6. Хайдар

Валерий Суханов 3
После недельных дождей по северному небосклону над лагерем экспедиции высветились звёзды. Заметно похолодало. Попряталась донимавшая людей и животных мошкА. Костёр прогорел. Только иногда высвечивались отдельные угольки. У потухшего костра сидел Борис Николаевич.
 
Несмотря на все несчастья, с самого начала преследовавшие экспедицию, она завершалась неплохо. Матвеев, по телеграмме, полученной из НКВД, оказал помощь экспедиции, выделив двух лошадей и две оленьи упряжки с нартами. Каюрами были ненец Ламбэй и нганасан Сырайкуо. По распоряжению Островской экспедицию снабдили продовольствием на декаду. Даже, то, что одну из лошадок увёл Роман в надежде добраться на ней вдоль Енисея на Большую землю, не помешало собрать богатый материал по геоботанике и геологии вдоль трассы строящейся железной дороги, соединяющей Норильский рУдник с Енисейским портом Дудинка.

Собрана коллекция эндемичных растений, произрастающих в этой полосе Таймырской лесотундры. Выполнено геоботаническое районирование, экологический анализ ландшафта. Это позволило оценить перспективность оленьих пастбищ и выявить многообразные связи между вечной мерзлотой и почвенно- растительным покровом.
Профессор Варенцов надеялся, что потраченные экспедицией усилия помогут решить многие вопросы освоения Заполярья, в том числе и постройку столь необходимой народному хозяйству железной дороги.

Геологам Худякову и Обоимову повезло выявить признаки крупной залежи каменного угля и участков для добычи строительных материалов, так необходимых для строительства зданий и сооружений в будущем.

Несмотря, на,  казалось, бы успешное завершение экспедиции, профессор был в мрачном настроении. Все дни после смерти на его руках младшего брата он корил себя за то, что не бросил свою карьеру учёного и продолжительное время не занимался поисками Алёши. Добавляла также горечь и от того, что не смог оказаться в трудную минуту рядом с женой. Это несомненно, повлияло на её раннее прерывание беременности.
 
Как ни крепился руководитель экспедиции, а смерть младшего брата выбила профессора из колеи. Он стал как никогда задумчив. Часто с первого раза не отвечал на вопросы подчинённых. Вот и сейчас сидя у потухшего костра мысли его были о Алёшке. И, хотя он выполнил данное себе обещание  найти брата хоть живого хоть мёртвого.  Тоска переполняла его сердце.

- Надо разговорить молчаливого Хайдара. Возможно, узнаю, как Алёшка попал на Соловки, - подумал Борис Николаевич.

Хайдар оказался не татарин, а башкир. Несмотря на свою молчаливость и пятикратное сотворение молитвы по мусульманскому вероисповеданию, Хайдар беспрекословно исполнял всё, что ему поручали. Профессор пошёл к палатке, в которой спали участники экспедиции, и, разбудив Хайдара, позвал его к костру.

- Расскажи Хайдар как ты оказался в  СЛОНе*.
- Кэт (подожди). Нада агон кормит. Хэлкэн, (холодно) - перемежая русские и башкирские слова сказал Хайдар.

Принеся через какое-то время охапку сухих веток полярной ивки и сухой ожики, набранной между камнями, куда её прятали сновавшие всюду в поисках еды пищухи, Хайдар раздул потухающие угольки и присел рядом с Варенцовым.

- Писат васма стати, - ответил Хайдар.
- Ну, расскажи, расскажи, за что дали, как сидел, что делал? –
- Боюс нащалник.
- Кого боишься? Тундра здесь. Нет никого.

Хайдар молча показал рукой в сторону палатки.

- Да, нет. Тут, все свои,- произнёс профессор.

Башкир жестами показал руководителю экспедиции отойти от костра подальше.

- Ну, ладно, пошли, - отреагировал Борис Николаевич.

Двое собеседников спустились в ложбинку к берегу ручейка. Под журчание струек воды, бьющейся о камешки на дне, Хайдар, присев на корточки, перемешивая русские и башкирские слова, начал рассказывать Варенцову свою историю. Обострённым чутьём ЗКа он понял, что этому человеку можно довериться.

- Мин жил деревня Тарказытамак. Был муэдзин. Мулла – Хазрат Насыр медресэ укыу. Арабски знал. Книжка писал. Мин памагал.

Хайдар помолчал немного, видимо вспоминая родные края, затем сказал:

- Ул дустар (его друг) Валид иглан итэ (объявил) низависимаст Башкирдистана. Тэгейенлэнген (назначил) Хазрата Насыра ваен камисар кантон. Хунынан (потом) арест растрел.

Ещё немного помолчав, видимо переживая воспоминание о сказанном, продолжил:

- Мин буласак (стал) месэтендэ хэзмэт итэ (проводить обряды-служить в мечети). Бер йыл элек (один год назад) мин арест.

Борис Николаевич не всё понял, что сказал Хайдар, но основное для себя выяснил. Собеседник был арестован за религиозную пропаганду. Варенцов задал главные для себя вопросы:

- Как ты оказался здесь?
- Карап – трюм – дингэз (море).
- Знаком ли ты был с тем заключённым, который умер у меня на руках?
- Юк.
- Как его звали? Он что сильно болел?
- Куп (много) тиф.

Поняв, что Хайдар не поможет ему узнать всё об умершем Алёшке, Борис Николаевич сказал:

-Рахмат.

Потом направился в сторону палатки.

*- СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения.