Главы из книги Цветок от Матроны Пирамида 5

Евгений Дегтярёв
«Временные несчастья суть благодеяния Божьи».
Преосв. Григорий, митрополит Новгородский.

     Наконец-то.
     Наконец случилось то, о чём и мечтать не мог! Мне предложили невероятный, фантастический проект, можно сказать хрустальную мечту, моего детства, – участие в одном из этапов, кругосветного плавания на борту легендарного барка «Крузенштерн». Всё правильно. Ну, кого ж как не меня посылать туда: в активе, несколько яхтенных походов по Северному Каспию, это раз. Теперь уже «историческая» эпопея, 28-мидневный Международный поход–регата по Каспийскому морю, это два. Об этих приключениях я даже книжку написал «Каспийская Одиссея. Путевые заметки кока», так она называется. И даже, как автор сценария и режиссер, с помощниками конечно, смонтировал одноимённый пяти серийный телефильм, который был награждён специальным Дипломом, престижного в наших водно–парусных кругах, XII Московского международного фестиваля горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». Впрочем, об этом я уже повествовал.
 
В общем, я должен ехать. Обязательно. Новые «картинки», новые ощущения, откровения, потрясения, – а для души как просторно в океане, как светло, всё сниму, всё опишу. Оставалось совсем немного, выбрать и согласовать этап кругосветки и…
И тут чисто-чистую поэзию хрустальной мечты моего детства разбила серенько–серенькая «проза» жизни.
Если честно, своими собственными руками и закопал мечту.

То есть, как всегда неожиданно, представилась возможность реализовать свои «амбиции и творческий потенциал» на ответственной (и престижной) работе в областной администрации. Это было второе приглашение «во власть». Третьего может и не быть. Кстати, зарплата там была на порядок выше прежних моих финансовых достижений.
А, как же мечта?

Вдруг, кто-то чужой, прагматично-холодный и расчётливый (я не такой!) закопошился, засуетился во мне, и «денно и нощно» начал раскладывать пасьянс моих жизненных перспектив: ну, во–первых, сходишь ты на «Крузе», впечатлений – да, денег – нет.
Ещё и из семьи последнее вытащишь.
Во-вторых: ну, напишешь, ну, снимешь. Что ещё из этого получится не известно. Но, опять же, денег этих клятых, поездка не принесёт, ещё и доплачивать будешь, за публикации. Громкое имя (были и такие мысли), вряд ли стяжаешь на этом «подприще».
Наконец, время, минимум три месяца, потеряешь. Вернёшься и что…
Конечно, я выбрал работу.

Выбрать то выбрал, но работодатель с назначением не спешил, и ожидание превратилось в пытку. Приятели позванивали: ты знаешь, «смотрят» ещё того-то и того–то. Сам понимаешь, какая работа.
Ошибки быть не должно.
Я маялся неведением пару недель и, в какой-то момент, не выдержав томления ожиданием, взмолился Богу: «Помоги Господи! Почему не я? Во мне столько сил и знаний! Я всё смогу! Я хочу приносить пользу людям и делу именно там!». Молился истово…
И Господь дал.

«Навластвоваться всласть» – как писал Окуджава.
Через восемь месяцев я уволился «по собственному желанию», но если не прятаться за спасительную эту формулировку меня просто попросили уйти. Не из–за профнепригодности. Почему это случилось, плакаться не буду, и оставлю за рамками этого повествования. Не это главное.
Дело в том, что если ты Его просишь, – Он даёт.
Ни славу! Ни деньги! Ни условное «уважение» окружающих за успешно занятое, «тёплое» кресло в «хлебном» месте.
Он дает тебе испытания.
Которые, ты можешь пройти, а можешь – и нет.
Он даёт тебе урок.
Который ты можешь усвоить, а может…
Понимание этих жизненных аксиом было впереди, а пока… Пока наступило время тяжких прозрений.

Я уволился, не претендуя на аналогичную высокооплачиваемую работу, хотя мог бы – были такие привилегии и льготы госслужбы. Но было так тошно, что ушёл в никуда.
Безработным.
Середина осени, учебный год давно начался, кто возьмёт меня в школу или в университет? Штаты давно сформированы. Жена утром уходила на работу, я на поиски её. На самом деле, просто делал вид, что искал. Больше так. Шатался по городу, любимой набережной и «холил, нежил и лелеял» обиду свою. На тех, кто мне «помог». На себя. На весь мир. На дворе любимая моя «лирическая» пора, золотой октябрь, а я всё чаще заглядываюсь в чёрную волжскую воду.
Депрессия.

Людей начал сторониться. Мне казалось, что нет в нашем маленьком городке человека, который бы не показывал на меня пальцем. И кто я теперь? Неудачник, вот кто! И сам виноват в этом. Это я предал свою мечту – мечту об океане. Всё справедливо: получил сполна. Как искушённый, опытный мазохист терзал себя, вновь и вновь перебирая бисер памятных событий приведших к краху моей административной карьеры.
К зрелым годам, каждый из нас уже выстраивает свою пирамиду. Как египетские фараоны. Из чего она складывается? Из жизненного опыта; каких–то знаний и умений; наконец из того, как ты «умеешь жить», то есть приспосабливать всё вышеперечисленное для создания комфортной своей жизни. Ни гордыни сатанинской, ни эгоизма, ни конформизма, предательства, корысти или других смертных грехов в этой пирамиде и близко нет.
Как тебе кажется.
 
И тогда пирамида превращается в мемориал. В прижизненный памятник самому себе. И, в конце концов, она тебя и раздавливает. Как жабу под колесом машины.
Но тогда мне казалось, что враз, в одночасье развалилось, всё то, что я так долго, годами, десятилетиями строил. Мою пирамиду. В щели крышки саркофага, которой я было уже прикрылся, ещё сочились любовь и сострадание родных, – да куда там, – я уже был готов окончательно захлопнуться, когда Господь «организовал» мне настоящую проблему.

Во излечение моей души, попустил мне болезнь. С очень смутными перспективами жизни. Поразительно, но получив такой жестокий урок, я вдруг вспомнил о любимых людях: о жене, которая достойна иного; о стариках, которые не перенесут; о детях, которым ещё нужен. И самое главное, я всем им здорово задолжал.
Что–то начало происходить в душе. Что же я делаю…
Сквозь руины и прах пирамиды что–то проклюнулось, что-то произросло.
Пока только прозрения.

Анализируя небогатый свой опыт воцерковления, т.е. практической его части, понимаю теперь то, что уже прочитал и осознал в «теории» – ничего случайного не бывает!
Ни с того, ни с сего – ничего не происходит.
Даже самые малые и незначительные события в нашей жизни, над которыми мы не «заморачиваемся» и никак не оцениваем: случайные встречи, походя брошенные слова или нечаянный взгляд, имеет свой потаенный, Господу понятный смысл. Происходит то, из чего ткётся полотно нашей жизни, а значит, вершатся дела, совершаются поступки, происходят события.
Формируется вектор нашего земного бытия.
Вверх или вниз.
К Богу, или…

Поэтому, ежедневно мы просим у Господа защиты и помощи.
И, чтобы Он – всё благословил и управил!
И тогда, как замечательно объяснил митрополит Сурожский Антоний: «…если ты осознал и принял, что этот день благословил Бог, что Он осенил его Своею рукой, тогда каждый человек, которого ты встретишь, – тебе от Бога подарок, каждое обстоятельство, которое представиться, – тебе подарок от Бога, горькое оно или сладкое, нравится оно тебе или не нравится. Это – Божий собственный дар тебе. и если ты его так станешь принимать, то можно справиться с любыми обстоятельствами. Но тогда надо встречать всё с готовностью, что произойти может что угодно, приятное или неприятное».

Разве не об этом же говорится в известной «Молитве Оптинских старцев»: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой… Какие бы я не получал известия в течении дня… на всё святая воля Твоя… не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой…».
 
Так просто. Так сложно.