Марьин утёс

Юрий Левин 2
     На экраны вышел фильм "Тени исчезают в полдень",  снятый нашей Свердловской киностудией, и когда я посмотрел его, то решил взглянуть и на Марьин утёс - он в Красноуфимском районе (это не так уж далеко), а я хорошо помнил, как после зачисления нас, первокурсников, отправили "на картошку" в деревню Приданниково, а на следующую осень мы были на уборке в деревне Подгорная - всё это Красноуфимский район, так что места были мне немного знакомы. Вспомнилось, как пошли мы после работы в лесок, и там я (нос  к носу!) встретил лису-огнёвку всего шагах в 6-8, которая мгновенно и совершенно бесшумно исчезла.

     Ждать "оказии" пришлось долго. И вот -  удача: есть группа из 11 старшеклассников. Но - ни один из них НИЧЕГО не умеет (впервые встречаю таких "туристов"!), и всему должны научиться в походе. Любое путешествие начинается с выбора и  изучения маршрута на карте, наше путешествие будет многодневное,  с ночлегами в полевых условиях, но некатегорийное: нам не придётся преодолевать болото, не надо налаживать переправу через речку и не потребуется карабкаться по скалам через горный хребет (откуда я всё это знал? из обычной советской карты области, других тогда в стране не водилось). Так как в группе более 10 туристов, то - по технике безопасности (была такая в СССР!)-  нужны два руководителя. На маршруте один идёт впереди и второй замыкает группу. Я предупредил всех о правильном выборе обуви (захромай один - и вся группа должна вернуться, не солоно хлебавши).

    Пешая часть началась от деревни с весёленьким названием Могильниково. Был разгар лета, сухо и жарко, непривычные к многочасовой ходьбе "туристы" много пьют и сильно потеют, хотя мы идём по всем правилам: в 1й час 5мин привал, во 2й час 10мин привал, в 3й час 15мин привал и после четвёртого часа привал на обед. Снова прошу внимательно осмотреть друг друга (помню - один парень очень сильно потел, и с него снимали на каждом привале больше всех клещей). Растопку сделал сам, а сушняк набрали парни.  Забавно было слышать недовольное ворчание юношей, когда я отбраковывал берёзовые  стволики (конечно, берёзовые дрова дают больше тепла, чем сосновые, но - сухие!) Снова сюрприз: ни один из школьников никогда ничего не варил дома! Даже девушки! Сколько чего брать и через сколько минут какое-то "варево" будет готово - всё было тайной. Но обед приготовлен, небольшой отдых и в путь.

     Как и утром, после обеда я - замыкающий, что позволяет мне наблюдать природу и делать снимки. Вот первый встреченный степняк: ковыль (узнал по хохолку). А вот ещё степняк - куст дикой сливы (тёрн- определил по возвращении). И опять экзотика для меня, жителя среднетаёжной полосы - невысокое дерево дикой вишни с плодами (видел раньше только в коллективных садах).

     На вечернем привале школьники впервые учились ставить палатки (у девушек это получилось быстрее). А утром снова в путь.