1. 35 Представления о жизни после смерти

Лариса Болотова
                Какой же представляется людям, их будущая жизнь  после смерти?

                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Среди образов, в которых человечество рисует себе будущую жизнь, следует различать два главнейших представления. Одно из них изображает будущую жизнь как отражение настоящей: в новом мире человек удерживает земную форму и условия прежнего существования, живёт между земными друзьями, владеет своей земной собственностью и занимается обычными земными делами. По другому представлению будущая жизнь есть вознаграждение за настоящую; и удел человека там является следствием его земной жизни, наградой или наказанием за неё. Э.Б. Тайлор, один из выдающихся историков культуры и религии, первую из идей назвал «теорией продолжения существования», а вторую, противопоставляя её первой, - «теорией возмездия».

К учению о продолжении существования относятся преимущественно воззрение дикарей на страну духов как на призрачную область, «где душа умершего карена с помощью душ его топора и серпа строит себе дом и срезает рис. Тень алгонкинского охотника охотится за душами бобра и лося, скользя по душе снега на душе лыж.  Закутанный в шубу камчадал ездит в санях на собаках. Зулус доит свою корову и загоняет скотину в крааль»

У народов, прославившихся своей воинственностью, вера в возможность попасть после смерти в более счастливое место служит как бы религиозным отражением и освящением воинской этики: подобное место уготовано храбрым воинам, погибшим в бою. Такое поверье было распространено у индейцев Северной Америки, оно известно и у народов других частей света. Наиболее известный пример – древние скандинавы с их верой в светлую Валгаллу, обитель душ павших воинов. Оттуда они каждое утро в боевом порядке выезжают на равнину Одина и бьются друг с другом, пока жребий не наметит жертв, как и в земных сражениях. Когда наступает обеденное время, победители и побеждённые садятся на коней и возвращаются домой есть вечного кабана и пить мёд и пиво».

                А что происходит с жертвами? Куда они отправляются?

«Обе соперничающие между собой теории – продолжения прежнего существования и возмездия – встречаются в поучительном соединении в классической Греции и Риме. Более старым верованиям соответствует царство Аида (в римской мифологии – Оркус или Орк). Эта мрачная область безтелесных парообразных духов является обиталищем безразличной усреднённой толпы. Одновремённо с этим в античных представлениях уже фигурирует судилище Миноса, Радаманта и Эака, блаженство Елисейских полей для справедливых и добрых (в римской мифологии – Элизиум) и огненный Тартар, наполненный стонами грешников, отражающие более поздние учения о нравственном воздаянии».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 486).