Семирадский. Похороны знатного руса

Геннадий Мартынов
   Ге;нрих Ипполи;тович Семира;дский  родился 12октября 1843 г. в Харьковской губернии. Считается польско-русским художником. Но нельзя  сказать, чтобы был очень любим и известен  ни там , ни там. В Польше его считали больше русским художником, а в России - польским. Вот такое парадоксальное положение. Куда податься?

     Его считают в России последним представителем Академизма. Он был далёк от Передвижников, тем более от художников модернистов, которые всё громче заявляли о себе с конца 19 в. Странная вещь. В советское время он также был  не так уж очень известен , несмотря на абсолютную аполитичность его творчества.  Да и сегодня он не в первой обойме самых известных художников, чьи имена знают все. Он был известен своими монументальными полотнами из истории античных Греции и Рима.  И кому они сегодня нужны эти древние греки и римляне.  Тем более язычники. Это вам не концептуальные современные инсталляторы., чьё творчество хорошо тянет на шарлатанство.

       А между тем, будучи не слишком любимым особенно в среде художников-профессионалов, он получил кучу наград и почётных званий. Он был    профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина. Он член-корреспондент Французской Академии изящных искусств и у него орден Почётного Легиона. Он участвовал в росписях храма Христа Спасителя в Москве. То есть, как видим, судя по званиям и наградам, личностью он был  до нельзя уважаемой.

   Но вот скажите мне, кто он по известности у нас рядом с Левитаном, Шишкиным, Васнецовым, Суриковым. А между тем он был на Западе белее известен, чем все вышеперечисленные художники. Какой парадокс.

    А Семирадский был действительно очень хорошим художником. Я с ним познакомился довольно поздно. То есть не с ним, а с его творчеством.  Тогда, когда пришёл с группой студентов  в Исторический музей на Красной площади. Нас готовили для работы гидами-переводчиками с интуристами. Западных гостей надо приобщать к нашей русской истории. В этом смысле лучшего музея не найти.
 
     И в одном из первых залов я увидел огромную картину, больше похожую на фреску. Вы её видите над текстом. Была ещё одна картина-фреска на той же стене слева. Но первая картина справа притягивала гораздо большее внимание. Нужно было долго-долго стоять перед ней,  задрав голову, чтобы рассмотреть её всю во всех многочисленных деталей.
                *****
   Но об этом чуть позже. Сначала о том, как художник Семирадский стал большим художником. Его отец был офицером драгунского полка царской армии. Это была дворянская семья. При этом семья была католического вероисповедание. В этом семье сохраняли национальные традиции и польский язык. Отец художника в 1871 году вышел в отставку в чине генерала и семья перебралась на постоянное жительство в Варшаву. Надо вспомнить, что в то время  царство Польское было ещё в составе российской империи.
    
  А первые уроки рисования мальчик получил, когда он учился в Харьковской гимназии. То есть, он стал постигать по-настоящему искусство живописи. Все дети любят рисовать. Рисуют, как получится. Без знаний и умений. Но искусство живописи – это ещё и наука. Это умение держать в руке кисть и карандаш.  Это умение располагать изображение на холсте. Композиция. Видеть глубину и перспективу. Это умение видеть не только глазами, но и во всём  своём воображении. И всему этому надо упорно учиться. Долгие годы.
   
     Отец Семирадского одобрял художественные занятия сына, но полагал, что искусство не может быть способом заработка для уважающего себя человека, и прочил Генриху научную карьеру. Ну как можно не уступить воле отца?  Он поступает  на естественное отделение Харьковского университета (физико-математический факультет). В 1864 году он его окончил со степенью кандидата. Он защитил диссертацию. Мне непонятно, но тема его работы, не надо  смеяться, называлась «Об инстинктах насекомых». Он с детства любил бабочек – этих чудных, красивейших насекомых. Он собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым.

    А потом он всё же  против воли родителей отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. По пути  в столицу он остановился в Москве и пошёл в публичный музей. Зачем? Чтобы посмотреть одну картину. Очень большую  картину. «Явление Христа народу» Александра Иванова. В то время большая картина находилась ещё в доме Пашкова. И представьте себе, картина ему не понравилась.

   В письмах он заявлял, что её колорит «мглистый», а также указывал на ошибки в перспективе и «отсутствие смелости кисти». Кто знает эту картину, никак не скажет, что она «мглистая».
 
   А ещё он усмотрел в картине  «немецкое влияние». В чём же это влияние? А оно  выражается  в подробной детализации и рациональности замысла.

    Ему в обширной  картине понравилось только одно – это обнажённые фигуры. Он и сам впоследствии очень часто в свои огромные многофигурные композиции будет вставлять обнаженные  тела.

    Он поступил-таки в Академию Художеств. У него был статус вольнослушателя.
 Статус вольнослушателя не только предполагал платное обучение (25 рублей в год), но и не позволял участвовать в конкурсе на золотую медаль, дающую право на 6-летнюю пенсионерскую поездку в Европу. Но он был талантливым учеником и был зачислен в натурный класс.

    Был момент, когда он  погрузился в глубокую  депрессию. С творческими натурами это случается. Его преследовали сомнения в собственном таланте. В апреле 1867 года он писал родителям:

…Я один из первых в Академии, но когда я сравниваю свои работы с работами великих мастеров <…> они мне кажутся никчёмными… Какой-то голос шепчет мне ядовито: «Ты так сделать не сумеешь».
                *****
   Депрессия – это история проходящая. Она и прошла. Он окончил Академию с золотой медалью и получил право на зарубежное пенсионное пребывание и уехал в Италию, в Рим. Почему туда? Потому что он уже в голове держал сюжеты на библейские и античные мотивы. А Италия подходила для этого как никакая другая страна.

      Он снял студию вблизи Испанской лестницы. Есть такая в Риме. Она существует до сих пор. Я её видел, такая длинная широкая лестница, постоянно занятой молодёжью из разных стран. Молодые люди сидят на ступеньках , шумят, пьют пиво и целуются. Не стесняясь. Не случайно он выбрал этот район итальянской столицы.  Здесь  традиционно селились русские художники, а также собирались потенциальные натурщики и натурщицы. А как без них художнику?

     Рядом находилось кафе «Ель Греко». Оно тоже существует до сих пор. И я его тоже видел. кафе было местом встреч русских художников и писателей. Им же нужно было где-то встречаться и общаться. Это так естественно среди творческой интеллигенции.  Этакий маленький русский мирок в Риме. В него захаживал Гоголь. А на стене висит рисунок, исполненный самим Семирадским.

                *****
     Семирадский написал много картин и почти все очень больших размеров. Многие созданы за границей. В любимой Италии. Как , например, картину «Грешница». Найдите её в Интернете. Главная идея – противостояние христианства и язычества. В этом конфликте художник не принимает ничью сторону. Он показывает красоту обоих  миров.
 
    Картин  после написания а была послана на Родину художника. Но сначала  картина была показана в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали — это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Так впервые Европа узнала имя Семирадского.
   
    А потом  картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех.  Полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. 
Цесаревич – это Александр третий. И именно тогда будущему императору пришла в голову замечательная идея. А не организовать ли в столице русский музей по примеру Третьяковской галереи. Сказано – сделано. Замечательный музей был создан. Потому как Эрмитаж это всё-таки преимущественно западная живопись. И вот появился музей отечественной живописи. А «Грешница» стала первым преобретением  музея.
 
    После этой выставки  Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.
                *****
     Успех грандиозный, но только, как ни горько это сказать, оплёванный. Это так выразился сам художник. Кем оплеванный? А вот соратниками по цеху.  Художниками, да ещё и самыми известными и уважаемыми.  Успех у публике и неприятие в художественной среде.

     Например Репин  вскоре стал его непримиримым оппонентом, заявив, что Семирадский глубоко чужд и лично ему, и русскому реалистическому искусству.
. Репин открыто назвал Семирадского «шарлатаном» и заявил, что «Грешница» — «легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру». Имя Семирадского стало нарицательным, а его творчество стало своего рода «пугалом», как главная ударная сила косной Академии, к которой однако по недоразумению принадлежат вкусы широкой публики; с ним следовало вести бескомпромиссную борьбу».
 
       Стасов, знаменитый критик,  сохранил недоброжелательное отношение к Семирадскому до конца жизни. В воспоминаниях Репина сохранились следующие его слова: «…Семирадский даровитый человек. Только жаль — это безнадёжный классик.. Итальянщина его заела». Этим он подчёркивал, что внешние эффекты второстепенны, а картина Семирадского лишена подлинного психологизма и глубины. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов называл грешницу — «современной парижской кокоткой Оффенбаха».

    Чем объяснить это неприятие. Ревность, зависть. Может быть. Я не знаю. Сегодня трудно об этом судить. Может быть по духу он никак не соответствовал тому, что творилось и объединяло всех Передвижников.  Всё творчество было проникнуто духом критического реализма. Они стремились отразить реалную  и такую не простую жизнь народную. И это движение доминировало в художественной среде и шло рука об руку с литературой.  А у Симирадского чт?. Какая-то библейская грешница-язычница.

    Но это у нас, а за границей совсем другое дело. Он стал кавалером Ордена почётного легиона во Франции. Он стал почётным членом Академий живописи во многих европейских странах.  А Галерея Уффици    заказала художнику его автопортрет, что считается особой честью.
                *****
      Наконец, устав от  резкой критики со стороны демократической интеллигенции и коллег-художников, Семирадский в начале 1880-х годов принял решение окончательно поселиться в Риме. Но он не отказался от подданства Российской империи, регулярно посылал свои работы на академические выставки в Петербург, постоянно приезжал на родину в Польшу. Жил он в Риме и органичнее чувствовал себя в европейской академической среде, тогда как в России его творчество, при практически безоговорочном одобрении Академии художеств, постоянно подвергалось критике демократической интеллигенции.

     И тем не менее в 1882 году Семирадский получил заказ для Исторического музея  в Москве — картины «Похороны руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом».

      Очень важный заказ. На Красной площади строился самый важный и большой Исторический музей, которого до той поры в России не было. Инициатором был всё тот же император Александр.  Понятно он мог быть только на Красной площади рядом с Кремлём. А где же ещё? К строительству музея  и  его внутреннему оформлению подошли со всею тщательностью и научностью. Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране».
 
  Картины должны были размещены в зале номер 10.  Это был зал кануна принятия христианства на Руси. Вот для этого зала, для его живописного оформления и был приглашён Симирадскией – мастер больших эпических полотен.
      
      Это вновь вызвало недовольство русских художников: «космополит-поляк» живущий в Италии,  якобы был не способен проникнуться духом русской истории и передать его на полотне. К тому же он был католиком. Ну куда это годиться? .

                *****
   Понятно, что художник ничего в этом изображении не выдумал из головы. Это совсем не фантазия и  богатое воображение. Совсем нет. Он дал нам буквально изображение, опираясь на письмена одного арабского путешественника. Звали его Ахмад ибн Фадлан. Он был очевидцем этого печального ритуала и подробно со всеми возможными деталями нам описал.

   К этому времени был собран уже очень большой  исторический материал. Артефакты, как говорят сегодня. Вот их художник  и использовал для написания картины  с минимумом своего воображения.
      Как же это происходило. Как сегодня, так и тогда более тысячи лет назад люди верили в существования потустороннего мира. Переход в другой мир нужно было обставить со всем старанием и соблюдением правил. Особенно если речь шла о знатном русиче. 

      Для начала обязательно сооружалась лодка или корабль, который унесет душу в загробный мир. Это требовалось, чтобы его душа по ошибке при погребении случайно не вернулась на землю и не забрала с собой кого-то еще. За верностью соблюдения обычаев следили очень строго. Только при выполнении каждой мельчайшей детали умерший направится в загробные места и не вернется в мир живых.

  В другой мир нужно было переселится со всем, чем пользовался умерший на Земле.   Это были музыкальные инструменты, богатое оружие, кони в различном количестве, напитки, вызывающие опьянение, фрукты. Были и человеческие жертвы. А кто был жертвой? Самые близкие люди.
 
   Это, как правило, была подготовленная, опьяненная девушка, которая не отдавала себе полного отчета, что она просто умрет. Смерть она воспринимала как выражение любви к своему господину. И потом она свято верила, что она не умрёт. Просто перейдёт в мир иной и будет служить. как и прежде своему господину.

    Всё происходило не за один день. Ритуал длился 10 дней. Готовилось кострище размером в виде кольца диаметром 7 м. Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев.

       Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.
 
     Собственность делили на три части. Одну часть оставляли его женщинам, другую использовали для похорон, и последнюю – на похоронный пир. Тризна означала не пир, но совсем другое – боевые ристалища после похорон.
 
      В центре мы видим девушку. Это подготовленная к жертвоприношению рабыня, которая держит в руке опьяняющий галлюциногенный напиток. Ее опаивали все десять дней, и ей очень многое позволялось в течение этого времени: давалась свобода в отношениях с мужчинами. Нет, вы представляете! Это вам не последняя сигарета перед казнью. Нет у неё никакого страха перед ритуальной казнью. 

   Вот он  самый последний момент перед началом захоронения.  Уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда. Стоят цветы. Сам рус одет дорого, помимо парчового одеяния с золотыми пуговицами, на нем шапка, отороченная соболем, красные сафьяновые сапоги. Ложе устлано коврами, над головой шатер. Очень знатный рус.
 
     Рядом – рабыня, украшенная бусами и ожерельями, дорогими серьгами, в ее волосы вплетены украшения, она сейчас с минуты на минуту погибнет, ибо за спиной стоит ведунья, «ангел смерти», которая ее заколет ножом. Она незаметно подбирается к своей жертв.  У неё в руке страшный широкий нож. А ещё рядом в ладье стоят два здоровых мужика. Один держит верёвку. Эту веревку они затянут на горле девушки, удавят её, потянув за два конца.
   
 Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина. Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов человек  средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию.
 
                *****
   Вот такая история, живописно представленная художником на полотне. Точно представленная. У Семирадского довольно странная репутация. Вроде бы русский художник, да не совсем русский. Было много славы, но и критики , если не сказать ругани, было предостаточно.
 
    Он в конце жизни страдал  мучительным недугом – Рак языка. Его  больного  было решено перевезти на родину в Польшу.  Было завещание.  Он оставил супруге  дом в окрестностях Варшавы и дом в Риме со всем имуществом и произведениями искусства. Каждому из детей, их было трое,  — по 60 000 руб. Он скончался в своём  имении и был погребён в Варшаве рядом с могилами отца и матери. Однако, немного позже, не знаю почему,  его прах был перенесён в церковь святоо Станислава.  .
Отношение к Семирадскому стало меняться у нас  только в последней четверти XX века. В 2002 году на Украине в честь 100-летия кончины художника прошли научные конференции, посвящённые его творчеству, тогда же на месте его рождения — в Печенегах — был открыт памятник.  В октябре 2004 года в Третьяковской галерее открылась выставка «Пленники красоты». На ней были представлены картины  и Семирадского.
 
     После его кончины о нём было сказано: «Умер последний классик русского искусства» И это правда. Мне этот художник нравится. И особенно вот эта картина , «Похороны знатного руса»,  которая навечно осталась в зале номер 10 исторического музея. Она относит нас к самому началу Руси. Ещё языческой.