Страшные истории 5. Трансформаторная подстанция

Байки Седого Капитана
Страшные истории 5  Трансформаторная подстанция

Когда внешне невозмутимый Лёха Гвоздик начал «толкать» пацанам эту немыслимую историю, я сразу же заметил, как судорожно подёргивается его правое веко, охваченное лёгким тремором.

Это могло означать лишь одно - главным героем повествования, на сей раз, является сам рассказчик!

И я не ошибся.

То и дело оглядываясь по сторонам, будто до сих пор опасаясь чего-то, Гвоздик поведал, что два года назад, летним вечером, он пошел гулять по городу со своим закадычным другом - одноклассником Мишкой Самсоновым, по прозвищу Самсон.

На обратном пути, не доходя трёх кварталов до своего дома, друзья проголодались и купили в ближайшем продовольственном магазине «Восход», два «песочных» пирожных по цене 11 копеек за штуку, а затем присели в чужом дворе на одну из деревянных скамеек, чтобы перекусить и заодно немного отдохнуть.
 
Метрах в двадцати от них, рядом с детской площадкой, возвышалось типовое здание советского образца из красного кирпича.

Доносившееся оттуда низкочастотное гудение переменного тока, свидетельствовало о том, что это - трансформаторная подстанция.

Доев пирожные, Гвоздик и Самсон решили подойти поближе и рассмотреть  одинокое строение, тяжёлая двухстворчатая металлическая дверь которого, хотя и была плотно закрыта на внутренний замок, но имела многочисленные щели.

И школьники, прильнув к отверстиям, с интересом разглядывали внутреннюю обстановку, благодаря включенному дежурному освещению – на потолке неярко «горела» единственная лампочка мощностью примерно сорок ватт.

В помещении находились массивные железные шкафы с работающим электрическим оборудованием - трансформаторами, рубильниками и переключателями.

Спереди, на металлических панелях распределительных щитков, поблёскивали стёклами различные стрелочные приборы – вольтметры, амперметры и прочая измерительная дребедень.

Правее стояли небольшой письменный столик из ДСП и стул.

На столе, рядом с настольной лампой, лежала покрытая толстым слоем пыли, хозяйственная книга, по всей вероятности, журнал периодической проверки оборудования, а сбоку - шариковая ручка.

На стене висел производственный календарь с изображением Иосифа Кобзона.

В общем, ничего интересного.
Друзья уже хотели уйти, как вдруг совершенно отчётливо услышали доносившийся изнутри тихий голос.

Или это был не голос, а вздох? А может, им просто показалось?
 
Школьники затаили дыхание и внимательно прислушались, прислонив ухо к двери.

Определенно, там играла тихая музыка и как будто кто-то подпевал двумя голосами – мужским и женским, хотя сквозь щель никого не было видно.

Обуреваемые любопытством, друзья решили быстро сбегать домой за инструментом, чтобы попробовать открыть дверь.

При этом предусмотрительный Самсон захватил  с собой ещё и коробок спичек.

Осмотревшись, дабы не привлекать излишнее внимание свидетелей из числа случайных прохожих, Гвоздик с трудом повернул плоскогубцами квадратный металлический выступ замка по «часовой стрелке», и они осторожно зашли в здание.

С левой стороны подстанции, в самом дальнем, неосвещенном углу, на месте отсутствующего железного шкафа, располагалась деревянная тумбочка с дверцей и декоративной алюминиевой ручкой.

На тумбочке стоял отечественный катушечный магнитофон «Астра-4», на крышке лентопротяжного механизма которого, имелась разноцветная переводная наклейка с рисунком орла, расправившего крылья и надписью латинскими буквами - «МONTANA».
 
Две круглые пластмассовые катушки, иначе называемые бобинами, заправленные магнитной лентой «Свема», медленно и плавно вращались со стандартной скоростью 4,76 сантиметра в секунду, последовательно воспроизводя на минимальной громкости популярные в те годы шлягеры советской эстрады в исполнении Геннадия Белова: «Травы, травы», «Черноглазая казачка», «Соловьиная роща», «Шумят хлеба», «Дрозды» и другие.

Причём слово «Дрозды» на картонном футляре из-под ленты, было подчёркнуто синей пастой дважды!

По-видимому, как самая любимая песня.

 В кирпичной стене, прямо над тумбой, имелась небольшая ниша размером примерно метр на метр, и сантиметров сорок глубиной, в которую тянулись два электропровода от магнитофона.

Очевидно, там находились колонки - звуковые акустические системы.

И тут, во время тишины, возникшей из-за короткой паузы между песнями, из ниши снова послышался едва различимый гортанный голос, и они услышали осмысленное слово: «Па-ма-ги-те».

Самсон вскрикнул от неожиданности и попытался зажечь спичку, но у него ничего не получилось, так как сильно тряслись руки.

Наконец, с шестой попытки, ему это удалось и он от страха выронил на пол коробок, а Гвоздик едва не потерял сознание.

При свете огня, их взору открылось нечто невероятное и пугающее.

По обе стороны углубления, на деревянных подставках стояли две обритые наголо человеческие головы – мужская и женская.

Весь ужас заключался в том, что они ПЕЛИ, синхронно шевеля своими красиво очерченными, розовыми губами, безошибочно исполняя на фоне звучащей музыки, известную песню: «Вы слыхали, как поют дрозды…»

 На лбу мужской головы хорошо просматривалась чёткая надпись, выполненная зелёным фломастером, состоящая из двух заглавных букв - «НЧ», очевидно - низкая частота, а на лбу женской - «СЧ» - средняя частота, что было вполне логично с точки зрения акустики и электродинамики, но полностью противоречило обстановке и здравому смыслу.

Вдобавок, от каждой шеи тянулся толстый плетёный жгут из разноцветных электрических проводов, присоединенных через контактную колодку к стоявшему посередине неизвестному устройству в пластмассовом корпусе чёрного цвета, по форме напоминающему стабилизатор напряжения для стационарного лампового телевизора, только гораздо больших размеров.
 
Зловещий прибор был подключен к сети 220 вольт, вероятно для того, чтобы надлежащим образом поддерживать основные функции мозга.

Две гибкие прозрачные трубки соединялись специальными медицинскими зажимами с артериями в области шеи с одной стороны, а с другой - были опущены в трёхлитровую банку, наполненную до краёв темно-красной жидкостью.

Тут же валялся маломощный паяльник со свежими отпечатками коричневого цвета на деревянной ручке, самодельный пробник-индикатор напряжения с неоновой лампочкой, миниатюрная отвёртка, моток изоляционной ленты и старый кусок канифоли.

Полуоткрытые прищуренные глаза обоих голов, пристально, но равнодушно смотрели на противоположную стену, где висел пожелтевший агитационный плакат – улыбающийся рабочий в спецовке сталевара на фоне земного шара, указывал рукой на красные точки – контуры стран социалистического лагеря.

Внизу имелась надпись:
"С о ц и а л и з м  шагает по планете!"
 
Но большая часть первого слова была аккуратно замазана белой краской, поверх которой рука неизвестного юмориста написала иные буквы, и теперь любой желающий мог прочесть чуждый по духу, но понятный по смыслу и содержанию тезис: "П о . . и з м  шагает  по планете!"

Однако, смеяться в такой ситуации, ребятам вовсе не хотелось.
 
Ужасная находка довела их до полуобморочного состояния.

Лёха стоял как завороженный, вцепившись в руку школьного товарища, чтобы не упасть.

Его трясло и он не мог членораздельно говорить.

В аналогичном состоянии пребывал и Самсон, рыжие вихрастые волосы которого встали дыбом.

Найдя в себе силы аккуратно открыть упомянутый журнал проверки исправности электрического оборудования, внимательный Гвоздик разглядел, что ответственным лицом, чьими датами и подписями были отмечены соответствующие графы листов, значился электрик 6-го разряда городских электрических сетей, некто Евсеев А.В.

Очевидно, ему принадлежал и магнитофон с адскими колонками.

Испытывая тошнотворное отвращение, школьники начали потихоньку пятиться к выходу и, кое-как закрыв за собой дверь трансформаторной подстанции, быстро помчались домой.
Спустя полчаса, где-то вдалеке послышались первые раскаты грома - надвигалась сильная гроза и всё небо постепенно заволокло тёмными дождевыми облаками.

Этой же ночью, во время непродолжительного ливня, сокрушительный разряд молнии ударил в проклятую подстанцию, частично повредив крышу и кирпичную кладку строения, при этом главный понижающий трансформатор, не выдержав колоссальной перегрузки, моментально вспыхнул и загорелся.

Вместе с ним, внутри сгорело всё, что вообще могло гореть.

Приехавшие пожарные только потушили пламя и пожимая плечами, уехали восвояси.
 
По крайней мере, когда на следующий день после обеда, ребята пришли на тоже самое место, то ничего, кроме почерневших кирпичных стен и закопчённых частей металлических конструкций с облупившейся краской, они не обнаружили.

На свой страх и риск, едва сдерживая дрожь, пионеры снова залезли внутрь подстанции и даже заглянули в то самое углубление, где стояли дьявольские колонки, но ниша была пуста.

Вечером Гвоздик всё-таки решился подробно рассказать обо всём своему отцу, но тот лишь посмеялся, сказав, что, вероятно, в раскрашенные пластмассовые головы от сломанных кукол, или манекенов для демонстрации одежды, местным самоучкой-радиолюбителем, были просто  вставлены малогабаритные низкочастотные и среднечастотные динамики для воспроизведения звука.

И добавил, что у страха глаза велики.

Похожей версии придерживался и отец Самсона.

Особо не вдаваясь в детали, он только уточнил, что это могли быть умело переделанные предметы театрального реквизита, например декоративные подставки из синтетического каучука для париков и шляп, либо карнавальные маски.

Но друзья понимали, что на самом деле всё обстояло гораздо хуже и ужаснее.

Спустя два месяца, в сентябре, когда начался новый учебный год, по инициативе директора и завуча, в средней школе №5, где учились Самсон и Гвоздик, был организован любительский радиотехнический кружок и всем желающим было предложено туда записаться.

Тогда записалось человек десять – в основном мальчишки из 5, 6 и 7 класса.

Для кружка выделили небольшое помещение на первом этаже, где раньше располагался склад хозяйственного инвентаря.

Однажды на перемене, стоя у окна, Гвоздик совершенно случайно подслушал доносившийся из коридора разговор двух молодых незамужних учительниц начальных классов, которому сперва не придал никакого значения.

- А этот, новенький-то, Александр Валерьевич, прямо-таки ничего, красавчик, ха-ха-ха! - весело щебетала одна.
 
- Да…сразу видно, интересно, а он женат? - вторила ей другая.

Тучи сгустились над Гвоздиком на следующий день: он увидел, как записавшиеся в кружок ученики, радостно болтая, тащили в упомянутое помещение, наряду с картонными коробками, набитыми всевозможными радиодеталями, катушечный магнитофон «Астра-4».
 
Когда школьники проходили мимо, ему вдруг на мгновение показалось, что на крышке лентопротяжного механизма мелькнула какая-то разноцветная переводная наклейка овальной формы с рисунком и надписью латиницей.
 
Но природа иногда бывает щедра на выдумки, особенно для несовершеннолетних с богатым воображением.

Тотчас переговорив по этому поводу с Самсоном и поделившись с ним последней новостью, впечатлительный Лёха сказал, что уже совсем скоро состоится первое занятие кружка, на котором дети сначала изучат основные графические обозначения элементов на радиосхемах, а позже – самостоятельно соберут простейший детекторный приёмник.
 
Дурные предчувствия еще более усилились во время прочтения Гвоздиком висевшей на стене, рядом с дверным проёмом, свежеизготовленной деревянной таблички: Кружок «Юный Радиотехник», а ниже - маленькими буквами:«Руководитель Евсеев А.В.»

Однофамилец? Родственник? Вряд ли.

Безобидный текст, косвенно подтверждал самые худшие опасения.

Целую неделю Лёха приходил в себя, пытаясь восстановить душевное равновесие.

Однако, выпавшие на его долю испытания, словно шли по нарастающей.

Как-то раз, после окончания уроков, остановившись напротив входной двери радиокружка, испуганный и взволнованный пионер, услышал тихий, зачастую переходивший в сладкую хрипотцу, мужской голос: «А сегодня наша лекция будет посвящена моей  ЛЮБИМОЙ  теме.
 Пожалуйста, запишите в тетрадку название: «Электродинамические головки, громкоговорители, звуковые колонки и акустические системы».

Пока преподаватель возился с подключением внешних динамиков к выходу аудиоаппаратуры, наглядно дополняя теорию примером из практики, в классе повисла гнетущая тишина.
 
Но когда Гвоздик припал ухом к замочной скважине и, стараясь не дышать, напряг слух, его внезапно прошиб холодный пот, а ноги сделались ватными.

На фоне восторженного, одобрительного гула юных радиолюбителей,  из самодельной колонки раздались чарующие звуки давно знакомой мелодии, воспроизводя в соответствующем диапазоне частот, популярную эстрадную песню, начинавшуюся словами: «Вы слыхали, как поют дрозды…», в исполнении неоднократного лауреата Всесоюзных конкурсов, Геннадия Белова.