Дом Толстого в Хамовниках

Ирина Никифорова-Захарова
     «А я иду, шагаю по…» точно, по Москве. Как вы догадались? Как-то неожиданно получилась эта поездка, впрочем, речь не о ней!
    Итак, обо всем по порядку, ибо порядочная))

    В позапрошлом году во Время «коронной» изоляции попались мне на глаза дневники Софьи  Толстой, и предстал в них вовсе не парадный гениальный Лев наш Толстой, а сложный эгоистичный в быту мужчина, который много нервов жене попортил. Впрочем, некрасиво это копаться в чужом семейном белье (без меня желающих полно) и понятно, что быть женой гения- не синекура. И ясно, что любая жена имеет к мужу свои претензии- неважно гений он или простой смертный. И видно из дневников, что были у этой женщины причины и для истерик, но опять же речь не о графине. Просто много в ее дневниках было упоминаний о московском доме. Обычно имя Толстого связано с Ясной Поляной, побывать в которой моя давняя мечта. А тут вот дом, да еще в центре Москвы.
    «Буду в Москве-схожу обязательно»,- решила я еще два года назад.

     Вообще, скажу вам по секрету, быть гением, да еще возведенным в этот статус при жизни- неплохо. В то время как большинство замков, усадеб и домов после революции были отданы на растерзание, ни усадьбу, ни этот дом Толстого эта участь не постигла, ибо «Толстой- как зеркало русской революции…» и этим все сказано.
    Потому дом, как пишут путеводители, стоит в том виде, «как будто хозяева выехали на время и скоро вернутся».

    Позже я прочла, что дом намеревались снести , оставив только кабинет графа (во оно как) и только как раз революция помешала городской Думе это сделать. Надо же. Не очень ценили графа, однако.))

    И вот я еду на метро, иду по узким московским улочкам…  Улица Льва Толстого, почти на месте! Иду, друзья мои, иду к этому дому со странным волнением. Если честно, я-натура не очень восторженная, а даже наоборот, скептическая. Но на сей раз эта роль у моей племянницы пятнадцать лет от роду, которая с нами поехала в музей за компанию, и Толстого она читала мало (в рамках школьной программы) и чихать ей на все страдания- и его и его жены, о которых она и знать (надеюсь пока) ничего не хочет.

   Знакомый по фото резной деревянный забор, за ним виднеется двухэтажный дом. Стоит этаким «пришельцем» из прошлого среди солидных домов и современных многоэтажек. Причем выкрашен он почему-то в яркий цвет, ближе к оранжевому- живенько так выкрашен. И сам дом и все надворные постройки, и даже будка собачья во дворе.

    «Интересно, такой цвет у дома и прежде был ?» - думаю я, вступая во двор через калитку, в которую не раз заходил и сам граф и его именитые гости, и я теперь иду без всякого приглашения. Пункт охраны в бывшей сторожке -довольно маленькой. Тем не менее, в ней прежде проживал сторож и два дворника ( об этом на табличке написано). Идем в кассу, расположенную в бывшем амбаре. Вижу на полке с книгами бюст Толстого и понимаю, что непременно куплю и повезу его через полстраны домой, но благоразумно откладываю покупку до окончания экскурсии.

   Наконец, открываем дверь в графский дом, оказываемся в небольшой прихожей. С известной долей фантазии можно окунуться в прошлое и представить, что ты явился в гости к известному писателю, но вахтерша в углу за столом вовремя прерывает такие фривольные мечты и напоминает, что надо одеть бахилы одноразовые - вот такая проза!)))

     Я о доме, его обитателях посмотрела и прочла довольно- сама, пожалуй, экскурсии водить могу, потому для своей маленькой компании и беру на себя эту роль. Поднимаемся по лестнице наверх. На лестничной площадке стоит чучело медведя с подносом в руках и цветы в плетеных подставках.

    Заходим в комнату, где прежде собирались за столом шумные большие компании. Тому в подтверждение на стене висит большая фотография с именитыми гостями именно за этим столом. Рояль, кресла, диваны…
   Идем по коридору. Комната средней дочери графа Марии-скромная с довольно аскетичной обстановкой. Узкая кровать за ширмой…

   Кабинет. Стол с бортиками, потертый венский стул - а на стене фото Льва Николаевича именно за этим столом. В таких местах особенно остро ощущаешь иллюзорность этого мира, его театральность, где декорации живут намного дольше людей. Вот на этом диване отдыхал писатель, вот в этих креслах сидели его друзья. Где все? Ау! А диван кожаный стоит и ничего ему не делается. Впрочем, когда-нибудь и он превратится в прах.
    Все эти мысли мелькают в голове, пока оглядываю кабинет, потом рабочую комнату, где граф умывался, шил обувь, его велосипед в углу, его гантели… Смешно, но всех наверняка переживут именно они- черные чугунные гантели…

   Еще смотрю комнаты- но уже не вглядываюсь в детали. Мне хочется почувствовать атмосферу этого дома, его звуки, хотя, понимаю, что это нереально- уж сколько лет многочисленные посетители топчут эти коридоры. Какая уж тут атмосфера! Сейчас это не  Дом- где смеются, плачут, бегают, музицируют, ссорятся, поют, готовят еду со множеством запахов , а просто дом-музей, где хранятся воспоминания. И всё же…
    По черной лестнице спускаемся на второй этаж. Тут потолки ниже.
 
    Большая столовая, стол накрыт бело-синим  сервизом. Комната старшей дочери- нарядная, поскольку дочь учится на художницу. Известная миру скатерть, на которой гости мелом оставляли свои автографы, а она их вышивала.  Спальня хозяев. Ширма отделяет две довольно скромные и узкие кровати от уютного уголка для приема близких друзей.
    Думаю почему-то о том, что граф жил намного скромнее, чем мои знакомые в загородном доме, у которых мы гостили три дня…

        Детская… Вот она производит, полагаю, на многих самое тягостное впечатление. Кровать детская и рядом кровать няни. Детский стульчик, лошадка-качалка, кукла, книжки…. Самый младший сын умер именно в этом доме в возрасте шести лет. Даже посетителям эти милые вещи ушедшего хозяина навевают тоску-печаль. Что же должна была чувствовать мать, глядя на это? Только за эти страдания ей можно простить все, в чем ее обвиняли не только соотечественники, но и неблагодарные потомки.
     …Классная, где занимались школьники, комната швеи и горничной- узкая, скромная, комната слуги графа, тоже весьма аскетичная.

     Возвращаемся в прихожую. Из всех экспонатов племянницу почему-то большее всех заинтересовало чучело медведя!))) Вот о нем информация мне не попадалась. Спрашиваем у вахтерши.
   « Экспонат, экспонат- не сомневайтесь. Подарили Толстому, а он в ту пору уже вегетерианцом был, ему подарок не понравился. А вот графиня оставила- тогда такое в моде было».

     Выходим на улицу. Рядом с домом вход в небольшой сад. Именно он был немаловажной причиной покупки именно этого дома, когда в семье Толстого появилась необходимость жить в Москве-дабы дать образование своим детям. Сейчас начало марта-холодина, зима в этом году в Москве была необычайно снежная, на дорожках парка подтаявший снег- лазить по сугробам нет желания, потому просто стою в парке, разглядывая деревья, беседку.
 
     В голове какой-то сумбур мыслей, и восторг непонятный, и чувство некоторого разочарования. Ругаю себя:
« А чего собственно ты ждала от этой экскурсии? А хорошо ли это в принципе-беречь дома великих мира сего-в которых они просто ели-пили-спали-ругались, устраивали истерики, как графиня, плакали от потерь и разочарований? Что мы хотим увидеть в этих домах, разглядывая посуду, постели, платья ушедших владельцев? Проникнем в гениальность писателя? Нет, конечно! Поймем истоки его замыслов? Боюсь, что большинство посетителей скорее удовлетворяют свое мелкое любопытство, разглядывая чужие вещи и чужой быт. Возможно, лучше когда вещи уходят с их владельцами? В дневниках жены писателя много разных натуралистических подробностей о здоровье писателя. Это так важно нам читать о его коликах, газах и горшках? Возможно, лучше еще раз прочесть произведения?

     Вот в таком «смятении чувств» выхожу за ворота с бюстиком Толстого в сумке.
   Знаю прекрасно, что предвкушение чего-либо зачастую намного лучше, чем это «чего-либо». и все же, все же... Возможно, в Ясной Поляне наступит какая-то ЯСНость))) А вы что думаете по поводу таких музеев?

      Через несколько месяцев читаю, что дом-музей закрывается в сентябре на реставрацию аж на три года и почему-то грущу.