Рыбальченко Иван партизан Италии 1944 год

Владимир Пузиков
На фото: Рыбальченко Иван Александрович, 1914 г. р., уроженец села Серафимовского Ставропольского края. Фото из интернета.


Рыбальченко Иван Александрович («Буденный»),
партизан 62-й Итальянской партизанской бригады

Рыбальченко Иван Александрович родился в 1914 году в селе Серафимовском Ставропольской губернии. В 1935 году в составе семьи был выслан в специальное поселение – в Трудпоселок № 4 Буденновского района. Его жена Рыбальченко Пелагея Макаровна. В 1935 году у них родился сын Рыбальченко Виктор Иванович, а в 1937 году сын Рыбальченко Анатолий Иванович.

Перед войной комсомолец Иван Рыбальченко работал шофером в совхозе «Новая жизнь» (позднее совхоз «Прикумск») Буденновского района. В РККА призван 24 июня 1941 года Буденновским РВК. В мае 1942 года Пелагея Макаровна получила от мужа письмо и на этом переписка прекратилась.

В марте 1948 года она получила извещение Кисловодского Горвоенкомата о том, что ее муж, рядовой Рыбальченко Иван Александрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб в октябре 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей. К этому времени, а точнее, 15 октября 1946 года Буденновский райвоенкомат уже учел Ивана Рыбальченко погибшим на фронте в октябре 1944 года.

Прошло несколько лет. В 1955 году Пелагея Макаровна получила письмо из поселка Ильского Абинского района Краснодарского края от Никитенко Александра Александровича, 1925 г. р., находившегося в плену вместе с ее мужем.
Никитенко писал, что ее муж во время войны в одном из боев был ранен и попал в немецкий плен. В составе большой группы советских военнопленных его доставили в Италию для работы на военном складе боеприпасов, где он трудился в качестве ездового по перевозке грузов.

По инициативе Ивана в лагере была создана подпольная группа из 25-ти человек с намерением совершить побег и влиться в местный антифашистский партизанский отряд. В июле 1944 года только четверым военнопленным удалось тайно уйти из лагеря и скрыться в горах. В районе населенных пунктов Спинадеско-Боры провинции Пьяченца они попали в расположение партизан и были зачислены в 62-ю Итальянскую партизанскую бригаду имени Гарибальди «Луиджи Евангелиста». В составе бригады воевали около тридцати советских граждан.

Рыбальченко Иван, помощник командира взвода, известный в отряде под именем «Буденный» и его товарищ Никитенко Александр, переодевшись в форму немецких или итальянских солдат, под городом Кремоной выполняли разведывательные поручения, участвовали в засадах на дорогах, уничтожали автомашины и личный состав регулярных итальянских воинских частей.

Осенью 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Пьяченца, у дороги Визмилия, в неравном бою с фашистами Иван погиб. В последний путь его провожали около 2-х тысяч партизан бригады с почестями, как героя. Были произнесены речи о его заслугах, геройстве и храбрости. Почетный караул отдал салют. Похоронили Ивана Рыбальченко на кладбище в селении Спинадеско-Боры провинции Пьяченца.

А. А. Никитенко и другие бывшие военнопленные, после окончания войны, через советское посольство в Италии и международный Красный Крест были репатриированы на родину. После проверки соответствующими органами его направили в РККА для дальнейшего прохождения службы. Служил он на 149-й бронетанковой ремонтной базе 2-го Укаринского фронта (п/п 96192), в декабре 1945 года отправил письмо жене Ивана Рыбальченко, но ответа не получил. После войны он неоднократно пытался связаться Пелагеей Макаровной, но безуспешно. И вот, в апреле 1966 года в городе Пятигорске, где проживала вдова, он встретился с ней и рассказал о подвигах ее мужа и месте захоронения.

21 апреля 1966 года Пелагея Рыбальченко направила Министру обороны СССР тов. Малиновскому Р. Я. ходатайство, в котором писала: «…Очень прошу Вас оказать мне всемерное содействие, как жене погибшего: Уточнить его гибель. Связаться, запросить, кого надо в Италии, обо всем. Найти или установить место захоронения в чужой стране. А так же подробности его смерти.

Все это меня и моих сыновей волнует и тревожит все эти долгие годы. В ожидании Ваших вестей, - заранее Вам благодарная и признательная - Рыбальченко (подпись).
Г. Пятигорск, 21 апреля 1966 года».

9 декабря 1966 года Абинский райвоенком полковник Шевченко сделал запрос в адрес Начальника отдела Бюро розыска исполнительного Комитета Союза общества Красного Креста и Красного полумесяца, с целью установления захоронения на территории Италии останков партизана 62-й Итальянской бригады гражданина СССР Ивана Рыбальченко.

В Итальянский Красный Крест это письмо поступило 1 февраля 1967 года. Ответ пришел через год, на французском языке.

20 мая 1968 года старший референт Бюро розыска О. Носова сделала перевод:
…Уважаемые господа! Мы получили Вашу просьбу о розыске Рыбальченко Ивана Александровича и можем теперь сообщить Вам все сведения, полученные нами в процессе розыска. Наши розыски были длительными, так как указанная Вами местность не существует. Из коммуны Боре провинции Парма мы получили подробные сведения:
- Доктор Дарио Инвани, работавший в коммуне во время войны, вспоминает, что ему пришлось засвидетельствовать смерть советского гражданина, некоего Ивана, имевшего огнестрельное ранение в грудь во время перестрелки на улице Эмилия между группой партизан и немецким военным подразделением.

- Госпожа Брози Мария рассказала, что она, с преданностью матери, привела в порядок тело убитого советского партизана по имени Иван, доставленного его товарищами с улицы Эмилия в Боре, где в то время действовала 62-я бригада имени Гарибальди «Луиджи Евангелиста». Катафалк установили в зале коммунального Совета муниципалитета Боре, где герою за его отвагу отдали военные почести со стороны 62-й бригады имени Гарибальди и населения.

- Так как зона Боре рассматривалась, как опасная зона, то командование бригады решило похоронить погибшего товарища на кладбище «Казали ди Морфассо» в Пьяченца.
Мэр коммуны сообщил, что народ Морфассо помнит о захоронении в 1944 году на местном кладбище советского партизана. В настоящее время его могилы нет. Мэр вспомнил о проводившейся эксгумации останков.

Обратились к местному кюре, католическому приходскому священнику Ахилла Сгорбати, который с 1946 по 1960 годы служил в Казали ди Морфассо:

- Я удостоверяю, что на кладбище коммуны Морфассо, при входе налево в третьем ряду, в могиле у стены, был захоронен русский солдат Иван Рыбальченко. На его могиле я поставил крест с его именем и следил за захоронением, как за могилой, принадлежащей моей семье. В свое время Национальная ассоциация итальянских партизан запрашивала у меня сведения о нем. А 7-8 лет назад к нам прибыли немецкие солдаты с офицером и врачом, они эксгумировали останки, а затем, после опознания, переправили их на монументальное кладбище Вероны.

Немецкая служба военных кладбищ, отвечая на запрос о перезахоронении, сообщила: «…Рыбальченко Иван, 1914 года рождения, советский гражданин, был захоронен на военном немецком кладбище «Костермано», участок № 11, могила № 77. По ошибке фамилия на плите написана «Бибальченко Иван». Все другие сведения совпадают».
Ответ подписал Генерал-Президент Итальянского Комитета Красного Креста Джузеппе Потенца.

Владимир Пузиков
25 марта 2022 г.