Лаура и другие увлечения Порываева, ч. IV, гл. дв

Афанасий Пласкеев
                ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

     Глава  ДВЕНАДЦАТАЯ - В ЧЕСТЬ ПЕРВОГО МАЯ И ДНЯ ПОБЕДЫ

     1.

     В среду 25 апреля перед отъездом на семинар-совещание в райком комсомола Порываев решил зайти к Удачиной попрощаться. Они крепко обнялись. Сквозь слезы, целуя Алексея, Нина пустилась откровенничать:
  - Алешенька, прости, что я первая тебя покидаю, летом тебя призовут в Армию и нам все равно придется расстаться. Не верь никаким сплетням о моей связи с Истоминым и знай: я люблю тебя, как и прежде, а ты увлекся Лаурой и совсем ко мне охладел. Истомин предложил мне работу в Якутске, а у меня с братом Олегом сложились совершенно враждебные отношения из-за отца. После смерти мамы он стал болеть и его измучили фронтовые раны. Во время отпуска Олег устроил его в дом престарелых, а нашу трехкомнатную квартиру продал. Я решила устроиться сначала в Якутске, заработать денег на кооперативную квартиру, а  затем вернуться в Новосибирск и взять его к себе.
     Никто не должен об этом знать. Да, во время пребывания в Якутске нас поселили с Истоминым в одной гостинице, но в разных комнатах, и я не позволила ему прийти ко мне в номер даже вечером. Я не знаю какие отношения у меня с ним сложатся в дальнейшем, как и у тебя с его дочкой. Поверь мне, высокомерная Лаура не будет ждать тебя из Армии, как, например, любящие тебя Маргарита и Лиза, или та же Катя  из Якутска, с которой я непременно  познакомлюсь. Откровения Нины вежливо прервал Алексей:
  - На прощанье, Нина, ответь мне на один вопрос: "В чем секрет твоей любви (как ты утверждаешь) к заурядному деревенскому парню, ведь все удивляются твоим не равнодушием ко мне, а ты от меня что-то важное скрываешь?  Вместо слов Нина снова бросилась обнимать Алексея и сквозь слезы промолвила:
  - Вот моя тайна: "Сначала ты добрый, сильный и красивый очаровал меня и подарил мне надежду и, наконец, наделил меня счастьем - быть полноценной женщиной! Все, милый, прощаемся, сейчас за мной придет Истомин. Буду ждать тебя в Якутске на спартакиаде в июне, и тогда  открою тебе до конца все мои тайны. В дверь постучали...
     Попрощавшись с Ниной, Порываев на рейсовом автобусе направился в Индигирск. В дороге через мучительные мысли о расставании с такой дорогой, милой и ставшей ему родной женщиной, он вдруг с благоговением подумал о новой встрече с Добродеевой. К большому удивлению Алексея, она встретила его по прибытию автобуса в Индигирск и сообщила, что заседание райкома переносится с 11  на 15 часов, потому что у Касаткиной, изъявившей желание открыть семинар, состоится с утра встреча с первым секретарем райкома партии. В связи с этим вместо Дворца культуры, где намечено проведение семинара, они направились на квартиру Татьяны.
     Дорогой до дома Добродеева предложила Порываеву позавтракать с ней вместе и обсудить порядок проведения семинара. Однако, переступив лишь порог своей квартиры Татьяна бросилась в объятия Алексея.  Зреющий на глазах молодой мужчина схватил ее на руки и целуя на ходу отнес в спальную комнату. Визжя и смеясь Татьяна, как деревенская молодуха, запричитала:
  - Ой, Ай,  Леша, что ты вытворяешь, не сейчас же, потом, потом, ночью, ночью, к семинару надо готовиться, ну после совещания, потом вечером, я согласна... Алексей бережно положил ее на постель и стал раздевать, приговаривая:
  - Раз попалась, птичка, ляг, не уйдешь из сети, не расстанусь я с тобой ни за что на свете... Татьяна быстро усевшись на край кровати, сбросив с себя пальто, азартно  попросила:
  - Так помогай, соблазнитель, сапоги вот снять, юбку, рейтузы хотя бы... В одно мгновение пальто полетело в один угол комнаты, сапоги - в другой, юбка и рейтузы - в третий...Оставшись в одной комбинации и лифчике,  возбужденная молодка стала помогать и  Алексею раздеться, обнажая одновременно свою тугую грудь и интимную женскую прелесть...
  - Ой, Ай, милый, всё, всё, мне так хорошо, так. сладко, как никогда еще не было - завосторгалась Татьяна, положив  голову  на грудь Алексея, и затихла. После недолгого молчания Добродеева вдруг спросила Алексея:
  - Так ты расстался с Ниной?  Она мне призналась, когда вместе летели самолетом из Якутска, что почти полгода живет в тайне для окружающих с  тобой и сейчас в связи с неладами с братом, согласилась поехать с Истоминым на работу в Якутск. Они уже оформили все документы, а Истомин не на шутку увлекся Ниной и видимо надеется в дальнейшем на ее взаимность. А ты, как мне кажется, не очень  сожалеешь о расставании с Ниной. Вот на восемнадцатилетие дочки Истомина читал потрясающие стихи с признанием в любви этой красавицы, а теперь вот меня соблазнил, скромную одинокую женщину.
     До начала семинара еще оставалась достаточно времени и, аппетитно позавтракав с Татьяной, Порываев уединился на кухне за подготовкой композиции к концерту, посвященному  к  Дню Победы, тогда еще не являющимся государственным праздником. Но по предложению председателя райисполкома, участника Отечественной войны,  9 мая в последние годы  стал отмечаться в Индигирске.
     Для написания композиции "Споемте друзья" у Татьяны нашлась книга с текстами песен, связанных с Великой Отечественной войной, что позволило Алексею к написанному вступлению о песнях военных лет включить в композицию несколько популярных уже тогда послевоенных песен.  Сама же Добродеева, обложившись газетами и свежими комсомольскими  документами, занялась доработкой своего выступления на семинаре и его решения.
     Поприветствовав участников семинара-совещания и поздравив их с предстоящими праздниками Первого и Девятого мая, Касаткина вкратце остановилась на задачах в работе комсомольских организаций в свете решений XIV съезда ВЛКСМ. В частности, она подчеркнула: "Участие Комсомола в осуществлении новой  Программы Партии, принятой XXII съездом КПСС, семилетнего и годовых народнохозяйственных планов, связанных с интенсивным развертыванием коммунистического строительства, определило главное содержание деятельности ВЛКСМ и его новые задачи,  намеченные съездом.
     Одними из главных объектов заботы, Комсомола на предстоящий период должны стать вопросы интенсификации вклада комсомольцев и молодежи во всенародную борьбу за достижение высокой эффективности общественного производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Понятно, - подчеркнула она,  - для нашей молодежи   это активное участие в добыче благородного металла. Не менее важной задачей поставленной на съезде перед Комсомолом является создание плодотворных условий для расширения кругозора, повышения образования, углубления политической и нравственной культуры юношей и девушек, детей и подростков".
     После ухода с семинара Касаткиной  всю работу по его проведению взяла на себя Добродеева. Она рассказала о ходе проведении съезда, его участниках и более подробно - о решениях. Как сообщалось в прессе и материалах, поступивших из Якутского республиканского комитета, съезд проходил 5 дней с 16 по 20 апреля впервые в Кремлевском Дворце съездов с участием 3681 делегата, представляя 19,4 млн. членов Союза молодежи, 317 тыс. первичных комсомольских организаций. Среди делегатов были представлены передовики производства и сельского хозяйства, молодые ученые и прославленные спортсмены, а также воспитанники комсомола, коммунисты Юрий Гагарин и Герман Титов.
     Съезд обсудил отчет ЦК ВЛКСМ (докладчик С.П. Павлов), Центральной ревизионной комиссии, доклад об изменениях в Уставе, избрал руководящие органы Комсомола. Съезд выработал широкую программу коммунистического воспитания подрастающего поколения, принял новый Устав Комсомола, наметил сложные и ответственные задачи ВЛКСМ на ближайший период экономического и культурного созидания в советском обществе...
     Так, руководствуясь вновь принятым Уставом, комсомолец должен работать в одной из комсомольских организаций, выполнять решения Союза и своей организации, платить членские взносы, активно участвовать во всех делах, связанных со строительством нового советского общества. Уставом определялось, что комитеты комсомола могут создавать советы и комиссии, которые должны периодически информировать вышестоящие комсомольские органы о своих делах. Введен порядок приема в ряды ВЛКСМ с 14 лет, повышалась личная ответственность рекомендующих: они обязаны знать выступающих в комсомольскую организацию по совместной работе или учебе.
     В принятом решении райкома комсомола было рекомендовано всем комсомольским организациям обсудить решения съезда на комсомольских собраниях, в свете его решений доработать планы своей работы на текущий год, предусмотрев в них меры по расширению комсомольских рядов организаций, активизацию участия комсомольцев в производственной деятельности в  трудовых коллективах и проведении всех общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Комсомольским организациям, имевшим задолженность по уплате комсомольских взносов указывалось в месячный срок эту задолженность погасить, и всем комсомольским организациям поручалось доложить о проделанной работе в райком комсомола не позднее 1 октября текущего года.
       В ходе обсуждения решения райкома с места поднялась секретарь комсомольской организации  школы № 1 Светлова Мария и сказала:
       - Принимая во внимание положение Устава о приеме в Комсомол молодежи в возрасте с 14 лет я предлагаю дополнить наше решение следующим пунктом: "Рекомендовать комсомольским организациям общеобразовательных школ усилить агитационно-массовую работу среди школьников, достигших 14 лет по приему их в ряды Коммунистического союза молодежи". Она пояснила, что в ее школе в 9 и 10 классах в комсомоле не состоят более половины учащихся, а где, как не через школы мы можем ежегодно значительно пополнять наши комсомольские ряды...

     2.   

     Пока обсуждалось и принималось окончательное решение райкома, Порываев не мог отрешится от мыслей о Лауре и своем безрассудном поступке - утренней связи с Добродеевой. Сразу после окончания совещания, не сказав ни слова Татьяне, Порываев ринулся в общежитие к Лауре, как бы замаливать свой грех. К его большому удивлению на вахте, назвав свою фамилию его пропустили с напоминанием: "Истомина у себя и она Вас ждет".
      Шел уже шестой час вечера, и открыв дверь Алексей увидел Лауру в домашнем халатике, сидящую за письменным столом и готовившую домашние задания на следующий день. Увидев Порываева она бросилась ему на плечи и стала неистово его обнимать и целовать. Усадив затем  милого друга за стол и предложив выпить чайку попросила его рассказать новости с прииска, где она не была со дня празднования своего Дня рождения. За чаем с конфетами и печеньем она рассказала о своих успехах и разговоре с директрисой о ее наставлениях: еще сильнее налечь на учебу для окончания школы с золотой медалью. На вопрос Алексея откуда она узнала,  что он к ней придет, Лаура ответила, что ее одноклассница Светлова - секретарь комсомольской организации школы еще вчера отпросилась на сегодня у классного руководителя за заседание райкома комсомола, в который её недавно избрали, а Лаура от участия в нем отказалась. Она призналась, что все последние дни очень о нем скучала и несколько раз с восторгом в душе перечитывала его заздравное стихотворение на ее восемнадцатилетие.
  - Так какие новости у тебя и у нас в Эльгане? - настойчиво спросила она. Такой вопрос застал его врасплох говорить об отъезде отца с Удачиной - значило сильно навредить Лауре ее волнением и возбуждением от этого известия, и он  начал рассказывать о своих делах на работе и написании композиции к концерту к Дню Победы. Как это нередко бывает: в  трудных ситуациях выручают матери. Без стука в комнату явилась Анна Григорьевна и бросилась со слезами на глазах обнимать и целовать по переменке Лауру и Алексея, нашептывая: "Как я рада видеть вас вместе, как хорошо, что Вы теперь вместе..."
      Освободившись от объятий своей благодетельницы, Порываев, зайдя за спину Лауры стал знаками подсказывать  Анне Григорьевне (поднося палец к губам и отводя руки в разные стороны), чтобы она не сказала, что отец вместе с Удачиной переводится на работу в "Якутзолото". Сообразительная женщина быстро вытерла слезы и опережая вопросы дочери о причине ее появления у себя стала это объяснять так:
  - Вот, не могла не воспользоваться  проводами отца в командировку в  Якутск, чтобы повидаться, доченька, с тобой после столь долгого перерыва. На вот деньги, купи, что тебе необходимо, а в субботу я упрошу Василия Михайловича, с согласия Остапенко (он сейчас вместо отца) привезти тебя домой, там обо всем и поговорим. Михайлович торопится домой, я уж поеду и, если надо, Алешу с собой увезу, еще успеете полюбезничать.
     Доехав до Эльгана вместе с Анной Григорьевной на машине  директора прииска и достав из почтового ящика записку от Лизы и  письмо от Альбины он немало удивился их напоминанием о себе. Записка от Лизы:
     "Здравствуйте Алексей Иванович!  Через три дня в воскресенье 29 апреля в честь Первого мая намечен концерт-утренник для родителей  детсадников и школьников, мне поручено возглавить его подготовку. В основном, мы кое что подсобрали, но не хватает чего-то новенького оригинального. Не сможете ли нам помочь?! Жду Вас для разговора завтра 26 апреля в 17 часов у нас в школе. Лиза."
     Письмо от Альбины:
     "Здравствуй мой дорогой одноклассник, земляк, начинающий поэт и юный ухажер Алешка! Не поверишь, что, навещая свою маму в Преображенском, я припарилась с нашим председателем колхоза и побывала в твоей деревне у твоей мамы. И после этой встречи не могла не написать тебе это письмо. Алеша, милый, какая замечательная твоя МАМА, она меня напоила молоком, накормила зайчатиной, дала с собой копченой свининки и изрядный кусок свежего налима. А главное, она дала мне твой адрес и рассказала, как она тебя любит  и гордится твоими успехами по работе. Она просила, чтобы я отписала тебе сердечный привет и большое СПАСИБО, что ты ее навестил...
          Не буду лукавить, после нашей встречи в редакции газеты и прощания с тобой в аэропорту, я не нахожу себе места: какого парня я потеряла своим невниманием, а ведь я тебе нравилась. Дома я нашла твою записку, вот она и мой ответ на нее:

"Я помню как до выпускного
Ты мне записку написал,
Её прочла я нынче снова,
И тон её меня  достал:

"Признаюсь я, мне жаль Альбина,
Что дружбе нашей не бывать:
Тебе холодной, словно льдина
На мои чувства наплевать.

Но знай, еще настанет время:
Ко мне ты ластиться начнешь,
И у меня вниманье тоже,
Любви взаимной не найдешь."

Да жаль и мне теперь такое:
Ты вырос, строен и красив,
А я увлечена тобою -
"И хоть прощения проси".

Зачем тогда при нашей встрече
Ты мне надежду заронил
И провести с тобою вечер
Просил. Но встречу отменил.

И говорил, что есть подруга:
В любви и верности ты с ней,
А я, мол, из другого круга,
Из деревенских давних дней.

Но я не зря тогда в надежде
Тебя явилась провожать,
Любить готова, даже прежде
Из Армии три года ждать!

Теперь ты можешь утвердиться:
Твое пророчество сбылось,
Но не прошу тебя жениться
И ластиться тебе на зло.

Скажу: "Себе я цену знаю,
И ты с ответом не спеши...
Прости за детство. Заявляю:
Люблю тебя  от всей души!"

     На следующий день в обеденный перерыв Порываев явился в клуб и показал Людмиле Аркадьевне свою композицию "Споемте, друзья". Она пробежала текст и сказала:
  - Но ты хитер, уже ловчить у нас научился, задал ты мне задачку: ведь я собиралась тебя одного с твоим стихотворением в Дворец культуры отвезти, а теперь для композиции кроме тебя еще надо, как минимум, четырех-пяти певучих человек найти, да одеть их в солдатскую форму. Да и наметил ты к исполнению многовато песен пожалуй пяти-шести будет достаточно. Сиди пока, а я позвоню Елизавете Гавриловне в Индигирск и с ней посоветуюсь. Директор Дворца культуры Индигирска ухватилась за эту композицию двумя руками, только сообщила, что пока 9 мая не является праздничным и выходным днем, концерт решено провести не 8, а в воскресенье 6 мая. Времени на подготовку в обрез, но армейскую форму на пять-шесть исполнителей мы найдем и приехать им надо будет в субботу на генеральную репетицию. Тексты песен для страховки надо отпечатать и дать по такому случаю каждому исполнителю на руки.
     И теперь вместо работы Алексей направился в библиотеку выписывать тексты намечаемых к исполнению песен, а Людмила Аркадьевна пошла договариваться со Светланой (секретарь директора прииска), чтобы та отпечатала их на машинке и размножила (на синьке) в шести экземплярах. Помня просьбу Лизы написать что-нибудь оригинальное, не закончив подбор песен к концерту в Индигирске (время еще позволяло - 6 мая), он бросился сочинять детские стихи к первомайскому утреннику - концерту намеченному уже на воскресенье 29 апреля.
     Написав несколько подражений Маршаку и Барто, включая про весну и новый год, он вдруг решил самому написать экспромты о временах года. И чтобы оживить концерт необычной формой общения с маленькими зрителями, молодой сочинитель переделал стихи о временах года на загадки с заведомо рифмуемыми отгадками.
      В школу Алексей явился преднамеренно с небольшим опозданием, чтобы там застать Лизу одну. Знала бы Людмила Аркадьевна, подбивая Порываева к дружбе с Лизой, как самой подходящей ему подруге по всем параметрам, как они встретились. Словом:
      В глазах задор,
           В движеньях страсти,
                Восторг и спор,
                Любовь и счастье!!!
     Закончив любовную игру, молодые люди в споре и согласии составили подробный сценарий выступления шестерых школьников с загадками и  четырех озорных ребят, которые должны со всеми сидящими в зале выкрикивать отгадки. При этом затравку вступления к ребячьему выступлению должна делать сама Лиза. На все уговоры Алексея пойти  сразу же к нему на квартиру милая и нежная подруга ответила категоричным отказом, заявив, что русский обычай требует ухажеру до таких встреч искренне поухаживать за возможной невестой.
      
     В 12 часов 29 апреля в воскресенье в  доме культуры поселка Эльган  началось торжественное собрание, посвященное Первомаю, переходящее в утренник-концерт необычной художественной самодеятельности. Его открыла неутомимая директор поселкового центра досуга и развлечений Рябинкина. После короткого вступления о празднике труда и международной солидарности трудящихся она предоставила слово главному инженеру прииска Горскому, который огласил приказ о награждении почетными грамотами и денежными премиями передовиков золотодобычи. К приятному удивлению сидящих в зале, награды, в основном, получили работающие родители малолетних детей, а также отдельные передовики социалистического труда, среди которых  оказался и Порываев.   
     Людмила Аркадьевна переходя ко второй части торжественного собрания пояснила, что впервые за всю свою многолетнюю практику решилась организовать концерт среди самых маленьких участников художественной самодеятельности от пяти до десяти лет, среди которых оказались и школьники уже занимающиеся в клубе в хоровом и танцевальном кружках. И сегодня сидящие в зале родители наших юных дарований увидят на сцене своих любимчиков. От имени зрителей она высказала сердечную благодарность  воспитателю  детского сада Зинаиде Андреевне и учителю начальной школы Елизавете Петровне за подготовку  славного концерта, в чем (по ее мнению) сидящие в зале  сейчас убедятся.
     Сидевший на втором ряду Порываев рядом со своей начальницей Раисой Сергеевной, у которой должна выступать ее дочь Галя, стал переживать  в ходе концерта не меньше соседки. Уже  много было песен и танцев, детских стихов Маршака и Барто, одна девочка сыграла на пианино и мальчик - на баяне, а их номер все откладывался и откладывался. И вот на сцену под звуки марша во главе учительницы выходит шестеро школьников в разноцветных костюмах, отображающих времена года и выстраивается в шеренгу. Вперед выходит Лиза и обращается к детям, сидящим в зале:
      Спели на сцене у нас дошколята,
       Лихо сплясали постарше ребята,
        Нужно теперь всем задание дать:
         Надо загадки от нас отгадать.
     Первой задает загадку Ира:
          Что на земле и прекрасно и дико,
           Правит погодой и силой великой,
           Выше богов у любого народа,
           Всех и всегда окружает?
Знающие отгадку дети в зале дружно закричали: ПРИРОДА! И все в зале поддержали: "ПРИРОДА, ПРИРОДА! (А на заднике-экране высвечивается экзотический пейзаж неопределенного времени года).
Вперед выходит Лена и декламирует:
         Тают  снега, в реки мчатся ручьи,
         Вот уже с юга вернулись грачи,
         Всюду цветенье и нам не до сна,
         Что к нам на радость приходит?
     В зале сразу же дружно скандируют: ВЕСНА, ВЕСНА, ВЕСНА! (На экране - яркое цветение садов).
Наступает очередь  - Коли:
       Нежно теплынь нас ласкает с утра,
       К речке купаться бежит детвора,
       Зелень кругом, много солнца и света.
       В отпуске МАМА, когда это?
Восторженно раздается: ЛЕТОМ, ЛЕТОМ, ЛЕТОМ! (На экран плещется море и на деском пляже купается детвора).
В зал обращается с загадкой Володя:
       Стало прохладно и дождиком мочит,
       Ночи длиннее, а дни - уж короче,
       Ветром листву золотую разносит...
       Что называется "слякотной"?
Дружно разносится в зале: ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, ОСЕНЬ! (На экране яркая фотография золотой осени).
Настала очередь Жени:
         Белой периной накрылась земля,
         Речка замерзла, уснули поля,
          Холодом гонит детишек в дома,
          Время для сказок, какое?
Еще громче крики: ЗИМА, ЗИМА, ЗИМА! (На экране - зимняя дорога, мчится тройка).
Как бы в продолжение особо торжественно декломирует Галя:
         Но непременно зимою у всех.
         Будет веселье и радость, и смех,
         Дети на празднике "Елки" и вот,
          Что наступает тогда?
В зале скандируют: НОВЫЙ ГОД, НОВЫЙ ГОД, НОВЫЙ ГОД! (На экране дети  на "Новогодней ёлке" в  Кремлевском дворце съездов).
В завершение загадку задает сама учительница:
           Снова ВЕСНА, нет зимы со снегами,
            Праздник труда нынче празднуют с нами,
            Как он зовется еще отгадай,
            Это конечно же наш?
Под бурные аплодисменты раздается: ПЕРВОМАЙ, ПЕРВОМАЙ, ПЕРВОМАЙ! (На экране высвечивается яркая праздничная первомайская демонстрация в Москве, где дети на плечах взрослых с цветами). Снова звучит праздничная музыка и к группе чтецов выходят все участники концерта. Людмила Аркадьевна еще раз поздравляя всех находящихся в зале с праздником 1 мая, высказывает пожелания крепкого здоровья и, дошкольникам - послушания родителей, школьникам - отличной учебы, а всем взрослым - новых трудовых успехов и всех жизненных благ.
    
     3.   
    
     При выходе из зала к Порываеву подскакивает Лиза и прилюдно начинает его обнимать:
  - Алеша, все в восторге, нас хвалят, но кроме нас с Людмилой Аркадьевной никто не знают, что эту композицию придумал ты и написал такие чудесные стихи, извини пожалуйста... Но тут подошла завклубом и буднично сказала:
  - Хватит, хватит, Лиза обниматься, не перехвали, по большому счету нам еще надо 6 мая композицию подготовить к Дню победы, малолеток порадовали, теперь надо уважить ветеранов Великой Отечественной войны, а мы еще никак не соберемся, хотя бы определится кто будет в вокальной группе и что будем петь. Алеша, быстренько лови своего друга, я - найду Широкова, а ты Лиза - давай у раздевалки перехватывай  Сироткину и пойдем все вместе в мой кабинет, хоть получим у каждого согласие на выступление в этом концерте, вас то я и спрашивать не буду, сама на старости лет спою, я эти песни со времен войны  помню.
     К приятному удивлению 32-летняя Сироткина, уже переехавшая из Индигирска в Эльган и поселившаяся в квартире, которую занимала Нина, с удовольствием согласилась выступить с эльганцами на концерте. Широков  не только успел повоевать, но и после войны  участвовал в концертах дивизионного ансамбля песни и танца. Спор разгорелся о составе песен, которые предстоит исполнять и форме их исполнения. Сироткина предложила каждому исполнять по песне, а там где есть припев, подключаться остальным, она готова одна исполнить "Катюшу". Завозрожали сам Порываев и Кузнецов, ссылаясь на то, что имеют опыт лишь хорового пения и даже не разбираются в голосовых тональностях. Лиза тоже заявила, что петь любит, но солировать ей не приходилось. Все согласились петь вместе, а сколько и какие песни пришлось обсуждать. Для начала Алексей прочитал вводное стихотворение с упоминанием шести популярных песен, но при упоминании артиллеристов, туда не попали летчики, моряки и шофера. Получается уже девять и даже Сироткина сказала, что тексты всех этих песен не помнит, да и для нас и для зала петь и слушать все  эти песни  будет утомительно.
     Выручила Рябинкина, заявив, что шести тематических песен будет достаточно, при этом сократим все тексты песен до двух - трех куплетов, и для каждого участника заготовим короткую выписку текста каждой песни. Опять все внимание переключилось на  Алексея. Вступительное стихотворение всем понравилось и все согласились на исполнении шести отобранных им песен, но Виктор Матвеевич сказал:
  - Дорогой наш сочинитель вступление надо подсократить, но согласен хоть по строчке упомянуть о песнях которые мы собираемся петь. Я согласен с Людмилой Аркадьевной, что  можно все песни сократить и получится  сейчас модное - попурри. Опять же Алексей Иванович, вся надежда на Вас, я вам разрешаю от имени Андрея Артемьевич завтра вместо работы заняться  составлением этого  попурри с укорачиванием наших песен и переписыванием по порядку всех этих песен на отдельных листах. С этим предложением все согласились, включая самого Порываева. Уже на вторник была назначена первая репетиция с участием двух баянистов, песни с нотами в понедельник им должна передать сама Рябинкина.
     Однако Алексей не стал дожидаться следующего дня и решил, не откладывая в долгий ящик такое важное поручение, направиться в библиотеку, где с текстами отобранных песен имелись книги. За Алексеем увязалась Лиза, заявив что вдвоем эту работу можно будет сделать  быстрее. И действительно убрав из вступления три четверостишия они переключились на сокращение и переписывание выстроенных в тематико-логический ряд упомянутых во вступлении  песен.  Под диктовку Алексея Лизой быстро были записаны два куплета с двумя припевами песни "Священная война" (В. Лебедев-Кумач, А.В. Александров). В песне  "В землянке" (А. Сурков, К. Листов) решили сохранить первый и последний куплет. Во всенародной "Катюше" (М. Исаковский, М. Блантер) текст переписали полностью, хотя не сомневались, что слова все прекрасно знают. Со сложным текстом "Песня артиллеристов" (В. Гусев, Т. Хренников) пришлось повозится и  последний куплет исключить. Еще более сложным оказалось сокращение и написание текста песни "Враги сожгли родную хату" (М. Исаковский, М.Блантер), в которой было десять куплетов, руки поднялись сократить лишь четыре. В заключительной песне "Ехал я из Берлина" (Л. Ошанин, И. Дунаевский) они добросовестно переписали весь текст и тихонько эту песню пропели.

     Попрощавшись с библиотекарем парочка  быстро направилась в столовую, где Кира, ревностно поглядывая на Лизу, все  же заправила два термоса борщем и жаркоем, попросив Алексея завтра же принести эти термоса, а заодно и позавтракать. Настрой Порываева вместе с Лизой поужинать и оставить её  у себя на ночь не увенчался успехом. После ужина учительница быстро оделась и поцеловав Алексея в щечку направилась домой, заявив Алексею, что, как ухажер, он заслужил в этот день и вечер только твердую четверку, не сказав ни одного комплимента и грубовато попросив ее остаться на ночь.
      В понедельник в течении рабочего дня силами Светланы, Сироткиной и самой Рябинкиной шесть песен были отпечатаны на машинках и под копирку размножены в шести экземплярах. Во вторник уже состоялась первая репетиция на которой условились, что до репетиции в Индигирске все выучат тексты этих песен наизусть, но на всякий случай сохранят тексты до самого выступления.
      На работе в последние дни Алексей усердно занимался подготовкой документации к новому промывочному сезону. Встретив в среду Алексея в коридоре новый директор прииска пригласил его  в свой кабинет для серьезного разговора. Андрей Артемьевич похвалив Алексея за активное участие в художественной самодеятельности и вкрадчиво сообщил:
  - Звонил вчера Долин и сообщил, что из Якутска пришла официальная бумага о проведении с 22 по 24 июня республиканской спартакиады в форме чемпионата по легкой атлетике, необходимо подготовить спортсменов - представителей района. Спрашивал про тебя, хотим мол привлечь его к подготовке команды вместе с нашим Макаровым, а с середины мая думаем перевести его на работу в Индигирск. Как ты на это смотришь? Мы однозначно наметили тебя возглавить бригаду на втором промприборе, так как Силину придется осваивать вновь монтируемый промприбор на бывшем твоем Порываевском участке в Никольском. Порываев взбодрился и сказал:
  - Андрей Артемьевич это для меня хорошая новость: на соревнования я с удовольствием поеду, даже за свой счет, а бросить работу на прииске моя комсомольская совесть не позволит. Я думаю дней на 5 Вы меня все же отпустите, чтобы я смог Сысоева и прочих там гавриков обставить, хоть на пятерке или на десятке. Поэтому сейчас до поездки на соревнования мне возглавить промприбор не имеет смысла. "Согласен" - заключил Остапенко.
     Пока в Эльгане готовились к выступлению на концерте по своему усмотрению в Индигирске было принято решение по совету  райкома партии (Касаткиной)  подключить к  выступлению хорового коллектива прииска с военными песнями-попурри  вокальную группу Дворца культуры Индигирска вместе с его оркестром.
     В пятницу вызванные в Индигирск Порываев с Рябинкиной на вечерней репетиции концерта в районном Дворце культуры проработали тексты намечаемых песен с местным хоровым коллективом,  включив дополнительно песню  "Вечер на рейде" (А.Чуркин, В. Соловьев-Седой), решив при этом исполнять все песни только по одному  куплету с припевом или со вторым отобранным куплетом, где нет припева.
     Порываеву поручалось строго отразить в своем вступлении наличие и последовательность исполнения этих песен сводным хором, согласовав их в полном объеме с оркестром. Кроме того, подготовленный совместно с Елизоветой Гавриловной сценарий выступления сводного хора передали киномеханникам для подготовки отражения на экране кадров кинохроники и эпизодов из кинофильмов по тематике исполняемых песен. Уже на генеральной репетиции в субботу, выстроенный в два ряда хор с участием оркестра без сбоев прошел от начала до конца исполнение намеченных песен после грамогласного вступления Порываева.
     В воскресенье  6 мая торжественный вечер, посвященный 17-той годовщине Победы над фашистской Германией открыл первый секретарь райкома партии Гордеев. Отметив величие этой Победы  для всей страны и каждого советского человека, он горячо поприветствовал собранных со всего района участников войны и ветеранов труда военных лет, высказав им глубокие слова благодарности и пожелания крепкого здоровья и всех жизненных благ. В заключении он заявил, что от лица всех присутствующих и  по их просьбе от райкома партии будет направлено в ЦК КПСС предложение ввести 9 МАЯ в число государственных праздников страны с определением его выходным днем. После этого с красочным приветствием выступили пионеры, которые вручили почетным ветеранам, сидящим в первом ряду по букету гвоздик.
     К удивлению собравшихся,  вела тематический концерт сама секретарь райкома партии Ульяна Касаткина, открывая его (находясь впереди занавеса), она сказала:
     Сегодня у нас  необычный концерт, в котором выступят только самодеятельные участники художественной самодеятельности от юных пионеров до многоуважаемых участников Великой Отечественной войны солидного возраста. Его открывает своим вступлением передовик производства из Эльгана, начинающий поэт Алексей Порываев. Анонсируя исполнение песен военных лет, автор, по нашему мнению, предвосхищает одновременно, военно-патриотическую и художественно - лирическую  направленность концерта, призывая всех сидящих в зале к участию в исполнении популярных военных советских песен.
     После открытия занавеса стоящий с краю первого ряда сводного хора Порываев в военной форме  вышел вперед и без микрофона,  объявив  "Споемте, друзья", поставленным голосом стал декламировать свое вступление:
         "Споем друзья - сыны Отчизны,
          Её солдаты и бойцы.
          Идем мы с песнями по жизни,
          Как наши деды и отцы.
Их песни в праздники и будни
Звенели с гордостью всегда,
В дни пятилеток многотрудных
И в дни когда пришла беда:
       "Вставай на бой с врагом" призывно
       Звучал страны великий хор...
Пел о любви в землянке дивно,
Солдатом ставший ухажор.
       И пели о любви Катюши
       На всех российских берегах;
И пел огонь КАТЮШ из пушек
В уничтожении врага".
      Уже перед самым концертом было принято решение исполнение сводным хором военных песен разделить на  две части и испонить их, как и вступление Порываева в начале и в  конце концерта. В связи с этим, закончив вступление о первых песнях, Алексей встал на свое место в хоре и на экране появились фрагменты начала войны, как дружными рядами красноармейцы направляются на фронт.
      И под аплодисменты одновременно зазвучало:
"Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!"  И тут, все как один, в зале встали и прозвучал припев:
"Пусть ярость  благородная,
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война"...
     Выждав минуту, когда зрители рассядутся тихо послышалось:
"Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага"...
     После короткой паузы снова вместе с хором и залом полилось:
"Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла,
Про того, которого любила.
Про того, чьи письма берегла!"
 
     После успокоения общим пением зала хор вдохновенно переходит к сугубо военной песне:
"Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Мы в смертный бой идем за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны".
     И тут многие в зале встают и вливаются в общий хор:
"Артиллеристы, точный дан приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из тысяч грозных батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!
     В зале раздаются оглушительные аплодисменты и  когда закрылся занавес послышались голоса: "Еще, еще, пойте еще!"  Вышедшая перед зановесом Касаткина, успокоив зал заявлением: "Продолжение песен хором непременно последует", объявила выступление группы пионеров с чтением стихов Суркова, Твардовского и Симонова о войне. Пока шло продолжение концерта в отведенную для Алексея гримерку заявилась Добродеева, тоже  участвующая в хоре, и, отстраняя его от объятий, сказала:
  - Прошу тебя, Алексей, считай, что нашу связь ты видел во сне, где я якобы тебя соблазнила, какое-то время нам не нужно появляться вместе, уже Старцев  видевший постоянно нас вместе намекнул мне, что я к тебе неравнодушна (к стати, я тебя ждала вчера целый вечер). Долин говорил, что тебя скоро переведут в Индигирск, чтобы ты помогал Макарову готовить наших спортсменов к спартакиаде, тогда и увидимся.
     Разговор прервала  зашедшая в  гримерку Лиза сообщить Алексею, что уже приехал за ними на автобусе Костя и Рябинкина просила  передать, что после концерта сразу же все вместе уезжаем домой. Когда Добродеева ушла, Лиза, обнимая и целуя Алексея предложила этот вечер провести вместе.
     Подруги помешали Алексею как следует написать еще четверостишие ко второй части выступления хора. И когда ведущая объявила о  заключительном выступлении сводного хора,  вышедший с продолжением своего вступления ко второй части песен Порывав, на ходу не совсем складно и уверенно продекламировал досочиненное дополнительное четверостишие:
         "И с песней в бой рвались танкисты,
         Пилоты с песней рвались в высь,
         И пели на фронтах артисты...
         В тылах не  затихала жизнь." Но дальше уже по заученному к песне  моряков он продолжил:
       "И пели моряки на  рейде,
       Идя в поход в смертельный бой.
       И вслед мелькал им за кормою
       Платок любимой голубой.
Наш победитель у могилы
Жены в слезах пел без надежд,
А на груди его трубила
Медаль за город Будапешт.
        Герой Победу из Берлина
        Везя на Родину домой
        С женой пел, с матерью и с сыном
        Со всей Великою страной...
В застолье, в праздничном обеде,
В кругу друзей, однополчан,
Пусть наши песни о Победе,
Как ныне, вместе прозвучат!"

     И  после этих слов снова встав на свое место в хор, который уже практически вместе с залом исполнял почти каждому известную послевоенную песню:
"Споемте, друзья, ведь завтра в поход,
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
 Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой."  В зале гул, аплодисменты самим себе, выкрики: "Молодцы,  Ура!... Зал затихает и как бы из глубины слышится:
"Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Куда нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
     " На минуту прервав пение (в базовом тексте пропуск четыре куплета) и проникновенно:
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой...
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд.
А на груди его светилась
Медаль за город  Будапешт."
     Через тихие аплодисменты вдруг кто-то сквозь слезы вымолвил: "Спасибо за слезы сострадания русского человека!". И следом бравурно и победно зазвучало:
"Ехал я из Берлина
По дороге прямой,
На попутных машинах
Ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы,
Ехал мимо Орла -
ТАМ, ГДЕ РУССКАЯ СЛАВА
Все тропинки прошла.
Эх, встречай,
Да, крепче обнимай,
Чарочку хмельную
Полнее наливай!"  Под аплодисменты  хор повторил:
"Чарчку хмельную
Полнее наливай!"
     Но в зале послышалось: "Дальше, Дальше, Пойте еще!" И хор продолжил:
"Очень дальние дали
Мы с друзьями прошли
И нигде не видали
Лучше нашей земли.
Наше солнышко краше,
И скажу не тая:
Лучше девушек наших
Нет на свете, друзья."
      И тут зал подхватил:
"Эх, встречай,
Да, крепче обнимай,
Чарочку хмельную
Полнее наливай!
За весенние ночи,
За Родную страну
Да за карие очи
Я ходил на войну.
Вы цветите пышнее,
Золотые края,
Ты целуй горячее
Дорогая моя!"
     В зале все встали и все вместе:
"Эх, встречай,
Да, крепче обнимай,
Чарочку хмельную
Полнее наливай!" Под бурные аплодисменты послышались крики:
"Молодцы", "Здорово", Спасибо", "Ура!"