно, что мне хотелось узнать судьбу поего пропавшего без вести отца.
В 1982 году в мои руки попала переписка моей мамы Софии Авраамовны Вайнер с Министерством обороны СССР
о судьбе её мужа и моего отца Давидовича Анатолия Эммануиловича 1912 г.р.
 Переписка началась в 1943 году и безуспешно продолжалась почти 40 лет.
Министерство Обороны регулярно отвечало:
«Пропал без вести в 1942 году», хотя мама в своих  запросах  всегда указывала, что у нее есть письма,
отправленные отцом с фронта в январе и феврале 1943 года, что видно по штампелю Полевой Почты.
Разорвать этот порочный круг маме не удалось, хотя она обащалась в самые разные инстанции. 

Я решил зайти с другого конца и зацепился за фразу  в одном из ответов МО маме в 1976 году: «Полевая Почта 1972 обслуживала 184 стрелковую дивизию».
 
Я запросил ЦАМО (Центральный Архив Министерства Обороны, ЦАМО Подольск, Московской обл. 142100) о судьбе командира дивизии и командира полка.
И получил два одинаковых ответа: «пропали без вести в марте 1943 года».
 Стало ясно, что произошло. Дивизия попала окружение весной 1942 года под Харьковом . И почти полностью погибла. Вместе с со всеми документами.
 
Последние сведения о своём составе дивизия отправила в конце 1942 года. 
Дальше никаких сведений нет.
 Все зачислены в «пропавшие без вести в 1942 году.»
Но сведения о командовании  дивизий отправляет штаб фронта, в окружение не попавший.
Им-то известно, что командир дивизии и командир полка  «пропали без вести в марте 1943 года».
 И я  стал действовать по цепочке:
 Номер полевой почты – Номер дивизии, полка – Название фронта  – Совет ветеранов фронта – Совет ветеранов дивизии– Ветераны.
Так я нашел два десятка  его однополчан, сумевших выйти из окружения  в марте 1943 под Харьковом и рассказавшим мне почти все, что я хотел узнать.
Они стали приглашать меня на их встречи, которые они проводили не в местах побед, а на месте самого жестокого окружения,  в Кегичёвском районе Харьковской области.
На первой такой встрече присутсвовало 6 уцелевших однополчан отца.
 
Номер 4 – рядовой Иван Никонов, как он сам себя назвал «чёрнопиджачник».
Его призвали как только дивизия вошла в Белгородскую область .
Формы и оружия не дали.
«Пойдёшь в своей . Оружие возьмешь у убитого соседа».
 Под 5-м номером Марина Васильевна Волкова-Музылева.
Вначале я воспринял её, как сан-инструктора.

Оказалось «Бэры выщэ!». – Командир взвода пешей разведки,
состоящего из 12 бойцов.
Рядом с ней под номером 6 Петр Иванович Пашков – один из её бойцов.
Номер 7 – капитан Левченко,«особист». Обладал феноменальной профессиональной памятью.
Знал всё о всех.
8-й номер – лейтенант  Толстолуцкий из Тбилиси..
Он со мной подружился, мы долго с ним переписывались.
Номер 9 –  тихий немногословный майор Сухов, командир артиллеристов.
*****************
Позже в одном письме Левченко рассказал мне, что начальник штаба дивизии
Израиль Моисеевич Айоло избежал окружения, ибо незапдолго до этого
его перевёл в свой штаб маршал Рыбалко,
его преподаватель в Академии Генерального Штаба.
Айоло живет в Сухуми.
Я написал Сухумскому военкому.
 
В ответ мне прислали адрес:
Сухуми, Тбилисское шоссе 665, кв 21.
 Я немедленно отправил туда письмо.
 
Вскоре пришёл ответ с адресом А.М.Айолло, бывшего начальника штаба
184 стрелковой дивизии»
 
И я  взял 3 отгула и полетел в Сухуми.
 
Израиль Моисеевич оказался единственным,
кто лично знал и помнил моего отца.
С его помощью я узнал место его гибели с точностью
до двух дней и нескольких километров.
Эти сведения я, уже живя в Израиле, отправил одному замечательному человеку,
Александру Заславскому. 
Этот бывший фронтовик на добровольных началах ведёт поиск следов
воинов-евреев, погибших во время войны.
Он по своим каналам проверил мою информацию
в Центральном  Архиве Министерства Обороны СССР (ЦАМО)
и внёс данные в «Книгу Памяти винов-евреев, павших в боях с нацизмом.»
 
                == В.Давидович, Израиль, 9 мая 2019 = =